Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тальных науках. С другой стороны, ретросказательные объяснения за-



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Тальных науках. С другой стороны, ретросказательные объяснения за- 0.00 из 5.00 0 оценок




Нимают важное место в таких науках, как космогония, геология, теория

Эволюции, изучающих историю (развитие) природных событий и про-

Цессов. В этих науках мы путем исследования прошлого можем обна-

Ружить его элементы («следы») в настоящем.

122

Ретросказательные объяснения, т. е. пересмотр отдаленного про-

Шлого в свете более поздних событий, «в высшей степени характерны»,

По Вригту, для исторической науки. При этом он предостерегает, что,

Применяя ретросказательное объяснение, следует избегать абсолютиза-

ции прошлого, его переоценки [17].

Методологические принципы анализа текста

Как « первичной данности ( реальности )»

Всякой гуманитарной дисциплины

В настоящее время, когда человечество переживает переход к ин-

Формационному обществу, проблема текста вызывает постоянно воз-

Растающий интерес философов и представителей социально- гумани-

Тарных наук. Ведь тексты в разных своих видах и формах являются

Главными носителями информации, важнейшими каналами трансляции

Культуры. В социально-гуманитарном познании, по определению

М. М. Бахтина, текст выступает как «первичная данность (реальность)

Всякой гуманитарной дисциплины». Л. А. Микешина дополняет это опре-

Деление, отмечая, что текст, выступая исходной точкой исследования,

«концентрирует все особенности гуманитарного знания и познавательной

Деятельности – его коммуникативную, смыслополагащую и ценностную

природу» [58; с. 400]. Усилиями многих представителей герменевтической

Традиции разработаны методологические принципы и правила работы

С текстом в социально-гуманитарном познании. Остановимся на характе-

Ристике основных методологических установок и формах анализа текста.

Важнейшая форма анализа текста – выявление ценностно-

Мировоззренческих предпосылок гуманитарного знания, особенно тех,

Которые скрыты, явно не представлены в содержании текста. Скрытое,

подразумеваемое содержание, ценностно-мировоззренческие принципы,

Историко-культурный и иные аспекты формулируются при анализе яв-

Но, становятся центральным объектом исследования, оценки и выбора.

Для эпистемологического исследования важны такие принципы

Работы с текстами, как целостность и историзм. Целостность предпола-

Гает рассмотрение фрагментов, тех или иных структурных единиц тек-

Ста только в связи с целым. Сам текст должен рассматриваться в един-

Стве с контекстом и подтекстом, отдельный авторский текст необходи-

Мо соотносить с другими его текстами, а также текстами других авторов

Того же направления и т. д. Эти на первый взгляд вполне тривиальные

Требования (наиболее бесспорное из которых – «Не вырывайте цитату

из текста!») имеют еще и глубинный смысл. Целостный подход дает

Возможность предположить, а затем выявить и учесть скрытые компо-

Ненты текста, среди которых важнейшие – философско- мировоззренче-

123

Ские предпосылки и основания, а также неявные требования и регуляти-

Вы, порождаемые коммуникативной (диалоговой) природой текста.

Этот уровень предполагает осознание еще более важной целостности –

Включенности текста в социально-исторические условия, культуру об-

Щества в целом.

Когнитивная практика гуманитарных наук дает возможность не

Только изучить ценностные компоненты текста, но одновременно уви-

Деть, как, независимо от содержания, он предстает пусть косвенным, но

Объективным «свидетелем», выразителем менталитета эпохи, реального

Положения самого человека. Тем самым принцип историзма не просто

Предпосылается исследованию текста, но обретает методологические,

Эвристические функции в исследовании и объяснении. Это возможно,

В частности, в силу особенностей произведения как «системы всего ми-

Ровоззрения и мироповедения», позволяющей тексту соотноситься с со-

Циальными и политическими реалиями истории, причем непосредст-

Венно через человека, его «самоощущение внутри истории». В таком

Случае (напомним мысль С. С. Аверинцева) «все формы непрозрачности

И несвободы литературного слова» становятся «знаком несвободы само-

Го человека и закрытости его внутренней жизни». Такая социокультур-

Ная интерпретация текста ставит проблему не только его существования

Как феномена культуры, но и отображения в нем социальных реалий. На

первый план выступает не лингвистическая и не художественная, но

Эпистемологическая характеристика текста, текст как форма познания.

Как особый результат когнитивной деятельности текст одновре-

Менно синтезирует разные уровни и формы отображения действитель-

Ности. Это, во-первых, содержательное описание некоторых явлений

И отношение субъекта-автора к ним; во-вторых, через поэтику, контекст

И подтекст – отображение философско-эстетических, культурно- исто-

Рических ценностей автора и через них – менталитета эпохи; в-третьих,

Присутствие в тексте диалога «двух сознаний» и, соответственно, объ-

Ективно возможных его интерпретаций другим сознанием и даже дру-

Гой культурой. Но именно этот аспект выводит на авансцену семантиче-



2019-12-29 219 Обсуждений (0)
Тальных науках. С другой стороны, ретросказательные объяснения за- 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тальных науках. С другой стороны, ретросказательные объяснения за-

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (219)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)