Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методическое обеспечение дисциплины.



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 0.00 из 5.00 0 оценок




Рекомендуемая литература.

А) Основная литература.

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.

2. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: МГУ, 1982.

3. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.

4. Массен П., Конгер Дж. и др. Развитие личности в среднем возрасте: Сб. Общая психология [ред. Петухов В.В.] Вып.2 «Субъект деятельности». М.: МГУ. С.240-243.

5. Мамардашвили М.К. Философия и личность: Сб. Общая психология. [ред. Петухов В.В.] Вып.2 «Субъект деятельности». М.: МГУ. С.262-269.

6. Профилактика, сохранение и укрепление здоровья: систематика и общие аспекты// Клиническая психология [Под ред. М.Перре, У.Бауманна]. СПб.: Питер, 2002. С. 466-497.

7. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска.// Материалы УШ-Х симпозиумов. [Ред. Бодалев А.А. и др.]. М.: РАГС, 2005. 228 с.

 

Б) Дополнительная литература.

1. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т. М., 1982.

2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Психология Отечества. М., 1996.

3. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. Л., 1984.

4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

5. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.

МОДУЛЬ 2

Основы нейропсихологии детского возраста

Цель:

Знакомство с теоретической и практической подготовкой к проведению нейропсихологической диагностики и коррекционно-развивающей работы по преодолению или профилактике трудностей обучения детей с парциальными отклонениями в развитии ВПФ.

Задачи:

- Овладение теоретическими основами детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению;

- Знакомство с основными методами нейропсихологической коррекционно-развивающей работы по преодолению или профилактике отставания в развитии ВПФ.

Компетентность:

Знание основ нейропсихологической диагностики в детском возрасте.

Коммуникативность:

Сформированное умение взаимодействия с детьми с нейропсихологическими нарушениями, их родителями.

А) слушатель должен знать и уметь использовать:

· Понятие «нормы» в нейропсихологии;

· Теоретические основы детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению;

· Основные методы диагностики развития высших психических функций;

· Принципы и методы профилактики и коррекции трудностей обучения.

Б) слушатель должен иметь навыки:

· Элементарной диагностики, профилактики и коррекции трудностей обучения.

· Организации помощи детям с трудностями обучения.

В) слушатель должен иметь представление о:

· Концепции А.Р.Лурия о 3 функциональных блоках мозга и их значения для анализа трудностей обучения.

· Значение теории интериоризации психических функций Л.С.Выготского для построения эффективных методов коррекционно-развивающего обучения.

 

Г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины:

Знания, полученные по медико-биологическим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: нейро- и патопсихологии, психологии развития.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объем модуля и виды учебной работы.

Вид учебной работы                                         Всего часов

Общая трудоемкость                                                       24

Аудиторные занятия:                                                       20

Лекции                                                                                 10

Практические занятия (СЗ)                                               10                                        

Самостоятельная работа (СР)                                            4

Экзамены                                                                             -                     

Зачет                                                                                     +

 

Содержание модуля

Разделы модуля и виды занятий

№ п/п Виды учебной работы

Количество часов

Всего
    Лекции СЗ СР  
1. Теоретические основы детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению. 2 2 - 4
2. Методы диагностики развития высших психических функций. 4 4 - 8
3. Принципы и методы профилактики и коррекции трудностей обучения. 4 4 4 12

Итого:

10 10 4 24

Содержание разделов

Раздел 1. Теоретические основы детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению.

Принципы нейропсихологии Выготского-Лурии. Структурно-функциональная организация мозга и ее становление в онтогенезе. Социальный генезис высших психических функций (ВПФ). Теория формирования ВПФ как процесса интериоризации (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин). Понятие «зона ближайшего развития» и его применение в нейропсихологической диагностике и коррекции. Динамическая организация и локализация ВПФ. Понятие функциональной системы и возможность перестройки функциональных систем. Концепция А.Р.Лурия о трех основных структурно-функциональных блоках мозга. Функции блоков. Иерархическое строение блоков мозга. Общие закономерности созревания блоков. Соотношение биологического и социального в формировании психических функций. Нейропсихология индивидуальных различий как основа применения нейропсихологических методов в школьной практике.

Раздел 2. Методы диагностики развития высших психических функций.

Формирование функций III и II блоков мозга и их диагностика. Переработка кинестетической, слуховой, зрительной, полимодальной, в том числе зрительно-пространственной, информации. Эфферентная (серийная) организация произвольных движений и действий. Становление серийной организации. Методы диагностики: уровень мануальных движений, уровень артикуляторных программ, синтаксический уровень, уровень текста. Программирование и контроль произвольных действий. Становление произвольной регуляции действий. Переработка кинестетической информации. Роль кинестетической информации в организации произвольных действий (по Н.А.Бернштейну). Переработка слуховой информации. Роль левого полушария в переработке слуховой информации. Переработка зрительной информации. Стратегии левого и правого полушарий в обработке зрительной информации. Роль речи в формировании зрительных образов. Переработка полимодальной, в том числе зрительно-пространственной, информации.

 

Раздел 3. Принципы и методы профилактики и коррекции трудностей обучения.

Нейропсихологические основы коррекционно-развивающего обучения. Методы развития и коррекции ВПФ. Необходимость синдромного (системного) анализа картины недоразвития ВПФ и выявления первичного дефекта. Учет принципа системного строения ВПФ в коррекционном обучении. Стратегии нейропсихологической реабилитации: (1) аналитические: а) «атака слабости», б) развитие «сильных» компонентов, в) смешанные; (2) холистическая – интерактивный подход; (3) системная – создание (развитие) функциональной системы с опорой на сохранные звенья и «выращивание» слабого звена в процессе специально организованного социального взаимодействия. Общие вопросы организации коррекционно-развивающего обучения.

Тематический план лекций.

1. Теоретические основы детской нейропсихологии и нейропсихологического подхода к коррекционно-развивающему обучению.

2. Методы диагностики развития высших психических функций.

3. Принципы и методы профилактики и коррекции трудностей обучения.

Тематический план практических занятий.

1. Системность строения высших психических функций. Анализ системного строения функции письма.

2. Методы диагностики процессов переработки кинестетической информации. Трудности в речи и письме у детей с отставанием в развитии функций переработки кинестетической информации. Методы диагностики процессов переработки слуховой информации. Трудности в речи и письме у детей с недоразвитием слухоречевых функций. Методы диагностики процессов переработки зрительной информации. Варианты трудностей обучения у младших школьников с отставанием в развитии зрительных функций.

3. Методика развития функций программирования и контроля действий «Школа внимания» (Н.М.Пылаева, Т.В.Ахутина, 1997). Организация учебной деятельности и взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающем обучении. Разработка коррекционно-развивающих программ на основе функционального нейропсихологического диагноза. Методы контроля успешности коррекционных курсов.



2019-12-29 200 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (200)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)