Дению), т. е. все, что затрудняет синтез типов. Причем важно, что в кри-
Тике типологии преобладают именно содержательные соображения. Ведь типология должна не только предоставить удачный способ для Конструирования некоторого семейства типов, но и сами полученные Типы должны быть эвристически плодотворны в дальнейших предмет- Ных исследованиях. Для наглядности суммируем все эти отличия в сравнительной Таблице. Классификация и типология Критерии сравнения Универсум (объем понятия) Классификация Актуально дан Типология Потенциально дан Основная логическая Операция Разбиение (сильная) Взятие подмножества (слабая) Комплекс исходных Признаков для выполне- Ния процедуры Основание деления (постоянное) Типологическая база (может уточняться, Пополняться) Общее Продвижение Рассуждений Дедуктивное. Преимущественно Формальное. Аналитическое, Секущее (начинаем От универсума) Индуктивное («сборка» типов, элимина- Ция несущественного, Выдвижение гипотез). Преимущественно Содержательное. Синтетическое, Конструктивное (начинаем От интуитивно выделенных Подмножеств) Цель процедуры Максимально четко Структурировать универ- Сум (объем понятия), Дойти до элементов Построить исходное семей- Ство типов – подмножеств Универсума (возможно, не Зная всего универсума) 136 Стратегии типологизирующего продвижения являются сложной Деятельностью, которая включает в себя применение множества част- Ных процедур. Так, в ходе разработки типологии возможны обобщения Индуктивного характера, отбрасывание несущественного (абстрагиро- Вание), использование различного рода идеализаций, выдвижение гипо- Тез. Исследователь может включать в процесс обоснования своего типо- Логического подхода также дедуктивные рассуждения и обширные нар- Ративные, описательные фрагменты. Построение типологии часто явля- Ется и средством, и целью гуманитарного исследования; монографии по Истории, психологии и другим наукам могут представлять и сложным Образом обосновывать развернутые типологии тех или иных феноменов – ментальности исторических эпох, типов ведения хозяйства, культур- Ных течений, социальных институтов и т. п. – с тем замыслом, что про- Водимое исследование даст большее понимание и объяснение этих фе- Номенов. Итак, применение типологических методов встречается с много- Численными сложностями. Периодически возникают дискуссии на эту тему. Предлагаются различные варианты уточнения этого понятия, Встречаются даже заявления о кризисе типологии. Но все это говорит о Том, что данный метод находится в работе и продолжает развиваться. Как показало обсуждение проблемы «понимание / объяснение», В гуманитарных науках применяются разнообразные способы объясне- Ния. Как правило, они могут сложным образом сплетаться в ткани еди- Ного исследования. Так, в ней могут объединяться и общие закономер- Ности, и «единичные причинные связи» (термин Ж. Гурвича). Среди основных способов объяснения в гуманитарных науках Можно выделить статистический, сравнительный, структурно- функ- Циональный, генетический, интенционально-прагматический. Суть этих Способов понятна из их названий. Существенную роль в гуманитарных науках играет также скреп- Ляющая рассуждения нарративность. Важно, что она сама по себе несет Определенные рационализирующие связи и соотношения, так что ре- Конструкция событий по типу повествования оказывается значительной Частью общей стратегии рационального продвижения. Заметим, что те- Ма нарративности вообще пользуется сегодня интересом исследовате- Лей. Так, П. Рикер отмечает, что повествование, как таковое, обладает Фундаментальной интеллигибельностью, т. е. самопонятными, экспли- Цирующими свойствами. Важнейшая и ничем не заменимая роль пове- Ствования состоит, по Рикеру, в том, что оно размечает и проясняет сам Временной опыт. Повествование, или нарратив, создает первичную связь, первичное наделение смыслом исторических событий [74] . 137 ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате анализа проблем методологии научного исследова- Ния можно сделать следующие выводы. Проблема научного метода, его сущность, функции, основания Являются предметом философской дисциплины – методологии науки, Которая в качестве стержневого содержания входит в более широкую Философскую проблематику, составившую предмет сравнительно новой Области философского знания – философии науки. Философия науки Осмысливает науку не только как специфический вид познания, но и как Феномен культуры. При этом обращается внимание не только на идеа- Лы, предпосылки, основания науки, но и на более широкий контекст ее Развития – социокультурную детерминацию и роль науки в современ- Ной культуре, особенности внутренних и внешних механизмов развития И роста научного знания. Философия и методология науки, в свою очередь, входят в со- Став более общей части философского знания – теории познания или Гносеологии (эпистемологии), которая исследует природу знания и по- Знания в их всеобщей форме, отношение знания к реальности, условия
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |