Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ветствует ситуации», т. е. что это за человек, каковы его цели, какими тео-



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Ветствует ситуации», т. е. что это за человек, каковы его цели, какими тео- 0.00 из 5.00 0 оценок




Риями он руководствуется, какой информацией обладает и т. п. Иначе го-

Воря, необходим «конкретный анализ конкретной ситуации».

Считая ситуационный анализ важным объективным методом со-

Циально-исторического познания, Поппер противопоставляет его «ме-

Тодам субъективного понимания» – психологизму, априоризму, интуи-

Тивизму и т. п.

Что подразумевает Поппер под ситуационной логикой или ситуа-

Ционным анализом (последнее название он считает более предпочти-

тельным)? «Под ситуационным анализом, – разъясняет философ, –

Я подразумеваю определенный вид пробных или предположительных

126

Объяснений некоторого человеческого действия, апеллирующих к той

Ситуации, в которой находится человек, производящий действие».

Хотя, конечно, полагает Поппер, «творческое действие никогда

Нельзя полностью объяснить», однако это обстоятельство вовсе не ис-

Ключает того, что «все же мы можем попытаться в виде предположения

Построить идеализированную конструкцию проблемной ситуации, в ко-

Торой находился субъект действия. И в той мере, в какой нам это удаст-

Ся, его действие станет «понимаемым» (или «доступным рациональному

Пониманию»), т. е. адекватным его ситуации, какой он ее видел. Этот

Метод ситуационного анализа можно назвать приложением принципа

Рациональности».

Таким образом, ситуационный анализ – это метод не эмпириче-

Ского, а теоретического исследования, и одной из его задач является

Различение ситуации, какой ее видел познающий субъект, и ситуации,

Какой она была на самом деле.

Другая, сопряженная с первой (и не менее важная), задача ситуа-

Ционного анализа состоит в том, что с его помощью можно не только

Объяснить теорию, предложенную ученым в качестве адекватной, но

И объяснить его неудачу при построении такой теории.

Поппер считает неверной позицию Дж. Коллингвуда, который по-

Лагал, что «существом дела при понимании истории является не анализ

Самой ситуации, а происходящий в уме историка процесс разыгрывания

Этой ситуации заново».

Что может дать ситуационный анализ для социально- гуманитар-

Ных наук, в частности для истории? Отвечая на этот вопрос, Поппер

__________пишет, что «реконструкция ситуации может быть настоящим историче-

Ским событием. Она может объяснить какой-нибудь до того не объяс-

Ненный аспект истории, и она может быть подкреплена новыми данны-

Ми, например, может улучшить понимание нами некоторого документа,

Быть может, привлекая наше внимание к каким-то ранее незамеченным

и необъясненным намекам в нем» [68; с. 67–71].

Поппер полагает, что ситуационный анализ «применим далеко за

Пределами научных теорий». Его можно (по крайней мере в некоторых

Случаях) применить даже к произведениям искусства. Например, пред-

Положить, в чем состоит проблема художника, подкрепив это предпо-

Ложение независимыми фактическими данными. Тем самым ситуаци-

Онный анализ может помочь нам понять работу художника, его цели,

Намерения, которыми он руководствовался в своем творчестве (в част-

Ности, «подражать природе», «создавать иллюзию реальности» и т. п.).

В социально-гуманитарном познании специфически используется

Такой общенаучный метод, как наблюдение. Так, в социально-

Гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зави-

127

Сят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных

Ориентаций и других субъективных факторов. В этих науках различают

Простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются

Со стороны, и соучаствующее (включенное) наблюдение, когда иссле-

Дователь включается, «вживается» в определенную социальную среду,

Адаптируется к ней и анализирует события «изнутри».

В психологии давно применяются такие специфические формы

Наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия. Интрос-

Пекция (лат. – смотрю внутрь) – осознанное систематическое наблюде-

Ние за действиями собственной психики с целью выявления ее особен-

Ностей. Для преодоления субъективизма самонаблюдение должно соче-

Таться с внешним наблюдением («со стороны»). Блестящие примеры

Использования интроспекции как способа познания и регуляции жизни

Дают многие восточные учения, ориентированные на самосовершенст-

Вование человека. Интроспекция связана с развитием высшей формы

Психической деятельности – с осознанием человеком окружающей дей-

ствительности, выделением __________у него мира внутренних переживаний, фор-

мированием внутреннего плана действий.

Эмпатия (лат. – вчувствование, проникновение) – способность

Представить себя на месте другого человека и понять его чувства, жела-

Ния, идеи и поступки, т. е. проникновение в переживания других людей.

Таким образом, эмпатия – это восприятие внутреннего мира другого че-

Ловека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых от-

Тенков, сопереживание его духовной жизни. Она позволяет чувствовать

Себя как бы другим, как бы жить жизнью других.

Вступая в глубокий эмпатический контакт с пациентом, психолог

Помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять



2019-12-29 233 Обсуждений (0)
Ветствует ситуации», т. е. что это за человек, каковы его цели, какими тео- 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ветствует ситуации», т. е. что это за человек, каковы его цели, какими тео-

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)