Музей как учреждение культуры
«Идеальный музей» был предложен польским музееведом В. Глу-зинским1, который обосновал это, трактуя музей как соотношение оп-ределенных действий: наглядного и упорядоченного собрания предме-тов, создающих образ действительности из ее же собственных эле-ментов. Музей предстает как инициатор посвящения в тайны позна-ния, а также как выражение определенной системы знаний об обществе и мире, и как хранитель национального прошлого, и как «специфический инструмент хранения и передачи культурной инфор-мации»2. Понятие «музей», представленное в энциклопедических издани-ях, трактуется как научно-просветительное учреждение, осуществ- 1 Gluzinski W. Upodstaw a muzjinictva. Warzawa, 1980. 2 Каган М. С. Общение и коммуникация // Мир общения. М., 1989. 35 ляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию па-мятников естественной истории, материальной и духовной куль-туры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческо-го общества1. Существует также взгляд, закрепленный в документах международной организации ИКОМ, согласно которому музей — это учреждение, «не приносящее дохода, на службе общества, которое собирает, хранит, распространяет и прежде всего выставляет в целях изучения, воспитания и удовольствия материальные свидетельства развития природы и человека»2. Музей, являясь социокультурным учреждением, в своей деятель-ности зависит от масштаба своих коллекций, типа, вида и профи- ля. Это вызывает потребность систематизации музеев по классифи-кационным признакам3. В современном определении музея, предложенном Большой со-ветской энциклопедией, указаны следующие типы музеев: науч- но-исследовательские, научно-просветительные, учебные4. Рассмотрим их более подробно. Музеи научно-просветительного типа являются самой распро-страненной группой среди российских музеев. Их социокультурные задачи связаны как с научно-исследовательской деятельностью, так и с передачей полученных в ходе этой работы знаний широкой общест-венности. Эти две сферы в музеях данного типа как бы уравновешены. Примером могут быть такие музеи в Санкт-Петербурге, как Музей истории города, Государственный Русский музей, Музей политиче-ской истории и др. Музеи научно-исследовательского типа характеризуются боль-шим вниманием и подчиненностью деятельности задачам той области знаний, с которой профильно связан музей. Например, Зоологиче-ский музей Зоологического института Российской академии наук в Санкт-Петербурге является отделом научно-исследовательского ин- Музеи [греч. [от — муза) — место, посвященное музам, храм муз] — учреждение, осуществляющее собирание, хранение и экспонирование исторических документов, памятников духовной и материальной культуры, произведений искусства, коллекций, образцов природных богатств и т. д. (см.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 28. М., 1953. С. 493). ICOM: Устав международного совета музеев. М., 1974. С. 5. 3 Одним из первых в отечественной науке попытался классифицировать музеи еще 4 См.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 28. М., 1953. С. 493. статута, поэтому научные сотрудники музея выполняют те исследова-ния, которые определены необходимостью данного института. Учебные музеи выполняют по отношению к обществу образова-тельную, а часто дидактическую (обучающую) задачу. К музеям этого типа можно отнести музеи при учебных заведениях — школах, кол-леджах, вузах, при военных учебных заведениях, а также детские му-зеи. В настоящий период эти музеи переосмысляют свои возможности по отношению к аудитории. Примером здесь могут служить Минера-логический музей кафедры минералогии Санкт-Петербургского госу-дарственного университета и школьный музей «Мое родное Подмос-ковье» школы № 905 в Москве. В Санкт-Петербурге существует учреждение, в котором все три указанных типа музеев представлены одновременно. Это Российская академия художеств. При ней находится Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, учебный музей — музей слепков и музей публичный — музей-квартира Т. Г. Шевченко. Кроме указанной классификации музеев по типам, специалиста-ми1 рассматриваются и другие классификационные подходы, в основе которых лежат определенные принципы. Чаще всего — это принци-пы административной и профильной классификации. Классификация музеев по административному принципу, отра-жающая систематизацию музеев по видам или по их подчиненности, отображает многообразие вариантов юридического и организацион-ного положения музея и может быть представлена в виде простой ие-рархии (см. схему). На первом уровне здесь выделяются государствен-ные музеи, общественные музеи и частные музеи. Государственные музеи подразделяются затем на музеи системы Министерства куль-туры и массовых коммуникаций Российской Федерации и музеи других ведомств; общественные музеи — на школьные музеи, музеи пред-приятий, акционерных обществ, банков и т. д., а также музеи, возни-кающие непосредственно при местных муниципалитетах. Примером государственного музея, подчиняющегося системе Ми-нистерства культуры и массовых коммуникаций, может быть Государ-ственный Русский музей; примером ведомственного — Зоологиче-ский музей в Санкт-Петербурге, который является отделом Зооло-гического института Академии наук и ей же подчиняется, или Воен-но-медицинский музей, подчиняющийся Министерству обороны 1 См.: Гнедовский М. Б., Хлопана О. В. Принципы классификации музеев; Рави- ковичД. А. Социальные функции и типология музеев; Гнедовский М. Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев//Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. М., 1985. С. 50—58. 37 Российской Федерации. Другой пример — музеи на общественных началах: это любой школьный музей или музей акционерного общест-ва и т. д. В Санкт-Петербурге существует и частный музей граммофо-нов. Определенные на основе вышерассмотренного классификацион-ного принципа виды музеев различаются прежде всего с точки зрения уровня их профессиональной деятельности, т. е. их способности вы-полнять задачи, стоящие перед музеем. В этом случае выделяются му-зеи, подчиненные Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ. В музеях данной группы проводится единая политика, централи-зованно осуществляется повышение квалификации музейных специа-листов, проводятся симпозиумы и конференции по вопросам совер- шенствования различных сторон музейной деятельности и музееведе-ния, реализуются международные проекты. Ярким примером такой деятельности является Государственный Русский музей, который слу-жит научно-методическим центром Министерства культуры и массо-вых коммуникаций Российской Федерации для художественных музе-ев России и координирует все направления их деятельности. Специфика деятельности ведомственных музеев определяется за-дачами, которые ставит перед ними руководство вышестоящих ве-домств. Их отличает высокий уровень исследовательской работы по профилю той научной дисциплины, которой посвящен музей. Напри-мер, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге уделяет очень большое внимание развитию иссле-дований в области военной истории, вспомогательных исторических дисциплин, а, скажем, вопросы совершенствования экспозиции ре-шаются несколько сложнее. Возникновение и развитие музеев на общественных началах свя-зано с определенной локальной культурной ситуацией и, как правило, с деятельностью группы энтузиастов, которые берут на себя трудно-38 сти формирования и пропаганды музейной коллекции. Работа строит-ся на основе инициативы и чаще всего не отличается высоким уровнем профессионализма, так как осуществляют ее люди, не имеющие спе-циальной подготовки. Тем не менее их роль в местной культурной си-туации значительна и проявляется в привлечении большого количест-ва людей к деятельности музея не только в качестве посетителей, но и как активных участников самой музейной деятельности. Это особенно ярко проявляется в работе школьных музеев1. Перейдем к рассмотрению другого классификационного подхода. Он предполагает взгляд на многообразие музеев со стороны содержа-ния их работы. Профиль музея определяется специализацией его соб-рания и деятельностью, которая обусловлена связью с той или иной областью в науке, искусстве либо какой-то сфере действительности, т. е. профиль — это то, чему посвящен музей. Профильная классифи-кация состоит из нескольких разделов, соответствующих основным профильным группам музеев. Принятая в России классификация музеев подразделяет их на: — исторические: • общеисторические (широкого профиля), например Государст- • военно-исторические, например Центральный музей вооружен- • этнографические, например Российский этнографический музей • археологические, например Государственный археологический • истории религии, например Государственный музей истории ре- • исторические персональные2, например Музей-квартира • исторические монографические (событийные)3, например мемо 1 Таких, как, например, музей героев-панфиловцев(школа № 842, г. Москва), му 2 Группы музеев, посвященных деятельности одного человека. 3 Группы музеев, посвященных истории отдельного события, учреждения, коллектива и г. д. 39 • истории отдельных предприятий и учреждений, например народ- • прочие исторические, например музей истории г. Шлиссельбур- — художественные: • изобразительных искусств (широкого профиля), например Госу- • декоративно-прикладного искусства, например Всероссийский • народного художественного творчества, художественных про- • дворцово-декоративного и паркового искусства, например Госу- • художественные персональные, например Музей-квартира • художественные монографические, например Государственный • прочие художественные; — искусствоведческие: • театрального искусства, например музей театрального и музы- • музыкального искусства и музыкальных инструментов, напри- • фото- и киноискусства, например Русский музей фотографии в • искусствоведческие персональные, например Музей семьи Бе- • искусствоведческие монографические, например Дворец-музей 40 • прочие искусствоведческие; — литературные: • литературные (широкого профиля), например Государственный • истории книги и книгопечатания, например Музей-клуб-биб- • литературные персональные, например Литературно-мемори- • литературные монографические, например Государственный • прочие литературные; — архитектурные: • архитектурные (широкого профиля), например Государствен • музеефицированные памятники архитектуры и градостроитель- • народного зодчества, например Государственный историко-ар- • архитектурные персональные, например музей Алваро Аалто в • прочие архитектурные; — естественнонаучные: • географические, например Российский государственный музей • биологические (широкого профиля), например Государствен- • зоологические (в т. ч. зоопарки), например Зоологический музей • ботанические (в том числе ботанические сады), например Бота- • геологические, например Геологический музей Северо-Запад- 41 • минералогические, например Горный музей в Санкт-Петербур- • палеонтологические, например Палеонтологический музей Па- • почвоведческие, например Почвенно-агрономический музей • антропологические, например Музей антропологии и этногра- • медицинские, например Музей истории института эксперимен- • прочие естественнонаучные; — технические: • политехнические (широкого профиля), например Государствен- • по отраслям техники (авиации, связи, транспорта, космонавтики • технические персональные, например Государственный мемо- • технические монографические (в том числе музеефицированные • прочие технические; — отраслевые: • сельскохозяйственные, например Почвенно-агрономический • педагогические, например Музей истории профессионального 42 • здравоохранения, например Музей гигиены Центра медицин- • спорта, например Музей спорта ОАО «Олимпийский комплекс • отраслевые персональные, например Архив-музей Д. И. Менде- • отраслевые монографические, например Музей ивановского • прочие отраслевые; • краеведческие, например Новосибирский областной краеведч- • архитектуры и истории, например Историко-архитектурный и • архитектуры и этнографии, например Государственный истори- • историко-художественные, например Государственный истори- • литературы и искусства, например Государственный мемори • медицины и здравоохранения, например Медицинский му- • прочие комплексные. Многообразие типов, видов, профилей музеев свидетельствует вариативности их деятельности. Однако при всем этом множеств музеев есть единые задачи, ограниченные тем культурным простран-ством, в рамках которого тот или иной музей функционирует. Культур-ное пространство любого музея связано с его масштабом. Так, Госу-дарственный Эрмитаж, являясь музеем мирового уровня, распростра- няет свое влияние на весь мир — это «мировой» музей. В свою оче-редь, краеведческий музей г. Волхова документирует недолгую историю строительства Волховской ГЭС, а также существования и развития самого города (в конкретных географических рамках). Находясь в границах определенной территории, музей решает не свойственные другим учреждениям задачи. 1. Прежде всего музей представляет собой центр научного доку- 2. Музей является одним из центров научно-исследовательской 3. Кроме того, музей — это и учреждение культурного представи- 4. Документальная, научная и культурная ценность музея дают Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но и показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие уч-реждения социокультурного характера. В вариативности существова-ния музея есть, тем не менее, те основные «обязанности», которые определяют его феномен, т. е. возникновение и функционирование его 44 в социокультурной среде, отличающей музей от всех других явлений культуры. Данный феномен обладает способностью сохранять эти ха-рактеристики в процессе своего развития. Вопросы и задания 1. Определите место музея в социокультурном пространстве по тем зада- 2. Какие виды музеев вы знаете? Приведите примеры. 3. Что такое типы музеев? Приведите примеры. 4. Что определяет профильную классификацию музеев? Сколько и какие 5. Объясните особенности деятельности государственного музея и отли- 6. Что характеризует деятельность музея на общественных началах? Литература Воронин А. А. Музей как креативное пространство культуры // Философские ис-следования. 1994. № 1. Гнедовский М. Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев // Му-зейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современ-ном этапе. М., 1985. С. 50—58. Демиденко Ю. В. Музеи Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 1995. Калугина Т. П. Общественное сознание и художественный музей // Музееведе-ние. Музеи мира. М., 1991. Каулен М. Е. Методы активизации объектов наследия и проблемы классификации музея //Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX—XXI вв. /Тр. ГИМ. Вып. 127. М., 2001. С. 86—99. Музееведение. На пути к музею XXI века: Музеи-заповедники. М., 1991. Музееведение. На пути к музею XXI века: Региональные проблемы развития му-зейного дела. М., 1990. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. Никишин Н. А. Развитие культуры и музеи-заповедники // Музееведение. На пути к музею XXI века. Музеи-заповедники. М., 1991. Пономарев Б. Б. Несовершенный музей в несовершенном мире. М., 2002. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001. Странский 3. Музей, искусство и перспектива развития человечества // Музейное дело. Музей — культура — общество: Сб. науч. тр. Вып. 21. М., 1992. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001. Шляхтина Л. М. Музей в современном мире: новые подходы к музейной работе // Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. СПб., 1997. 45 § 4. Социокультурные функции музея Для определения функций музея можно использовать словарное толкование такого понятия, как «деятельность»1. Содержание поня-тия «деятельность» выявляет социокультурные функции музея. При этом музей можно рассматривать как специфическое учреждение, вы-полняющее определенную деятельность. Данный подход позволяет сформулировать и выделить в общем виде деятельность музея как дея-тельность, не свойственную другим учреждениям: комплектование фондов, научные исследования, научно-фондовая, экспозицион-но-выставочная и образовательно-воспитательная. При историко-культурном анализе музея как социокультурного явления ясно проявляются те его отличительные обязанности (функ-ции) по отношению к обществу, которые можно определить как: — документирование (или доказательство посредством музейных — образовательно-воспитательные (или использование инфор- К формулировке социокультурных функций возможно подойти с Традиционно музееведами различных стран выделяются функции документирования и образовательно-воспитательная. Однако суще- ствуют и иные мнения2. Ученые предлагают либо расширенную трак-товку понимания содержания функций, либо дополняют основные функции, ссылаясь на смежные научные дисциплины и музейную практику. Например, помимо документирующей и образователь- но-воспитательной выделяют еще охранную и научно-исследователь- 1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1987. См.: Равикович Д. А. Социальные функции и информационная система музеев //Теоретические вопросы научно-просветительной работы музеев (по материалам социологических исследований). М., 1984; СтранскийЗ. Музей, искусство и перспектива развития человечества // Музейное дело. Музей — культура — общество: Сб. науч. тр. Вып. 21. М., 1992; Gluzinski W . Upodstaw a muzjinictva. Warzawa, 1980; Hudson К . Museums inside and outside the Establishment — the Great Britain Divide // Papers in Museology. Umea Univ., 1992; Hudson K. A Social History of Museums: What the Visitors Thought. London and Basingtone: The Macmillan Press LTD, 1975 и т. д. 46 скую функции1, а также эстетическую, гносеолого-аксиологическую и воспитательную2. Вместе с тем существует и еще одна точка зрения на функции му-зея. Некоторые ученые3 по-разному определяют их: это комплектова-ние и наглядность; приобретение, сохранение и использование истин-ных ценностей, создавших гуманистический и культурный облик чело-века; хранение и коммуникация; хранение, публикации, формирова-ние восприятия ценностей, освоения культуры и связей с обществом для личностей и групп. Они отмечают важность и значительность та-ких функций, как удовлетворение культурных потребностей человека, формирование мировоззрения и системы ценностей, развитие творче-ской активности личности, расширение возможностей человеческого познания, формирование национального, регионального и профес-сионального самосознания, обеспечение исторической преемствен-ности4. Существует особый взгляд на проблему социальных функций му-зея. Он заключается в отрицании институциональной трактовки, ос-нованной на интерпретации его как учреждения. В этом случае смысл деятельности музея определяется задачами науки и образования или каких-то других сфер, внешних по отношению к самому музею. «Му-зей — как научно-исследовательский институт, музей — как школа, музей — как клуб, музей — как студия, музей — как проектное бюро и т. д. В этом ряду отсутствует только одно звено — музей как... музей»5. Предлагается рассматривать музей не с точки зрения его по- 1 Фролов А. И. Из истории становления музееведческих центров России // Музей 2 Макарова Н. Г. Социальные функции музея // На пути к музею XXI века: Сб. 3 Иксанова И. В. Опыт разработки модели регионального музейного объединения 4 Дукельский В. Ю. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение. 5 Там же. 47 лифункциональности, а опираясь на философское осмысление фено-мена музея1. Общую картину представлений о функциях музея дополняет под-ход, позволяющий посмотреть на социокультурные функции музея в системе координат «культура—общество—личность». В рамках дан-ного представления к проблемам «культуры» относятся функции до-кументирования, учет, хранение, изучение музейных ценностей. «Об-щество» характеризуется осуществлением функций образования и воспитания, распространения знаний. «Личность» же развивается благодаря реализации музеем своих функций, что выражается как в формировании творческих способностей человека, так и в удовлетво-рении потребности в рекреации2. Кроме того, в рамках культурологического понимания функций музея они проявляются в удовлетворении духовных потребностей че-ловека через общение с культурным наследием. Общая схема функ-ций музея в культуре в данном случае может быть представлена как «формирование мировоззрения и системы ценностей, консолидация и демократизация общества, социализация и развитие творческой ак-тивности личности, обеспечение исторической преемственности, рас-ширение возможностей человеческого познания»3. При всем многообразии подходов и точек зрения к основным исто-рически сложившимся социокультурным функциям музея, выражаю-щим его общественное назначение, можно отнести: — функцию документирования (собственно музейную функцию), — образовательно-воспитательную функцию, обусловленную» ' Гнедовский М. Б., Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация как предмет му- 2 ВансловаЕ.Г.,ЛомуноваА.К,ПавлюченкоЭ.А. и др. Музей и школа: Пособие 3 Дукельский В. Ю. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение. 48 тов, а также познавательными и культурными запросами общества к музею. Она включает в себя как просветительные, так и образова-тельные аспекты; — функцию организации свободного времени, отвечающую об-щественным потребностям в культурных формах досуга, эмоциональ-ной разрядке и пр. Эта функция является производной от функции об-разования и воспитания, поскольку посещение музеев в свободное время связано, как правило, с мотивами познавательно-эмоциональ-ного характера и в этом плане представляет собой способ реализации образовательно-воспитательных задач музея. Необходимо иметь в виду, что в реальном пространственно-вре-менном процессе (действительности), понятие «функция» объясняет процесс взаимодействия музея с обществом, т. е. его функционирова-ние. Данный процесс взаимодействия происходит как в рамках самого музея', так и в отношениях музея с социокультурной средой2. Взаимодействие, которое существует между социальными функ-циями музея, прослеживается во всех видах музейной деятельности. И в этом проявляются особенности социальных функций. Так, процесс документирования, связанный непосредственно с комплектованием, учетом, хранением, изучением музейных собраний, продолжается и в ходе экспозиционной и образовательной деятельности музея. Экспо-зиция в этом плане представляет собой своеобразную, специфиче-скую для музея форму «публикации» научной работы, которая проис-ходит в процессе атрибуции и изучения музейных предметов. Конкрет-ные формы просветительной деятельности музея (экскурсии, лекции, консультации и пр.) выступают в качестве комментария к экспозиции и музейным предметам. Образовательно-воспитательная функция главным образом реализуется на основе музейной экспозиции и раз-нообразных форм просветительной и образовательной деятельно-сти. Однако использование музейных собраний в образовательных целях должно во многом определять и направление комплектования 1 Образовательно-воспитательная функция зависит от функции документирова 2 Социальные, политические, экономические потребности и культурные условия 4 - 4493 49 музейных фондов1. Повышение роли музеев в организации свободно-го времени предъявляет требование как к экспозиционной, так и к просветительно-образовательной деятельности музея. С этим, в свою очередь, связаны тенденции аттрактивности экспозиций, вклю-чение в них действующих моделей, аудиовизуальных средств (звуко-вое сопровождение, киноэкраны, мониторы компьютеров и т. д.), а также использование театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов и т. д. Состав, численность, полнота и соответствие музейных собраний требованиям профильной дисциплины определяют содержание и ка-чество экспозиций, просветительной и образовательной деятельности музея. Развитие экспозиционной и просветительной деятельности стимулирует интенсивность комплектования и изучения фондов и т. д. Вместе с тем качество музейной деятельности зависит от уровня раз-вития профильной музею научной дисциплины и степени профессио-нальной подготовленности музейных специалистов. Взаимодействие, которое прослеживается в структуре социаль-ных функций, — одно из необходимых условий жизнедеятельности и перспективного развития музея. Важными свойствами социокультурных функций музея является их стабильность и одновременно, как это ни парадоксально, дина-мизм, подвижность. Рассмотрение функций в историческом контексте показывает, что суть существования музея связана с наличием той особой деятельности его по отношению к обществу, без которой теря-ется смысл существования самого явления, т. е. функции музея ста-бильны, поскольку документирующие и образовательно-воспита-тельные значения музея остаются неизменными на протяжении зна-чительных историческ<
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (810)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |