Самоанализ личностно ориентированного урока
VII . Экзамен (как одна из форм аттестации педагога)
Форма экспертизы, проверяющая знание основ управленческой (для руководителей), теории и методики обучения и воспитания, практики их применения и нормативного обеспечения деятельности. Экзамен проводится по билетам (не более 30 билетов по 2 вопроса), скомплектованным на основе программы, которая должна быть разработана квалификационной комиссией в главе с председателем (зам. председателя), утверждена на заседании соответствующей аттестационной комиссии. Все вопросы носят комплексный характер. При ответе на них важно использовать не только знания по теории управления (для руководителей), достижениям педагогики и методики, но и знания по психологии, валеологии, возрастной физиологии, истории педагогики и образования, нормативно-правовых актов образовательной деятельности, а также опыт их применения в соответствии с должностными обязанностями аттестуемого. Допускаются задания, направленные на определение уровня владения аттестуемым учителем содержанием профильных, разноуровневых программ по предмету (не более 30% от общего количества экзаменационных заданий). При ответе оцениваются: - уровень знаний в области теории и методики обучения и воспитания, управления анализ педагогической (управленческой) практики аттестуемого, - анализ достоинств и недостатков существующих теорий, технологий, методов - умение описать и проанализировать конкретный случай из педагогической Экзамен по выбору аттестуемого может проводиться как в традиционной форме, так и в форме компьютерного тестирования. Программы, экзаменационные вопросы носят открытый характер. С ними каждый аттестуемый должен иметь возможность ознакомиться не позднее, чем за 2 месяца до начала квалификационных испытаний. Требования к программам экзаменам Программа экзамена должна включать: 1. Пояснительную записку, в которой содержаться сведения о принципах подбора 2. Список вопросов, разделенных на тематические блоки, среди которых обязательно - философско-методологический блок, определяющий идеологию и философские нормативно-правовой блок, включающий вопросы трудового законодательства, знаний международных и государственных документов по правам ребенка и детства, ведомственных документов и нормативов, регулирующих организацию учебно-воспитательного процесса; психолого-педагогический блок, включающий вопросы трудового законодательства, знаний международных и государственных документов по правам ребенка и детства, ведомственных документов и нормативов, регулирующих организацию УВП; психолого-педагогический блок, позволяющий оценить готовность аттестуемого к управлению образовательным процессам; - методический блок, включающий вопросы общей и частной методик (в первую очередь, новых образовательных технологий); владения содержанием профильных, разноуровневых учебных программ.
VII. Собеседование (как одна из форм аттестации педагога) Форма экспертизы профессиональных знаний, при которой аттестуемый без подготовки дает развернутый ответ по вопросам из содержательных блоков, указанных в программе экзамена, или отвечает на вопрос обобщающего характера по нескольким разделам программы экзамена. Перечень вопросов определяется председателем квалификационной комиссии. Ответ оценивается по параметрам, соответствующим требованиям к ответу на экзамене. При отсутствии билетов, письменных ответов на них один из членов кв. комиссии в протоколе подробно фиксирует ответы аттестуемого на задаваемые ему вопросы. При подготовке педагога к собеседованию как одной из форм аттестации необходимо учесть, что экспертом в данном случае оцениваются не только коммуникативные умения, а весь набор профессиональных знаний и умений, позволяющих получать устойчивые высокие результаты обучения. Необходимо, прежде всего продумать тематику, содержание беседы педагога с экспертом, а также то, какие дополнительные материалы потребуются для иллюстрации представляемого содержания. Педагог может сам выбрать и предложить эксперту тему собеседования с учетом: • своих профессиональных интересов учителя (раскрываются особенности деятельности по какому-либо направлению, например: «Принципы отбора гимназического итогов решения проблемы, возникшей в межаттестационный период (например, педагогический поиск учителя русского языка был направлен на разрешение противоречия между важностью изучения данного предмета для успешного обучения школьников по всем предметам и снижением интереса подростков к данному предмету); • итогам реализации основных направлений деятельности образовательного учреждения. В этом случае методическая тема учителя созвучна с одной из задач, обозначенных в программе развития школы. Примерные вопросы для собеседования эксперта с аттестуемым педагогом. 1. Методическая тема выбрана с учетом: а) Ваших профессиональных интересов; б) основных направлений развития образовательного учреждения; в) особенностей контингента учащихся; г) по другой причине (указать какой). 2. Укажите, по каким учебным программам Вы работаете (типовая, рекомендованная МО РФ; модернизированная; компилятивная; авторская). Чем обусловлен выбор Вами программы обучения (или корректировка имеющейся типовой программы)? 3. Перечислите разработанное (спроектированное) Вами к данному моменту учебно-программная документация, педагогический, диагностический инструментарий). Расскажите 4. Что из вышеперечисленного внедрено, апробировано: когда, в течение скольких лет? Каких результатов Вам удалось достичь, используя свои разработки? Как разработанное Вами 5. Какую педагогическую технологию Вы применяете в настоящее время? 6. Элементы каких технологий Вы используете в педагогической практике? Расскажите о наиболее эффективных, на Ваш взгляд, и применяемых Вами методах обучения, формах 7. Какие показатели результатов учения отслеживаются Вами для управления педагогическим процессом? Какие средства диагностики и педагогического контроля Вы для этого используете? 8. Педагогические затруднения, проблемы, противоречия, решение которых, на Ваш взгляд, необходимо для успешности профессиональной деятельности. 9. Проект Вашей деятельности на будущий период. Как будут учтены Вами основные направления модернизации российского образования, направления развития регионального образования, особенности деятельности вашей школы и т.д. Что бы Вы хотели изменить в собственной педагогической практике? При ответе на эти вопросы педагог может определить балльную оценку по каждому пункту (самооценка). Объективная оценка выставляется экспертом.
VIII. Защита реферата (как одна из форм аттестации педагога) Реферат (от лат Refero - сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме. Это самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Этапы работы над рефератом Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников). Составление библиографии. Обработка, систематизация информации. Разработка плана реферата. Написание реферата. Публичное выступление с результатами исследования. Примерная структура реферата Титульный лист. Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт). Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяется ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы). Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или одной из ее сторон, логически является продолжением предыдущего, в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы). Заключение (подводятся итого или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации). Список литературы. Требования к оформлению реферата Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения к работе не входят в ее объем. Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата. Тему реферата аттестуемый выбирает самостоятельно. Аттестуемый делает устное сообщение, в котором освещает тему, цель и задачи реферата, обосновывает их актуальность, коротко характеризует основное содержание изученного теоретического материал. Перечисляет сделанное и делает выводы. Критерии оценки реферата Актуальность темы и изложенных взглядов; - Знание теории и практики исследуемого вопроса, многоаспектность рассмотрения - Обоснованность выводов изложения; - Правильность и полнота использования источников; Стиль выполнения при защите (лаконичность, убедительность). Защита квалификационной работы в форме реферата допускается только при аттестации на 1 и 2 кв. категории.
IX. Представление и защита методических и других разработок (как одна из форм аттестации педагога) Представляет собой описание методических подходов к изучению какой-либо темы, раздела предмета и др. с целью метод. Обеспечения образовательной деятельности. Представляется в письменном виде (объемом не более 15 машинописных листов). Тему разработки аттестуемый выбирает самостоятельно. Данная форма предполагает научное руководство. В перечень учебно-методических и других разработок, представленных аттестуемым к защите, могут входить комплекты методического обеспечения образовательных стандартов, учебно-программная документация, комплекты заданий для входного, промежуточного и итогового контроля результатов обучения. Комплекты наглядных пособий и другие методические пособия для педагога и учебные пособия для учащихся. Для защиты учебно-методических разработок необходимы две положительные рецензии. На защите аттестуемый делает устное сообщение (не более 5-7 минут), в котором раскрывает суть методической разработки. При защите методической разработки оценивается: - актуальность; - новизна; - эффективность; Примерная структура методической разработки: - теоретические основы темы или раздела; - сравнительный анализ изложения ее в различных источниках; возможности и удобства практического использования; методика изучения темы (обоснованный выбор методов, форм и средств обучения с учетом психологических, возрастных, индивидуальных особенностей обучаемого); - в работе должно быть дано обоснование целесообразности ее внедрения, а также Оформление и оглавление разработки аналогичны оформлению реферата, включая требования к написанию библиографического аппарата. Эта форма прохождения аттестации, как правило, дополняет другие: собеседование, проведение открытых занятий, защиту аттестационной работы и т.д. Но она может выступать и в качестве самостоятельной, особенно если речь идет о подтверждении квалификационной категории педагога, результаты деятельности которого стабильно высокие. Не случайно в практике проведения аттестации большое значение придается экспертизе педагогических разработок учителя. Как было отмечено выше, учебно-программная документация, публикации педагога, подготовленные им методические материалы являются результатом одного из видов профессиональной деятельности — методической. Оценка результативности методической деятельности учителя должна быть отражена в итоговом экспертном заключении. В качестве примера учебно-программной документации представим технологическую карту изучения темы. Такие карты заменяют учителю традиционное поурочное планирование.
Содержание такой технологической карты поможет учителю представить всю систему работы по данной теме, способствующую достижению планируемых результатов обучения. Эксперт, знакомясь с такими технологическими картами, может сделать вывод о разнообразии применяемых учителем методов, работе учителя над содержанием, преобладающих организационных формах, разнообразии средств обучения; вычленить особенности профессиональной деятельности, направления педагогического поиска, проблемы и пути их решения. 1. Рабочие программы по учебным предметам. Они могут быть скорректированы с учетом направлений обучения, особенностей контингента учащихся. В литературе их называют модернизированными, адаптированными программами. Программа может быть составительской или компилятивной. Основой таких программ, как правило, являются две программы (или более), рекомендованные Министерством образования РФ. Авторскими программами наиболее часто являются программы кружковых, факультативных занятий, элективных курсов, а также программы дополнительного образования. 2. Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса. Например, технологическая карта изучения темы <<Линейная функция» (алгебра, 7-й класс). 3. Описание методических особенностей преподавания от дельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов. 4. Программно-методическое обеспечение курса. 5. Модель технологии обучения, описание авторской методической системы учителя. 6. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; 7. Инструментарий: · педагогический — пакет дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т.д.; • диагностический — пакет тестов; контрольные, диагностические работы; материалы для итоговой и промежуточной аттестации; сборники задач, вопросов, заданий; темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся. 8. Индивидуальные программы для отдельных групп учащихся: одаренных детей, а также учащихся, испытывающих учебные затруднения; программы дополнительных занятий, консультаций по предмету, коррекционные программы. Таким образом, по своему желанию учитель может представить эксперту любые разработанные им материалы, отражающие особенности педагогической деятельности аттестуемого, отличающие его от других педагогов. Представляя свои материалы, идеи, опыт, педагог как автор должен четко и грамотно изложить коллегам, экспертам свой замысел, представленный в виде методической разработки. Желательно, чтобы каждая работа состояла из двух частей: пояснительной записки и основной части. В пояснительной записке педагог должен обосновать причины, по которым он предлагает использовать тот или иной способ, методику и т.п., те или иные материалы, аргументировать новый подход, позволяющий решить определенную проблему или противоречие, показать, преимущества и результативность своих разработок. Пояснительная записка может быть как краткой, так и развернутой. Но главное, автор должен ответить на вопросы: почему проведена работа; каков результат ее применения; каковы особенности представленной работы? Основная часть — это содержание материала, представляемого педагогом, излагая которое автор отвечает на вопросы: что предлагается; зачем; как необходимо действовать? Примером оформления являются программы по учебным предметам, которые включают пояснительную записку и основную часть (учебно-тематический план, содержание курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список рекомендованной литературы). При проведении самоэкспертизы и экспертизы работы аттестуемого рекомендуется ответить на следующие вопросы: • Что представлено педагогом? • В чем оригинальность данной разработки? Чем вызвана необходимость ее создания? • Что конкретно предлагается изменить в педагогической практике? • Каковы условия воплощения авторского замысла? • Какой результат Вы прогнозируете (или уже получили) в результате реализации Вашей разработки? (Какие умения, навыки могут быть сформированы у учащихся? На развитие каких личностных качеств, способностей учащихся направлена данная разработка? Какие уровни усвоения учебного материала предполагаются (репродуктивный, продуктивный, творческий?) • Может ли данная разработка быть использована в практике работ других педагогов? При каких условиях? В результате анализа представленных учителем материалов и итогов собеседования экспертом может быть сделано заключение об уровне профессиональных знаний и умений (проектировочных, методических, диагностических), позволивших достигнуть педагогу представленных результатов.
X. Представление и защита опытно-экспериментальной работы (как одна из форм аттестации педагога) Опытно-экспериментальная работа - это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Она предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания: активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия. Аттестуемый при защите опытно-экспериментальной работы в ОУ представляет: - Обоснованную научную гипотезу, которой принадлежит определяющая роль в - Аргументированный выбор вида опытно-экспериментальной работы - Этапы эксперимента (теоретический, методический, собственно эксперимент, Документально зафиксированный результат опытно-экспериментальной работы: учебник, задачник, методическое пособие и др. (по возможности); Выводы и практические рекомендации. Структура опытно-экспериментальной работы включает констатирующий, проверочный формирующий, созидательный, преобразующий, контрольный эксперимент. Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдения, беседы, анкетирование, анализ работы детей, уроков и др.). Формирующий эксперимент является следующим основным этапом работы, на котором организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия, изучается влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. Большое значение имеет фиксация хода и результатов опытной работы, методика анализа полученных данных, статистика, обработка данных, составление таблиц, построение графиков. Контрольный эксперимент дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильность или ошибочность гипотезы). Опытно-экспериментальная работа обычно осуществляется под научным руководством. При защите возможно представление отзыва руководителя эксперимента. Для защиты необходимы две положительные рецензии. При защите аттестуемый излагает содержание, структуру и результаты опытно-экспериментальной работы. Может высказать особые замечания о ее назначении. Интересным и значимым будет отчет о негативных результатах опытно-экспериментальной работы. После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать проведение уроков, занятий, упражнений, воспитательной работы и т.д., отразить проблемы, ошибки в ходе исследования и сделать выводы. При защите опытно-экспериментальной работы оцениваются: актуальность темы опытно-экспериментальной работы; объем и глубина методологических знаний, междисциплинарные связи; глубина обоснования программы или модель опытно-экспериментальной работы; - аргументированность выбранных критериев (показателей) и методов для оценки анализ побочных, возможно, негативных процессов, сопровождающих опытно-экспериментальную работу в ОУ; понимание проблем, которые еще предстоит решать; - аргументированность плана опытно-экспериментальной работы; лаконичность, аргументированность и убедительность выступления; - качество доклада (композиция, полнота теоретических и практических подходов,
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |