Ветствует ситуации», т. е. что это за человек, каковы его цели, какими тео-
Риями он руководствуется, какой информацией обладает и т. п. Иначе го- Воря, необходим «конкретный анализ конкретной ситуации». Считая ситуационный анализ важным объективным методом со- Циально-исторического познания, Поппер противопоставляет его «ме- Тодам субъективного понимания» – психологизму, априоризму, интуи- Тивизму и т. п. Что подразумевает Поппер под ситуационной логикой или ситуа- Ционным анализом (последнее название он считает более предпочти- тельным)? «Под ситуационным анализом, – разъясняет философ, – Я подразумеваю определенный вид пробных или предположительных 126 Объяснений некоторого человеческого действия, апеллирующих к той Ситуации, в которой находится человек, производящий действие». Хотя, конечно, полагает Поппер, «творческое действие никогда Нельзя полностью объяснить», однако это обстоятельство вовсе не ис- Ключает того, что «все же мы можем попытаться в виде предположения Построить идеализированную конструкцию проблемной ситуации, в ко- Торой находился субъект действия. И в той мере, в какой нам это удаст- Ся, его действие станет «понимаемым» (или «доступным рациональному Пониманию»), т. е. адекватным его ситуации, какой он ее видел. Этот Метод ситуационного анализа можно назвать приложением принципа Рациональности». Таким образом, ситуационный анализ – это метод не эмпириче- Ского, а теоретического исследования, и одной из его задач является Различение ситуации, какой ее видел познающий субъект, и ситуации, Какой она была на самом деле. Другая, сопряженная с первой (и не менее важная), задача ситуа- Ционного анализа состоит в том, что с его помощью можно не только Объяснить теорию, предложенную ученым в качестве адекватной, но И объяснить его неудачу при построении такой теории. Поппер считает неверной позицию Дж. Коллингвуда, который по- Лагал, что «существом дела при понимании истории является не анализ Самой ситуации, а происходящий в уме историка процесс разыгрывания Этой ситуации заново». Что может дать ситуационный анализ для социально- гуманитар- Ных наук, в частности для истории? Отвечая на этот вопрос, Поппер __________пишет, что «реконструкция ситуации может быть настоящим историче- Ским событием. Она может объяснить какой-нибудь до того не объяс- Ненный аспект истории, и она может быть подкреплена новыми данны- Ми, например, может улучшить понимание нами некоторого документа, Быть может, привлекая наше внимание к каким-то ранее незамеченным и необъясненным намекам в нем» [68; с. 67–71]. Поппер полагает, что ситуационный анализ «применим далеко за Пределами научных теорий». Его можно (по крайней мере в некоторых Случаях) применить даже к произведениям искусства. Например, пред- Положить, в чем состоит проблема художника, подкрепив это предпо- Ложение независимыми фактическими данными. Тем самым ситуаци- Онный анализ может помочь нам понять работу художника, его цели, Намерения, которыми он руководствовался в своем творчестве (в част- Ности, «подражать природе», «создавать иллюзию реальности» и т. п.). В социально-гуманитарном познании специфически используется Такой общенаучный метод, как наблюдение. Так, в социально- Гуманитарных науках результаты наблюдения в большей степени зави- 127 Сят от личности наблюдателя, его жизненных установок, ценностных Ориентаций и других субъективных факторов. В этих науках различают Простое (обычное) наблюдение, когда факты и события регистрируются Со стороны, и соучаствующее (включенное) наблюдение, когда иссле- Дователь включается, «вживается» в определенную социальную среду, Адаптируется к ней и анализирует события «изнутри». В психологии давно применяются такие специфические формы Наблюдения, как самонаблюдение (интроспекция) и эмпатия. Интрос- Пекция (лат. – смотрю внутрь) – осознанное систематическое наблюде- Ние за действиями собственной психики с целью выявления ее особен- Ностей. Для преодоления субъективизма самонаблюдение должно соче- Таться с внешним наблюдением («со стороны»). Блестящие примеры Использования интроспекции как способа познания и регуляции жизни Дают многие восточные учения, ориентированные на самосовершенст- Вование человека. Интроспекция связана с развитием высшей формы Психической деятельности – с осознанием человеком окружающей дей- ствительности, выделением __________у него мира внутренних переживаний, фор- мированием внутреннего плана действий. Эмпатия (лат. – вчувствование, проникновение) – способность Представить себя на месте другого человека и понять его чувства, жела- Ния, идеи и поступки, т. е. проникновение в переживания других людей. Таким образом, эмпатия – это восприятие внутреннего мира другого че- Ловека как целостное, с сохранением эмоциональных и смысловых от- Тенков, сопереживание его духовной жизни. Она позволяет чувствовать Себя как бы другим, как бы жить жизнью других. Вступая в глубокий эмпатический контакт с пациентом, психолог Помогает ему осознать себя полноценной личностью, способной взять
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |