Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Дании специальных условий и ситуаций. Они, во-первых, инициируют




Появление определенных психических функций и, во-вторых, позволя-

Ют целенаправленно их изменять и формировать. Формирующий экспе-

Римент воплощает в себе единство исследования психического развития

Детей с их воспитанием и обучением. Этот метод опирается на конст-

Руирование и переконструирование новых программ воспитания и обу-

Чения и способов их реализации. Таким образом, формирующий экспе-

Римент выступает как метод экспериментального развивающего воспи-

Тания и обучения детей.

Кроме формирующего эксперимента, в психологии выделяют ес-

Тественный, лабораторный, экспериментально-патологический и неко-

Торые другие виды экспериментов.

Лабораторный эксперимент – это исследование, проведенное

В некоторой искусственной обстановке (например, в лаборатории), в ос-

Нове которого лежит специально созданная ситуация, позволяющая экс-

Периментатору фиксировать интересующие его зависимости. В отличие

От естественного лабораторный эксперимент предполагает организацию

Достаточно искусственной, необычной для учащихся системы заданий



И условий их выполнения. Испытуемый в условиях лабораторного экс-

130

Перимента знает, что с ним экспериментируют, но, как правило, лишен

Информации о характере задач, которые решает социальный психолог

В эксперименте.

Естественный эксперимент (впервые предложен А. Ф. Лазурским

В 1910 г.) по своему замыслу должен исключить то напряжение, которое

Возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют,

И перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, бе-

Седа, игра, приготовление домашних заданий и т. д.). Примером естест-

Венного эксперимента может служить исследование зависимости про-

Дуктивности запоминания от установки на длительное сохранение мате-

Риала в памяти.

Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-

Педагогического исследования, называют психолого-педагогическим

Экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познава-

Тельных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при

Выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т. д.

Следует сказать, что в последние годы некоторые психологи

И философы утверждают, что «в психологии эксперимент невозможен».

С этим положением можно согласиться, если под экспериментом пони-

Мать классический естественно-научный эксперимент, а не социальный

Эксперимент и его differentia specifica.

В социально-гуманитарных науках широко применяется сравни-

Тельный (компаративистский) метод, опять же с учетом специфики их

предмета. Так, в психологии этот метод реализуется в двух вариантах.

Сопоставление различных групп по возрастам, деятельности

и другим параметрам – метод поперечных срезов. Поперечные срезы –

Это совокупность данных о человеке на определенных стадиях его онто-

Генеза (младенчество, детство, юность и т. п.), полученных в исследова-

Ниях соответствующих контингентов.

Многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении

длительного времени – лонгитюдный метод (от лат. long – длинный).

Длительное систематическое изучение одних и тех же испытуемых по-

Зволяет определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз

Жизненного цикла человека. Лонгитюд широко применяется при изуче-

Нии возрастной динамики, преимущественно в детском возрасте (осо-

Бенно близнецов).

Назовем еще некоторые из своеобразных методов, подходов и

принципов, характерных именно для социально-гуманитарного познания:

– симуляционный метод (проведение наблюдения в специальной

Обстановке, нечто промежуточное между наблюдением и экспериментом

часто используется в системе обучения в виде различных тренингов);

131

– интервью (устный опрос); анкетирование (письменный опрос);

свободная беседа;

– тестовый метод (особенно популярен в психологии);

– изучение документов (где документ имеет весьма широкое зна-

Чение. Письменные источники, бытовой инвентарь, произведения ис-

Кусства, одежда и многое другое могут выступать объектами целена-

правленного изучения);

– анализ содержания, или контент-анализ [метод количественного

Выявления точного содержания сообщений (пропаганды, официальных

Речей и т. п.), при котором используются формализованные процедуры

Изучения скрытого содержания, представляющие результат в численном

выражении];

– социометрические методы (составление социограмм, социомат-

риц для визуализации и изучения внутригрупповых взаимоотношений);

– биомедицинские исследования (изучение функциональных харак-

теристик организма, состояния здоровья, генетического статуса и др.);

– активное вмешательство (использование возмущающего воздей-

Ствия в исследовательских целях – вмешательство в процессы коммуни-

кации, воспитания и т. п.);

– моделирование (например, проведение деловых игр в исследо-

вательских целях);

– клинический метод, ориентированный на длительное и разно-

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (145)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.027 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7