Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учебно-методическое обеспечение.



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение. 0.00 из 5.00 0 оценок




Рекомендуемая литература.

А) Основная литература:

1. Вагин И. Психология жизни и смерти. СП-б. 2002

2. Ефремов В.С. Основы суицидологии. СПб 2004

3. Зиновьев С.В. Суицид. Попытка системного анализа. СП-б. 2002

4. Кэрол У. Пэрриш-Хара Смерть и умирание: новый взгляд на проблему. М. 2003

5. Менделевич В.М. Аутоагрессивное поведение. Психология девиантного поведения.: Учебное пособ. М.: МЕДпресс, 2001, С.91 -96.

6. Моховиков Д.Н. Суицидология в трудах зарубежных учёных. М., 2003

7. Пурич – Пейакович Йу., Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков. М.: МЕДИЦИНА, 2000, с.168.

8. Хиллман Д. Самоубийство и душа. М., 2004

9. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001, с. 315.

 

Б) Дополнительная литература:

1. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб, 2004

2. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Почему люди отказываются от жизни. Глава в книге «Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире». Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1990, С. 123 – 142.

3. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств.//под ред. Дануты Вассерман, М., 2005

4. Менингер К. Война с самим собой. М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001, с.480.

5. Пушкарёв А.Л., Домарацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. Диагностика и лечение М, 2000

6. Рязанцев С. Танатология. Тайна смерти. СПб, 2005

7. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: «Когито-Центр», 2005

8. Моховиков А.Н. Суицидальное поведение. //Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001, С.288 -378.

9. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: «Когито - Центр», 2001, с.569.

 

МОДУЛЬ 7

Психология зависимости

Модуль является отражением нового направления в медицинской психологии, расширяющим проблемное поле и воплощающим на практике новую идею о роли совладающего поведения в адаптации к социальной среде.

Целью являетсяусвоение основных положений психологии зависимости, теоретических проблем психологии зависимого поведения; знакомство с основными психотехническими приемами при работе с эпизодически употребляющими психоактивные вещества детьми, подростками, молодыми людьми.    

Задачи.

Обеспечить усвоение слушателями теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:

- базовые теоретические положения психологии зависимости;

- основные виды зависимого поведения;

- нехимические варианты зависимого поведения;

- личность и зависимость от психоактивных веществ;

- зависимость как проблема психологической адаптации, совладающего поведения;

- зависимость как проблема мотивации;

- основные психотехнические приемы при работе с эпизодически употребляющими психоактивные вещества детьми, подростками, молодыми людьми.    

Компетентность - получать и адекватно интерпретировать информацию о психологических аспектах зависимого поведения. 

Коммуникативность - осмысленно осуществлять социальное взаимодействие с лицами, имеющими опыт употребления психоактивных веществ.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

А. Слушатель должен знать и уметь:

- использовать основные теоретические положения психологии зависимости;

- выявлять личностные особенности, психологические ресурсы и адаптационные возможности группы риска по формированию зависимости;

- соблюдать правовые и этические аспекты при контакте с зависимыми лицами;

Б. слушатель должен иметь навыки:

- применять на практике элементарные методы психологической диагностики риска формирования зависимости;

- основ мотивационного консультирования, ориентированного на отказ от употребления психоактивных веществ и продвижения к сохранению здоровья;

- рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем - разрешающего и социально-поддерживающего поведения в работе с потребителями психоактивных веществ.

В. слушатель должен иметь представление о:

- социальных, правовых, медицинских аспектах проблемы зависимости от психоактивных веществ;

- био-психо-социальной модели возникновения зависимости от психоактивных веществ;

- факторах риска и факторах защиты возникновения зависимого поведения.

Г. основные знания, необходимые для изучения модуля:

Знания, полученные по биологическим, психологическим и педагогическим дисциплинам, затрагивающим вопросы зависимого поведения, в том числе общие знания по наркологии.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Объем модуля и виды учебной работы.

Вид учебной работы                                         Всего часов

Общая трудоемкость                                                  24

Аудиторные занятия:                                                       20

Лекции                                                                                 10

Практические занятия (СЗ)                                               10                                        

Самостоятельная работа (СР)                                            4

Экзамены                                                                             -                     

Зачет                                                                                     +

Разделы модуля.

№ п /п Наименование тем

Количество часов по видам учебной работы

Всего часов
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа  
1. Введение в психологию зависимости. 2 1   3
2. Основные виды зависимого поведения. 2 1   3
3. Нехимические варианты зависимого поведения. 1 1 1 3
4. Зависимость как проблема психологической адаптации. 1 1   2
5. Личность и зависимость от психоактивных веществ. 1 1 1 3
6. Диагностика личностных особенностей, психологических ресурсов и адаптационных возможностей группы риска по формированию зависимости 1 2 1 4
7. Зависимость как проблема мотивации. 1 1   2
8. Основы мотивационного консультирования, ориентированного на отказ от употребления психоактивных веществ и продвижения к сохранению здоровья 1 2 1 4

Итого

10 10 4 24

 

Содержание модуля.

Тема 1. Введение в психологию зависимости.

Зависимость как предмет клинической психологии. Основные понятия. Аддиктивное и саморазрушающее поведение. Зависимость психическая, физическая, групповая и индивидуальная. Теории зависимости: биологический, психологический, интегративный подходы.

Тема 2. Основные виды зависимого поведения.

Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Химические и нехимические формы зависимого поведения. Зависимость вследствие употребления алкоголя, опиатов, каннабиноидов, седативных или снотворных веществ, кокаина и других стимуляторов, галлюциногенов, табака и летучих растворителей.

Тема 3. Нехимические формы зависимого поведения.

Классификация. Патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг). Пищевые аддикции (переедание и голодание). Технологические зависимости (интернет – зависимость, зависимость от компьютерных игр). Проблемное использование компьютера и мобильного телефона. Работоголизм. Компульсивный шоппинг. Компульсивное влечение к чрезмерному накоплению. Зависимость от физических упражнений.

Тема 4. Зависимость как проблема психологической адаптации.

Психологические ресурсы и адаптационные возможности человека. Совладание со стрессом (coping behavior). Трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга Р.Лазаруса. Копинг – стратегии и копинг – ресурсы. Стратегии разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания. Проактивный копинг. Ресурсы преодоления - Я-концепция, локус контроля, самоэффективность, эмпатия, аффилиация, компетентность, цели и ценностные ориентации. Зависимость как проблема саморегуляции и малоадаптивное совладающее поведение.

Тема 5. Личность и зависимость от психоактивных веществ.

Роль личности в развитии зависимости. Личностный выбор, свобода, направленность, активность. Проблема контроля и ответственность личности. Ценностные ориентации, цели жизни.

Тема 6. Диагностика личностных особенностей, психологических ресурсов и адаптационных возможностей группы риска по формированию зависимости.

Методики для измерения: мотивации на употребление ПАВ; ценностные ориентации, цели и смысл жизни; самоэффективность; готовность к изменению поведения. Методы исследования нарушенной адаптации - психологические стратегии и ресурсы преодоления стресса.

Тема 7. Зависимость как проблема мотивации.

Теории мотивации. Ценностные ориентации, цели и смысл жизни. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие предикторы мотивации. Внешняя и внутренняя мотивация. Амбивалентность. Самоэффективность.

Тема 8. Основы мотивационного консультирования, ориентированного на отказ от употребления психоактивных веществ и продвижения к сохранению здоровья

Основные принципы мотивационного консультирования: безусловное принятие, конструктивная конфронтация, обеспечение обратной связи, выражение эмпатии через рефлексивное слушание, рефлексия сопротивления, повышение самоэффективности и оптимизма по поводу успешности изменений, предоставление образовательной информации по поводу здоровья, навык помощи в принятии решения об отказе от употребления ПАВ в форме свободной от конфронтации. Определение готовности к изменению поведения. Практические стратегии.

 

Тематический план лекций.

1. Введение в психологию зависимости.

2. Основные виды зависимого поведения.

3. Нехимические формы зависимого поведения.

4. Зависимость как проблема психологической адаптации.

5. Личность и зависимость от психоактивных веществ.

6. Диагностика личностных особенностей, психологических ресурсов и адаптационных возможностей группы риска по формированию зависимости.

7. Зависимость как проблема мотивации.

8. Основы мотивационного консультирования, ориентированного на отказ от употребления психоактивных веществ и продвижения к сохранению здоровья.

 

Тематический план практических занятий.

1. Психология патологического влечения  к психоактивным веществам.

2. Патологическая склонность к нехимическим аддикциям.

3. Основы учения о совладающем поведении.

4. Методики диагностики личностных особенностей, психологических ресурсов и адаптационных возможностей группы риска по формированию зависимости.

5. Методики исследования ценностных ориентаций и смысла жизни.

6. Основные принципы мотивационного консультирования: безусловное принятие, выражение эмпатии через рефлексивное слушание, предоставление образовательной информации по поводу здоровья.

7. Основные принципы мотивационного консультирования: конструктивная конфронтация, обеспечение обратной связи, рефлексия сопротивления.

8. Основные принципы мотивационного консультирования: повышение самоэффективности и оптимизма по поводу успешности изменений, навык помощи в принятии решения об отказе от употребления ПАВ в форме свободной от конфронтации.



2019-12-29 167 Обсуждений (0)
Учебно-методическое обеспечение. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учебно-методическое обеспечение.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему в черте города у деревьев заболеваемость больше, а продолжительность жизни меньше?
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)