Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Музей как учреждение культуры



2019-11-13 810 Обсуждений (0)
Музей как учреждение культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




«Идеальный музей» был предложен польским музееведом В. Глу-зинским1, который обосновал это, трактуя музей как соотношение оп-ределенных действий: наглядного и упорядоченного собрания предме-тов, создающих образ действительности из ее же собственных эле-ментов. Музей предстает как инициатор посвящения в тайны позна-ния, а также как выражение определенной системы знаний об обществе и мире, и как хранитель национального прошлого, и как «специфический инструмент хранения и передачи культурной инфор-мации»2.

Понятие «музей», представленное в энциклопедических издани-ях, трактуется как научно-просветительное учреждение, осуществ-

1 Gluzinski W. Upodstaw a muzjinictva. Warzawa, 1980.

2 Каган М. С. Общение и коммуникация // Мир общения. М., 1989.

35


ляющее комплектование, хранение, изучение и популяризацию па-мятников естественной истории, материальной и духовной куль-туры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческо-го общества1. Существует также взгляд, закрепленный в документах международной организации ИКОМ, согласно которому музей — это учреждение, «не приносящее дохода, на службе общества, которое собирает, хранит, распространяет и прежде всего выставляет в целях изучения, воспитания и удовольствия материальные свидетельства развития природы и человека»2.

Музей, являясь социокультурным учреждением, в своей деятель-ности зависит от масштаба своих коллекций, типа, вида и профи- ля. Это вызывает потребность систематизации музеев по классифи-кационным признакам3.

В современном определении музея, предложенном Большой со-ветской энциклопедией, указаны следующие типы музеев: науч- но-исследовательские, научно-просветительные, учебные4.

Рассмотрим их более подробно.

Музеи научно-просветительного типа являются самой распро-страненной группой среди российских музеев. Их социокультурные задачи связаны как с научно-исследовательской деятельностью, так и с передачей полученных в ходе этой работы знаний широкой общест-венности. Эти две сферы в музеях данного типа как бы уравновешены. Примером могут быть такие музеи в Санкт-Петербурге, как Музей истории города, Государственный Русский музей, Музей политиче-ской истории и др.

Музеи научно-исследовательского типа характеризуются боль-шим вниманием и подчиненностью деятельности задачам той области знаний, с которой профильно связан музей. Например, Зоологиче-ский музей Зоологического института Российской академии наук в Санкт-Петербурге является отделом научно-исследовательского ин-

Музеи [греч. [от — муза) — место, посвященное музам, храм

муз] — учреждение, осуществляющее собирание, хранение и экспонирование истори­ческих документов, памятников духовной и материальной культуры, произведений ис­кусства, коллекций, образцов природных богатств и т. д. (см.: Большая советская эн­циклопедия. 2-е изд. Т. 28. М., 1953. С. 493).

ICOM: Устав международного совета музеев. М., 1974. С. 5.

3 Одним из первых в отечественной науке попытался классифицировать музеи еще
в 1929 г. Ф. И. Шмит, выделив три типа музеев, определяющим признаком которых яв­
ляется их общественное назначение: научные, учебные, публичные (см.: Чистотино-
ва С. Л.
Федор Иванович Шмит. М., 1994. С. 112—113).

4 См.: Большая советская энциклопедия. 2-е изд. Т. 28. М., 1953. С. 493.
36      


статута, поэтому научные сотрудники музея выполняют те исследова-ния, которые определены необходимостью данного института.

Учебные музеи выполняют по отношению к обществу образова-тельную, а часто дидактическую (обучающую) задачу. К музеям этого типа можно отнести музеи при учебных заведениях — школах, кол-леджах, вузах, при военных учебных заведениях, а также детские му-зеи. В настоящий период эти музеи переосмысляют свои возможности по отношению к аудитории. Примером здесь могут служить Минера-логический музей кафедры минералогии Санкт-Петербургского госу-дарственного университета и школьный музей «Мое родное Подмос-ковье» школы № 905 в Москве.

В Санкт-Петербурге существует учреждение, в котором все три указанных типа музеев представлены одновременно. Это Российская академия художеств. При ней находится Научно-исследовательский музей Российской академии художеств, учебный музей — музей слепков и музей публичный — музей-квартира Т. Г. Шевченко.

Кроме указанной классификации музеев по типам, специалиста-ми1 рассматриваются и другие классификационные подходы, в основе которых лежат определенные принципы. Чаще всего — это принци-пы административной и профильной классификации.

Классификация музеев по административному принципу, отра-жающая систематизацию музеев по видам или по их подчиненности, отображает многообразие вариантов юридического и организацион-ного положения музея и может быть представлена в виде простой ие-рархии (см. схему). На первом уровне здесь выделяются государствен-ные музеи, общественные музеи и частные музеи. Государственные музеи подразделяются затем на музеи системы Министерства куль-туры и массовых коммуникаций Российской Федерации и музеи других ведомств; общественные музеи — на школьные музеи, музеи пред-приятий, акционерных обществ, банков и т. д., а также музеи, возни-кающие непосредственно при местных муниципалитетах.

Примером государственного музея, подчиняющегося системе Ми-нистерства культуры и массовых коммуникаций, может быть Государ-ственный Русский музей; примером ведомственного — Зоологиче-ский музей в Санкт-Петербурге, который является отделом Зооло-гического института Академии наук и ей же подчиняется, или Воен-но-медицинский музей, подчиняющийся Министерству обороны

1 См.: Гнедовский М. Б., Хлопана О. В. Принципы классификации музеев; Рави- ковичД. А. Социальные функции и типология музеев; Гнедовский М. Б. Анализ музей­ной сети и проблема классификации музеев//Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. М., 1985. С. 50—58.

37


Российской Федерации. Другой пример — музеи на общественных началах: это любой школьный музей или музей акционерного общест-ва и т. д. В Санкт-Петербурге существует и частный музей граммофо-нов.

Определенные на основе вышерассмотренного классификацион-ного принципа виды музеев различаются прежде всего с точки зрения уровня их профессиональной деятельности, т. е. их способности вы-полнять задачи, стоящие перед музеем. В этом случае выделяются му-зеи, подчиненные Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ. В музеях данной группы проводится единая политика, централи-зованно осуществляется повышение квалификации музейных специа-листов, проводятся симпозиумы и конференции по вопросам совер-

шенствования различных сторон музейной деятельности и музееведе-ния, реализуются международные проекты. Ярким примером такой деятельности является Государственный Русский музей, который слу-жит научно-методическим центром Министерства культуры и массо-вых коммуникаций Российской Федерации для художественных музе-ев России и координирует все направления их деятельности.

Специфика деятельности ведомственных музеев определяется за-дачами, которые ставит перед ними руководство вышестоящих ве-домств. Их отличает высокий уровень исследовательской работы по профилю той научной дисциплины, которой посвящен музей. Напри-мер, Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге уделяет очень большое внимание развитию иссле-дований в области военной истории, вспомогательных исторических дисциплин, а, скажем, вопросы совершенствования экспозиции ре-шаются несколько сложнее.

Возникновение и развитие музеев на общественных началах свя-зано с определенной локальной культурной ситуацией и, как правило, с деятельностью группы энтузиастов, которые берут на себя трудно-38


сти формирования и пропаганды музейной коллекции. Работа строит-ся на основе инициативы и чаще всего не отличается высоким уровнем профессионализма, так как осуществляют ее люди, не имеющие спе-циальной подготовки. Тем не менее их роль в местной культурной си-туации значительна и проявляется в привлечении большого количест-ва людей к деятельности музея не только в качестве посетителей, но и как активных участников самой музейной деятельности. Это особенно ярко проявляется в работе школьных музеев1.

Перейдем к рассмотрению другого классификационного подхода. Он предполагает взгляд на многообразие музеев со стороны содержа-ния их работы. Профиль музея определяется специализацией его соб-рания и деятельностью, которая обусловлена связью с той или иной областью в науке, искусстве либо какой-то сфере действительности, т. е. профиль — это то, чему посвящен музей. Профильная классифи-кация состоит из нескольких разделов, соответствующих основным профильным группам музеев.

Принятая в России классификация музеев подразделяет их на:

исторические:

• общеисторические (широкого профиля), например Государст-
венный исторический музей в Москве;

• военно-исторические, например Центральный музей вооружен-
ных сил в Москве;

• этнографические, например Российский этнографический музей
в Санкт-Петербурге;

• археологические, например Государственный археологический
музей в Одессе;

• истории религии, например Государственный музей истории ре-
лигии в Санкт-Петербурге;

• исторические персональные2, например Музей-квартира
С. М. Кирова, музей подводных сил России им. А. И. Маринеско (все в
Санкт-Петербурге);

• исторические монографические (событийные)3, например мемо­
риальный музей обороны и блокады Ленинграда в Санкт-Петербурге;

1 Таких, как, например, музей героев-панфиловцев(школа № 842, г. Москва), му­
зей «Россиянка», (школа № 751, г. Москва) и др.

2 Группы музеев, посвященных деятельности одного человека.

3 Группы музеев, посвященных истории отдельного события, учреждения, коллек­тива и г. д.

39


• истории отдельных предприятий и учреждений, например народ-
ный музей ОАО МЗ «Арсенал», музей Академии гражданской авиа-
ции и ГУАП «Пулково», музей истории и техники Кировского завода
(все в Санкт-Петербурге);

• прочие исторические, например музей истории г. Шлиссельбур-
га, Государственный Всеволожский историко-краеведческий музей
(все в Ленинградской области);

художественные:

• изобразительных искусств (широкого профиля), например Госу-
дарственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге;

• декоративно-прикладного искусства, например Всероссийский
музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве;

• народного художественного творчества, художественных про-
мыслов, например Музей народного искусства НИИ художественной
промышленности в Москве, Музей народного искусства в Нижнем
Новгороде;

• дворцово-декоративного и паркового искусства, например Госу-
дарственный музей-заповедник «Петергоф», Государственный му-
зей-заповедник «Царское Село», Государственный историко-худо-
жественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина»;

• художественные персональные, например Музей-квартира
А. И. Куинджи, Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» в Санкт-Пе-
тербурге;

• художественные монографические, например Государственный
музей городской скульптуры, Государственный музей-памятник
«Спас на Крови» в Санкт-Петербурге;

• прочие художественные;

искусствоведческие:

• театрального искусства, например музей театрального и музы-
кального искусства в Санкт-Петербурге, Государственный централь-
ный театральный музей им. А. А. Бахрушина в Москве;

• музыкального искусства и музыкальных инструментов, напри-
мер Государственный центральный музей музыкальной культуры им.
М. И. Глинки в Москве, музей граммофонов и фонографов в
Санкт-Петербурге;

• фото- и киноискусства, например Русский музей фотографии в
Нижнем Новгороде, Государственный музей кино в Москве;

• искусствоведческие персональные, например Музей семьи Бе-
нуа в Санкт-Петербурге (Петергоф);

• искусствоведческие монографические, например Дворец-музей
Петра I в Санкт-Петербурге;

40


• прочие искусствоведческие;

литературные:

• литературные (широкого профиля), например Государственный
музей института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН в
Санкт-Петербурге;

• истории книги и книгопечатания, например Музей-клуб-биб-
лиотека им. Г. Скорины в г. Полоцке;

• литературные персональные, например Литературно-мемори-
альный музей Ф. М. Достоевского;

• литературные монографические, например Государственный
литературно-мемориальный музей Анны Ахматовой в Фонтанном
Доме в Санкт-Петербурге;

• прочие литературные;                                                             

архитектурные:                                                          

• архитектурные (широкого профиля), например Государствен­
ный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусе-
ва;

• музеефицированные памятники архитектуры и градостроитель-
ства, например Историко-культурный музей-заповедник «Петропав-
ловская крепость» Государственного музея истории Санкт-Петер-
бурга;

• народного зодчества, например Государственный историко-ар-
хитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Музей
деревянного зодчества «Витославлицы» в Новгороде;

• архитектурные персональные, например музей Алваро Аалто в
Тампере;

• прочие архитектурные;

естественнонаучные:

• географические, например Российский государственный музей
Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге;

• биологические (широкого профиля), например Государствен-
ный биологический музей им. К. А. Тимирязева в Москве;

• зоологические (в т. ч. зоопарки), например Зоологический музей
Зоологического института Российской академии наук;

• ботанические (в том числе ботанические сады), например Бота-
нический сад Иркутского государственного университета;

• геологические, например Геологический музей Северо-Запад-
ного регионального геологического центра в Санкт-Петербурге;

41


• минералогические, например Горный музей в Санкт-Петербур-
ге, Минералогический музей им. А. Е. Ферсмана Российской акаде-
мии наук в Москве;

• палеонтологические, например Палеонтологический музей Па-
леонтологического института им. Ю. А. Орлова Российской академии
наук в Москве;

• почвоведческие, например Почвенно-агрономический музей
им. академика В. Р. Вильямса Московской сельскохозяйственной
академии им. К. А. Тимирязева, Восточно-Сибирский музей почвове-
дения им. И. В. Николаева при Иркутском государственном универси-
тете;

• антропологические, например Музей антропологии и этногра-
фии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук в
Санкт-Петербурге;

• медицинские, например Музей истории института эксперимен-
тальной медицины Российской академии медицинских наук в
Санкт-Петербурге;

• прочие естественнонаучные;

технические:

• политехнические (широкого профиля), например Государствен-
ный Политехнический музей в Москве;

• по отраслям техники (авиации, связи, транспорта, космонавтики
и т. д.), например Центральный музей железнодорожного транспорта
в Санкт-Петербурге, Центральный музей связи им. А. С. Попова в
Санкт-Петербурге, Государственный музей истории космонавтики
им. К. Э. Циолковского в Калуге;

• технические персональные, например Государственный мемо-
риальный дом-музей академика С. П. Королева в Москве;

• технические монографические (в том числе музеефицированные
памятники техники), например музей на крейсере «Аврора» в
Санкт-Петербурге;

• прочие технические;

отраслевые:

• сельскохозяйственные,   например Почвенно-агрономический
музей им. академика В. Р. Вильямса Московской сельскохозяйствен-
ной академии им. К. А. Тимирязева в Москве;

• педагогические, например Музей истории профессионального
образования Санкт-Петербурга;

42


• здравоохранения, например Музей гигиены Центра медицин-
ской профилактики в Санкт-Петербурге, Музей истории Института
гигиены труда и профзаболеваний в Москве;

• спорта, например Музей спорта ОАО «Олимпийский комплекс
"Лужники"» в Москве;

• отраслевые персональные, например Архив-музей Д. И. Менде-
леева при Санкт-Петербургском государственном университете,

• отраслевые монографические, например Музей ивановского
ситца в Иваново, Санкт-Петербургский государственный музей хле-
ба;

• прочие отраслевые;
комплексные:

• краеведческие, например Новосибирский областной краеведч-
ский музей, Омский государственный историко-краеведческий музей,

• архитектуры и истории, например Историко-архитектурный и
художественный музей «Новый Иерусалим» в г. Истра Московской
области, Звенигородский историко-архитектурный и художественный
музей Московской области;

• архитектуры и этнографии, например Государственный истори-
ко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи»
Карелии, Иркутский архитектурно-этнографический музей «Таль-
цы»;

• историко-художественные, например Государственный истори-
ко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» в Москве,
Государственный научно-художественный музей коневодства в Моск-
ве;

• литературы и искусства, например Государственный мемори­
альный и природный музей-заповедник И. С. Тургенева «Спас-
ское-Лутовиново» в Орловской области;

• медицины и здравоохранения, например Медицинский му-
зей-научно-исследовательский центр Российской академии медицин-
ских наук в Москве;

• прочие комплексные.

Многообразие типов, видов, профилей музеев свидетельствует вариативности их деятельности. Однако при всем этом множеств музеев есть единые задачи, ограниченные тем культурным простран-ством, в рамках которого тот или иной музей функционирует. Культур-ное пространство любого музея связано с его масштабом. Так, Госу-дарственный Эрмитаж, являясь музеем мирового уровня, распростра-


няет свое влияние на весь мир — это «мировой» музей. В свою оче-редь, краеведческий музей г. Волхова документирует недолгую историю строительства Волховской ГЭС, а также существования и развития самого города (в конкретных географических рамках).

Находясь в границах определенной территории, музей решает не свойственные другим учреждениям задачи.

1. Прежде всего музей представляет собой центр научного доку-
ментирования региона. Именно в музее сосредоточены материальные
свидетельства (документы) развития истории, культуры или природы,
которые, став музейными предметами, несут в себе подлинную (аутен-
тичную) информацию, имеющую большое научное и культурное зна-
чение.

2. Музей является одним из центров научно-исследовательской
деятельности региона, так как отбор, исследование и использование
музейных предметов в качестве экспонатов требует серьезной иссле-
довательской деятельности и полученные результаты часто являются
научными открытиями (пусть местного характера), проливающими
свет на развитие культурных или природных процессов, происходя-
щих в «пространстве музея».

3. Кроме того, музей — это и учреждение культурного представи-
тельства региона, так как представленные в экспозиции музейные
экспонаты являются образцами культурного наследия. В свою оче-
редь, музейные экспозиции есть новая культурная реальность, в кото-
рой оказываются аккумулированными культурные нормы, домини-
рующие в данном обществе в данное время, а деятельность музейных
сотрудников осуществляется с учетом их профессиональной куль-
туры.

4. Документальная, научная и культурная ценность музея дают
возможность считать его и образовательно-воспитательным центром,
осуществляющим процесс передачи культурных норм, лучших тради-
ций, опыта поколений с учетом тех требований, которые общество вы-
двигает в различные исторические периоды.

Являясь частью социокультурного пространства, исторически сложившиеся типы, виды и профили музеев обусловлены не только его учрежденческими особенностями, но и показывают возможности и специфику выполнения музеями определенных задач по отношению к обществу, которые не могут решить клубы, библиотеки и другие уч-реждения социокультурного характера. В вариативности существова-ния музея есть, тем не менее, те основные «обязанности», которые определяют его феномен, т. е. возникновение и функционирование его 44


в социокультурной среде, отличающей музей от всех других явлений культуры. Данный феномен обладает способностью сохранять эти ха-рактеристики в процессе своего развития.

Вопросы и задания

1. Определите место музея в социокультурном пространстве по тем зада-
чам, которые он решает.

2. Какие виды музеев вы знаете? Приведите примеры.

3. Что такое типы музеев? Приведите примеры.

4. Что определяет профильную классификацию музеев? Сколько и какие
профили музеев вы знаете?

5. Объясните особенности деятельности государственного музея и отли-
чия его от частного.

6. Что характеризует деятельность музея на общественных началах?

Литература

Воронин А. А. Музей как креативное пространство культуры // Философские ис-следования. 1994. № 1.

Гнедовский М. Б. Анализ музейной сети и проблема классификации музеев // Му-зейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современ-ном этапе. М., 1985. С. 50—58.

Демиденко Ю. В. Музеи Санкт-Петербурга: Справочник. СПб., 1995.

Калугина Т. П. Общественное сознание и художественный музей // Музееведе-ние. Музеи мира. М., 1991.

Каулен М. Е. Методы активизации объектов наследия и проблемы классификации музея //Теория и практика музейного дела в России на рубеже XX—XXI вв. /Тр. ГИМ. Вып. 127. М., 2001. С. 86—99.

Музееведение. На пути к музею XXI века: Музеи-заповедники. М., 1991.

Музееведение. На пути к музею XXI века: Региональные проблемы развития му-зейного дела. М., 1990.

Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989.

Никишин Н. А. Развитие культуры и музеи-заповедники // Музееведение. На пути к музею XXI века. Музеи-заповедники. М., 1991.

Пономарев Б. Б. Несовершенный музей в несовершенном мире. М., 2002.

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. М., 2001.

Странский 3. Музей, искусство и перспектива развития человечества // Музейное дело. Музей — культура — общество: Сб. науч. тр. Вып. 21. М., 1992.

Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск, 2001.

Шляхтина Л. М. Музей в современном мире: новые подходы к музейной работе // Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. СПб., 1997.

45


§ 4. Социокультурные функции музея

Для определения функций музея можно использовать словарное толкование такого понятия, как «деятельность»1. Содержание поня-тия «деятельность» выявляет социокультурные функции музея. При этом музей можно рассматривать как специфическое учреждение, вы-полняющее определенную деятельность. Данный подход позволяет сформулировать и выделить в общем виде деятельность музея как дея-тельность, не свойственную другим учреждениям: комплектование фондов, научные исследования, научно-фондовая, экспозицион-но-выставочная и образовательно-воспитательная.

При историко-культурном анализе музея как социокультурного явления ясно проявляются те его отличительные обязанности (функ-ции) по отношению к обществу, которые можно определить как:

— документирование (или доказательство посредством музейных
предметов различных фактов, событий, явлений, происходивших в
природе и в обществе);

— образовательно-воспитательные (или использование инфор-
мативных и экспрессивных возможностей музейных предметов в удов-
летворении познавательных и культурных запросов общества).

К формулировке социокультурных функций возможно подойти с
различных точек зрения, например, с позиций философии, культуро-
логии, социологии. В настоящем пособии превалирует музееведче-
ский подход.                                                                                  I

Традиционно музееведами различных стран выделяются функции документирования и образовательно-воспитательная. Однако суще- ствуют и иные мнения2. Ученые предлагают либо расширенную трак-товку понимания содержания функций, либо дополняют основные функции, ссылаясь на смежные научные дисциплины и музейную практику. Например, помимо документирующей и образователь- но-воспитательной выделяют еще охранную и научно-исследователь-  

1 См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1987.

См.: Равикович Д. А. Социальные функции и информационная система музеев //Теоретические вопросы научно-просветительной работы музеев (по материалам со­циологических исследований). М., 1984; СтранскийЗ. Музей, искусство и перспекти­ва развития человечества // Музейное дело. Музей — культура — общество: Сб. науч. тр. Вып. 21. М., 1992; Gluzinski W . Upodstaw a muzjinictva. Warzawa, 1980; Hudson К . Museums inside and outside the Establishment — the Great Britain Divide // Papers in Museology. Umea Univ., 1992; Hudson K. A Social History of Museums: What the Visitors Thought. London and Basingtone: The Macmillan Press LTD, 1975 и т. д.

46


скую функции1, а также эстетическую, гносеолого-аксиологическую и воспитательную2.

Вместе с тем существует и еще одна точка зрения на функции му-зея. Некоторые ученые3 по-разному определяют их: это комплектова-ние и наглядность; приобретение, сохранение и использование истин-ных ценностей, создавших гуманистический и культурный облик чело-века; хранение и коммуникация; хранение, публикации, формирова-ние восприятия ценностей, освоения культуры и связей с обществом для личностей и групп. Они отмечают важность и значительность та-ких функций, как удовлетворение культурных потребностей человека, формирование мировоззрения и системы ценностей, развитие творче-ской активности личности, расширение возможностей человеческого познания, формирование национального, регионального и профес-сионального самосознания, обеспечение исторической преемствен-ности4.

Существует особый взгляд на проблему социальных функций му-зея. Он заключается в отрицании институциональной трактовки, ос-нованной на интерпретации его как учреждения. В этом случае смысл деятельности музея определяется задачами науки и образования или каких-то других сфер, внешних по отношению к самому музею. «Му-зей — как научно-исследовательский институт, музей — как школа, музей — как клуб, музей — как студия, музей — как проектное бюро и т. д. В этом ряду отсутствует только одно звено — музей как... музей»5. Предлагается рассматривать музей не с точки зрения его по-

1 Фролов А. И. Из истории становления музееведческих центров России // Музей
и власть. Ч. 2. М., 1991.

2 Макарова Н. Г. Социальные функции музея // На пути к музею XXI века: Сб.
науч. тр./Отв. ред. Н.А.Никишин. М., 1989. С. 200—201. Автор понимает под эстети­
ческой функцией осваивание и оценивание культурного потенциала музейного материа­
ла, ввод посетителя в систему эстетических ценностей, под гносеолого-аксиологиче-
ской — осуществление отбора, хранение и интерпретацию музейного материала и реа­
лизацию познавательно-оценочной активности посетителя музея в процессе музейной
коммуникации, под воспитательной — введение музея в общую систему воспитания.

3 Иксанова И. В. Опыт разработки модели регионального музейного объединения
// Музееведение. Вопросы теории и методики. М., 1987; Селиванов В. В. Предмет и
структура музейной социологии: опыт решения проблемы //Художественный музей и
город. Новые формы деятельности. М., 1988.; СтранскийЗ. Понимание музееведения
// Музееведение. Музеи мира. М., 1991; Gluzinski W . Upodstaw a muzjinictva.
Warzawa, 1980.

4 Дукельский В. Ю. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение.
Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989.

5 Там же.

47


лифункциональности, а опираясь на философское осмысление фено-мена музея1.

Общую картину представлений о функциях музея дополняет под-ход, позволяющий посмотреть на социокультурные функции музея в системе координат «культура—общество—личность». В рамках дан-ного представления к проблемам «культуры» относятся функции до-кументирования, учет, хранение, изучение музейных ценностей. «Об-щество» характеризуется осуществлением функций образования и воспитания, распространения знаний. «Личность» же развивается благодаря реализации музеем своих функций, что выражается как в формировании творческих способностей человека, так и в удовлетво-рении потребности в рекреации2.

Кроме того, в рамках культурологического понимания функций музея они проявляются в удовлетворении духовных потребностей че-ловека через общение с культурным наследием. Общая схема функ-ций музея в культуре в данном случае может быть представлена как «формирование мировоззрения и системы ценностей, консолидация и демократизация общества, социализация и развитие творческой ак-тивности личности, обеспечение исторической преемственности, рас-ширение возможностей человеческого познания»3.

При всем многообразии подходов и точек зрения к основным исто-рически сложившимся социокультурным функциям музея, выражаю-щим его общественное назначение, можно отнести:

— функцию документирования (собственно музейную функцию),
функцию доказательства, т. е. подтверждения посредством музейных
предметов развития общества, культуры или же природы; она вызва-
на общественными потребностями экономического, научного и куль-
турного характера в комплектовании, сохранении и изучении объек-
тивных свидетельств этого развития;

— образовательно-воспитательную функцию, обусловленную»
информационными и экспрессивными свойствами музейных предме-

' Гнедовский М. Б., Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация как предмет му-
зееведческого исследования // Музейное дело. Музей — культура — общество: Сб.
науч.тр. Вып.21. М., 1992;GluzinskiW , Upodsfawamuzjinictva. Warzawa, 1980.             

2 ВансловаЕ.Г.,ЛомуноваА.К,ПавлюченкоЭ.А. и др. Музей и школа: Пособие
для учителя. М., 1985.                                                                                                        

3 Дукельский В. Ю. Музей и культурно-историческая среда // Музееведение.
Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989.

48    


тов, а также познавательными и культурными запросами общества к музею. Она включает в себя как просветительные, так и образова-тельные аспекты;

— функцию организации свободного времени, отвечающую об-щественным потребностям в культурных формах досуга, эмоциональ-ной разрядке и пр. Эта функция является производной от функции об-разования и воспитания, поскольку посещение музеев в свободное время связано, как правило, с мотивами познавательно-эмоциональ-ного характера и в этом плане представляет собой способ реализации образовательно-воспитательных задач музея.

Необходимо иметь в виду, что в реальном пространственно-вре-менном процессе (действительности), понятие «функция» объясняет процесс взаимодействия музея с обществом, т. е. его функционирова-ние. Данный процесс взаимодействия происходит как в рамках самого музея', так и в отношениях музея с социокультурной средой2.

Взаимодействие, которое существует между социальными функ-циями музея, прослеживается во всех видах музейной деятельности. И в этом проявляются особенности социальных функций. Так, процесс документирования, связанный непосредственно с комплектованием, учетом, хранением, изучением музейных собраний, продолжается и в ходе экспозиционной и образовательной деятельности музея. Экспо-зиция в этом плане представляет собой своеобразную, специфиче-скую для музея форму «публикации» научной работы, которая проис-ходит в процессе атрибуции и изучения музейных предметов. Конкрет-ные формы просветительной деятельности музея (экскурсии, лекции, консультации и пр.) выступают в качестве комментария к экспозиции и музейным предметам. Образовательно-воспитательная функция главным образом реализуется на основе музейной экспозиции и раз-нообразных форм просветительной и образовательной деятельно-сти. Однако использование музейных собраний в образовательных целях должно во многом определять и направление комплектования

1 Образовательно-воспитательная функция зависит от функции документирова­
ния, так как документирование связано с отбором, накоплением, изучением музейных
предметов, которые являются основой музейно-специфического образовательного
процесса, а социальные запросы предъявляют требования к документированию тех
процессов и явлений в природе и обществе, которые ранее не представляли ценности,
интереса или значения.

2 Социальные, политические, экономические потребности и культурные условия
предопределяют выделение той или иной социокультурной функции как более значи­
мой.

4 - 4493                                                                                                                      49


музейных фондов1. Повышение роли музеев в организации свободно-го времени предъявляет требование как к экспозиционной, так и к просветительно-образовательной деятельности музея. С этим, в свою очередь, связаны тенденции аттрактивности экспозиций, вклю-чение в них действующих моделей, аудиовизуальных средств (звуко-вое сопровождение, киноэкраны, мониторы компьютеров и т. д.), а также использование театрализованных форм работы с посетителем, музейных концертов, праздников, балов и т. д.

Состав, численность, полнота и соответствие музейных собраний требованиям профильной дисциплины определяют содержание и ка-чество экспозиций, просветительной и образовательной деятельности музея. Развитие экспозиционной и просветительной деятельности стимулирует интенсивность комплектования и изучения фондов и т. д. Вместе с тем качество музейной деятельности зависит от уровня раз-вития профильной музею научной дисциплины и степени профессио-нальной подготовленности музейных специалистов.

Взаимодействие, которое прослеживается в структуре социаль-ных функций, — одно из необходимых условий жизнедеятельности и перспективного развития музея.

Важными свойствами социокультурных функций музея является их стабильность и одновременно, как это ни парадоксально, дина-мизм, подвижность. Рассмотрение функций в историческом контексте показывает, что суть существования музея связана с наличием той особой деятельности его по отношению к обществу, без которой теря-ется смысл существования самого явления, т. е. функции музея ста-бильны, поскольку документирующие и образовательно-воспита-тельные значения музея остаются неизменными на протяжении зна-чительных историческ<



2019-11-13 810 Обсуждений (0)
Музей как учреждение культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Музей как учреждение культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (810)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)