Учебно-методическое обеспечение.
Рекомендуемая литература. А) Основная литература: 1. Вагин И. Психология жизни и смерти. СП-б. 2002 2. Ефремов В.С. Основы суицидологии. СПб 2004 3. Зиновьев С.В. Суицид. Попытка системного анализа. СП-б. 2002 4. Кэрол У. Пэрриш-Хара Смерть и умирание: новый взгляд на проблему. М. 2003 5. Менделевич В.М. Аутоагрессивное поведение. Психология девиантного поведения.: Учебное пособ. М.: МЕДпресс, 2001, С.91 -96. 6. Моховиков Д.Н. Суицидология в трудах зарубежных учёных. М., 2003 7. Пурич – Пейакович Йу., Дуньич Душан Й. Самоубийство подростков. М.: МЕДИЦИНА, 2000, с.168. 8. Хиллман Д. Самоубийство и душа. М., 2004 9. Шнейдман Э.С. Душа самоубийцы. М.: Смысл, 2001, с. 315.
Б) Дополнительная литература: 1. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб, 2004 2. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Почему люди отказываются от жизни. Глава в книге «Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире». Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1990, С. 123 – 142. 3. Напрасная смерть: причины и профилактика самоубийств.//под ред. Дануты Вассерман, М., 2005 4. Менингер К. Война с самим собой. М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001, с.480. 5. Пушкарёв А.Л., Домарацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство. Диагностика и лечение М, 2000 6. Рязанцев С. Танатология. Тайна смерти. СПб, 2005 7. Старшенбаум Г.В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: «Когито-Центр», 2005 8. Моховиков А.Н. Суицидальное поведение. //Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001, С.288 -378. 9. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М.: «Когито - Центр», 2001, с.569.
МОДУЛЬ 7 Психология зависимости Модуль является отражением нового направления в медицинской психологии, расширяющим проблемное поле и воплощающим на практике новую идею о роли совладающего поведения в адаптации к социальной среде. Целью являетсяусвоение основных положений психологии зависимости, теоретических проблем психологии зависимого поведения; знакомство с основными психотехническими приемами при работе с эпизодически употребляющими психоактивные вещества детьми, подростками, молодыми людьми. Задачи. Обеспечить усвоение слушателями теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам: - базовые теоретические положения психологии зависимости; - основные виды зависимого поведения; - нехимические варианты зависимого поведения; - личность и зависимость от психоактивных веществ; - зависимость как проблема психологической адаптации, совладающего поведения; - зависимость как проблема мотивации; - основные психотехнические приемы при работе с эпизодически употребляющими психоактивные вещества детьми, подростками, молодыми людьми. Компетентность - получать и адекватно интерпретировать информацию о психологических аспектах зависимого поведения. Коммуникативность - осмысленно осуществлять социальное взаимодействие с лицами, имеющими опыт употребления психоактивных веществ. Требования к уровню освоения содержания дисциплины. А. Слушатель должен знать и уметь: - использовать основные теоретические положения психологии зависимости; - выявлять личностные особенности, психологические ресурсы и адаптационные возможности группы риска по формированию зависимости; - соблюдать правовые и этические аспекты при контакте с зависимыми лицами; Б. слушатель должен иметь навыки: - применять на практике элементарные методы психологической диагностики риска формирования зависимости; - основ мотивационного консультирования, ориентированного на отказ от употребления психоактивных веществ и продвижения к сохранению здоровья; - рефлексии, самоанализа, эмпатии, аффилиации, субъективного контроля ситуации, проблем - разрешающего и социально-поддерживающего поведения в работе с потребителями психоактивных веществ. В. слушатель должен иметь представление о: - социальных, правовых, медицинских аспектах проблемы зависимости от психоактивных веществ; - био-психо-социальной модели возникновения зависимости от психоактивных веществ; - факторах риска и факторах защиты возникновения зависимого поведения. Г. основные знания, необходимые для изучения модуля: Знания, полученные по биологическим, психологическим и педагогическим дисциплинам, затрагивающим вопросы зависимого поведения, в том числе общие знания по наркологии.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Объем модуля и виды учебной работы. Вид учебной работы Всего часов Общая трудоемкость 24 Аудиторные занятия: 20 Лекции 10 Практические занятия (СЗ) 10 Самостоятельная работа (СР) 4 Экзамены - Зачет + Разделы модуля.
Итого | 10 | 10 | 4 | 24 |
Содержание модуля.
Тема 1. Введение в психологию зависимости.
Зависимость как предмет клинической психологии. Основные понятия. Аддиктивное и саморазрушающее поведение. Зависимость психическая, физическая, групповая и индивидуальная. Теории зависимости: биологический, психологический, интегративный подходы.
Тема 2. Основные виды зависимого поведения.
Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ. Химические и нехимические формы зависимого поведения. Зависимость вследствие употребления алкоголя, опиатов, каннабиноидов, седативных или снотворных веществ, кокаина и других стимуляторов, галлюциногенов, табака и летучих растворителей.
Тема 3. Нехимические формы зависимого поведения.
Классификация. Патологическая склонность к азартным играм (гэмблинг). Пищевые аддикции (переедание и голодание). Технологические зависимости (интернет – зависимость, зависимость от компьютерных игр). Проблемное использование компьютера и мобильного телефона. Работоголизм. Компульсивный шоппинг. Компульсивное влечение к чрезмерному накоплению. Зависимость от физических упражнений.
Тема 4. Зависимость как проблема психологической адаптации.
Психологические ресурсы и адаптационные возможности человека. Совладание со стрессом (coping behavior). Трансакциональная когнитивная теория стресса и копинга Р.Лазаруса. Копинг – стратегии и копинг – ресурсы. Стратегии разрешения проблем, поиска социальной поддержки, избегания. Проактивный копинг. Ресурсы преодоления - Я-концепция, локус контроля, самоэффективность, эмпатия, аффилиация, компетентность, цели и ценностные ориентации. Зависимость как проблема саморегуляции и малоадаптивное совладающее поведение.
Тема 5. Личность и зависимость от психоактивных веществ.
Роль личности в развитии зависимости. Личностный выбор, свобода, направленность, активность. Проблема контроля и ответственность личности. Ценностные ориентации, цели жизни.
Тема 6. Диагностика личностных особенностей, психологических ресурсов и адаптационных возможностей группы риска по формированию зависимости.
Методики для измерения: мотивации на употребление ПАВ; ценностные ориентации, цели и смысл жизни; самоэффективность; готовность к изменению поведения. Методы исследования нарушенной адаптации - психологические стратегии и ресурсы преодоления стресса.
Тема 7. Зависимость как проблема мотивации.
Теории мотивации. Ценностные ориентации, цели и смысл жизни. Когнитивные, эмоциональные и поведенческие предикторы мотивации. Внешняя и внутренняя мотивация. Амбивалентность. Самоэффективность.
Тема 8. Основы мотивационного консультирования, ориентированного на отказ от употребления психоактивных веществ и продвижения к сохранению здоровья
Основные принципы мотивационного консультирования: безусловное принятие, конструктивная конфронтация, обеспечение обратной связи, выражение эмпатии через рефлексивное слушание, рефлексия сопротивления, повышение самоэффективности и оптимизма по поводу успешности изменений, предоставление образовательной информации по поводу здоровья, навык помощи в принятии решения об отказе от употребления ПАВ в форме свободной от конфронтации. Определение готовности к изменению поведения. Практические стратегии.
Тематический план лекций.
1. Введение в психологию зависимости.
2. Основные виды зависимого поведения.
3. Нехимические формы зависимого поведения.
4. Зависимость как проблема психологической адаптации.
5. Личность и зависимость от психоактивных веществ.
6. Диагностика личностных особенностей, психологических ресурсов и адаптационных возможностей группы риска по формированию зависимости.
7. Зависимость как проблема мотивации.
8. Основы мотивационного консультирования, ориентированного на отказ от употребления психоактивных веществ и продвижения к сохранению здоровья.
Тематический план практических занятий.
1. Психология патологического влечения к психоактивным веществам.
2. Патологическая склонность к нехимическим аддикциям.
3. Основы учения о совладающем поведении.
4. Методики диагностики личностных особенностей, психологических ресурсов и адаптационных возможностей группы риска по формированию зависимости.
5. Методики исследования ценностных ориентаций и смысла жизни.
6. Основные принципы мотивационного консультирования: безусловное принятие, выражение эмпатии через рефлексивное слушание, предоставление образовательной информации по поводу здоровья.
7. Основные принципы мотивационного консультирования: конструктивная конфронтация, обеспечение обратной связи, рефлексия сопротивления.
8. Основные принципы мотивационного консультирования: повышение самоэффективности и оптимизма по поводу успешности изменений, навык помощи в принятии решения об отказе от употребления ПАВ в форме свободной от конфронтации.
2019-12-29 | 167 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Учебно-методическое обеспечение. |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы