Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самоанализ личностно ориентированного урока



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Самоанализ личностно ориентированного урока 0.00 из 5.00 0 оценок




 

  Аспекты самоанализа Вопросы для самоанализа
  Цели, задачи урока В чем заключается основной замысел проведенного урока? Как он связан с индивидуальными особенно­стями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе? Какие цели, задачи планировалось достичь, решить в ходе занятия?
  Содержание и организация учебного занятия Насколько удачно выбраны содержание учебного мате­риала, тип и форма урока, приемы и способы органи­зации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам личностно ориентированного подхода, целям и задачам урока?
  Технология работы педагога Какие технологические приемы использовались для: — актуализации и обогащения субъектного опыта уча­щихся; — стимулирования их инициативы и самостоятель­ности; — создания, ситуации выбора учебных заданий и форм их выполнения; — организации учебного взаимодействия на основе диалога и полилога? Учитывались ли индивидуаль­ный темп и стиль учебной деятельности детей?
  Результа-тивность проведенного урока Удалось ли реализовать замысел урока, решить постав­ленные цели, задачи? Насколько проведенное занятие было направлено на становление и проявление инди­видуальности учащихся, развитие их творческих спо­собностей, формирование положительной Я-концепции учеников, выработку индивидуального стиля познания и поведения? В чем заключаются достоинства и недо­статки урока? Что не удалось на уроке? Как можно исправить недочеты его?

 

VII . Экзамен

(как одна из форм аттестации педагога)

 

Форма экспертизы, проверяющая знание основ управленческой (для руководителей), теории и методики обучения и воспитания, практики их применения и нормативного обеспечения деятельности. Экзамен проводится по билетам (не более 30 билетов по 2 вопроса), скомплектованным на основе программы, которая должна быть разработана квалификационной комиссией в главе с председателем (зам. председателя), утверждена на заседании соответствующей аттестационной комиссии. Все вопросы носят комплексный характер. При ответе на них важно использовать не только знания по теории управления (для руководителей), достижениям педагогики и методики, но и знания по психологии, валеологии, возрастной физиологии, истории педагогики и образования, нормативно-правовых актов образовательной деятельности, а также опыт их применения в соответствии с должностными обязанностями аттестуемого. Допускаются задания, направленные на определение уровня владения аттестуемым учителем содержанием профильных, разноуровневых программ по предмету (не более 30% от общего количества экзаменационных заданий). При ответе оцениваются:

- уровень знаний в области теории и методики обучения и воспитания, управления
ОУ (у руководителей),

анализ педагогической (управленческой) практики аттестуемого,

- анализ достоинств и недостатков существующих теорий, технологий, методов
обучения и воспитания (управления ОУ),

- умение описать и проанализировать конкретный случай из педагогической
(управленческой) практики аттестуемого, в т.ч. методику, пособие, учебник,
владение содержанием профильных разноуровневых учебных программ по
предмету.

Экзамен по выбору аттестуемого может проводиться как в традиционной форме, так и

в форме компьютерного тестирования.

Программы, экзаменационные вопросы носят открытый характер. С ними каждый

аттестуемый должен иметь возможность ознакомиться не позднее, чем за 2 месяца до

начала квалификационных испытаний.

Требования к программам экзаменам

Программа экзамена должна включать:

1. Пояснительную записку, в которой содержаться сведения о принципах подбора
тематического материала, обоснование деления тем на вопросы и требования
(критерии) к ответу аттестуемого на экзамене.

2. Список вопросов, разделенных на тематические блоки, среди которых обязательно
должны быть представлены:

- философско-методологический блок, определяющий идеологию и философские
подходы к современному образованию;

нормативно-правовой блок, включающий вопросы трудового законодательства, знаний международных и государственных документов по правам ребенка и детства, ведомственных документов и нормативов, регулирующих организацию учебно-воспитательного процесса;

психолого-педагогический блок, включающий вопросы трудового законодательства, знаний международных и государственных документов по правам ребенка и детства, ведомственных документов и нормативов, регулирующих организацию УВП;

психолого-педагогический блок, позволяющий оценить готовность аттестуемого к управлению образовательным процессам;

- методический блок, включающий вопросы общей и частной методик (в первую очередь, новых образовательных технологий); владения содержанием профильных, разноуровневых учебных программ.

 

 

VII. Собеседование

(как одна из форм аттестации педагога)

Форма экспертизы профессиональных знаний, при которой аттестуемый без подготовки дает развернутый ответ по вопросам из содержательных блоков,

указанных в программе экзамена, или отвечает на вопрос обобщающего характера по

нескольким разделам программы экзамена.

Перечень вопросов определяется председателем квалификационной комиссии.

Ответ оценивается по параметрам, соответствующим требованиям к ответу на экзамене.

При отсутствии билетов, письменных ответов на них один из членов кв. комиссии в

протоколе подробно фиксирует ответы аттестуемого на задаваемые ему вопросы.

При подготовке педагога к собеседованию как одной из форм аттестации необходимо учесть, что экспертом в данном случае оцениваются не только коммуникативные умения, а весь набор профессиональных знаний и умений, позволяющих полу­чать устойчивые высокие результаты обучения. Необходимо, прежде всего продумать тематику, содержание беседы педа­гога с экспертом, а также то, какие дополнительные материалы потребуются для иллюстрации представляемого содержания. Педагог может сам выбрать и предложить эксперту тему собе­седования с учетом:

• своих профессиональных интересов учителя (раскрываются особенности деятельности по какому-либо направ­лению, например: «Принципы отбора гимназического
компонента содержания образования и методов работы  с учащимися на уроках математики в 5-6 классах» или «Особенности организации и содержания практических лабораторных работ по химии в классах естественно­научного профиля»);

итогов решения проблемы, возникшей в межаттестацион­ный период (например, педагогический поиск учителя русского языка был направлен на разрешение противоречия между важностью изучения данного предмета для успешного обучения школьников по всем предметам и снижением интереса подростков к данному предмету);

• итогам реализации основных направлений деятельности образовательного учреждения. В этом случае методиче­ская тема учителя созвучна с одной из задач, обозначен­ных в программе развития школы.

Примерные вопросы для собеседования эксперта с аттесту­емым педагогом.

1. Методическая тема выбрана с учетом:

а) Ваших профессиональных интересов;

б) основных направлений развития образовательного учреждения;

в) особенностей контингента учащихся;

г) по другой причине (указать какой).

2. Укажите, по каким учебным программам Вы работаете (типовая, рекомендованная МО РФ; модернизированная; ком­пилятивная; авторская). Чем обусловлен выбор Вами программы обучения (или корректировка имеющейся типовой программы)?

3. Перечислите разработанное (спроектированное) Вами к данному моменту учебно-программная документация, педа­гогический, диагностический инструментарий). Расскажите
об особенностях разработанных Вами методических, диагно­стических материалов.

4. Что из вышеперечисленного внедрено, апробировано: когда, в течение скольких лет? Каких результатов Вам удалось достичь, используя свои разработки? Как разработанное Вами
влияет на повышение результативности Вашей деятельности?

5. Какую педагогическую технологию Вы применяете в настоящее время?

6. Элементы каких технологий Вы используете в педагоги­ческой практике? Расскажите о наиболее эффективных, на Ваш взгляд, и применяемых Вами методах обучения, формах
организации учебного процесса, средствах обучения (в т.ч. разработанных Вами).

7. Какие показатели результатов учения отслеживаются Вами для управления педагогическим процессом? Какие средства диагностики и педагогического контроля Вы для этого используете?

8. Педагогические затруднения, проблемы, противоречия, решение которых, на Ваш взгляд, необходимо для успешности профессиональной деятельности.

9. Проект Вашей деятельности на будущий период. Как будут учтены Вами основные направления модернизации российского образования, направления развития региональ­ного образования, особенности деятельности вашей школы и т.д. Что бы Вы хотели изменить в собственной педагогиче­ской практике?

При ответе на эти вопросы педагог может определить балль­ную оценку по каждому пункту (самооценка). Объективная оценка выставляется экспертом.

 

VIII. Защита реферата

(как одна из форм аттестации педагога)

Реферат (от лат Refero - сообщаю), краткое изложение в письменном виде или в

форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа, где автор раскрывает суть

исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные

взгляды на нее.

Этапы работы над рефератом

Формулирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему

значению, но и оригинальной, интересной по содержанию.

Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, при разработке

реферата используется не менее 8-10 различных источников).

Составление библиографии.

Обработка, систематизация информации.

Разработка плана реферата.

Написание реферата.

Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата

Титульный лист.

Оглавление (в нем последовательно излагаются названия пунктов реферата,

указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы,

определяется ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи реферата,

дается характеристика используемой литературы).

Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая отдельную проблему или

одной из ее сторон, логически является продолжением предыдущего, в основной части

могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

Заключение (подводятся итого или дается обобщенный вывод по теме реферата,

предлагаются рекомендации).

Список литературы.

Требования к оформлению реферата

Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения

к работе не входят в ее объем.

Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.

Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического

аппарата.

Тему реферата аттестуемый выбирает самостоятельно. Аттестуемый делает устное

сообщение, в котором освещает тему, цель и задачи реферата, обосновывает их

актуальность, коротко характеризует основное содержание изученного теоретического

материал. Перечисляет сделанное и делает выводы.

Критерии оценки реферата

Актуальность темы и изложенных взглядов;

- Знание теории и практики исследуемого вопроса, многоаспектность рассмотрения
проблемы;

- Обоснованность выводов изложения;
Соответствие содержания теме;
Глубина проработки материала;

- Правильность и полнота использования источников;
Соответствие оформления реферата стандартам;

Стиль выполнения при защите (лаконичность, убедительность). Защита квалификационной работы в форме реферата допускается только при аттестации на 1 и 2 кв. категории.

 

IX. Представление и защита методических и других разработок

(как одна из форм аттестации педагога)

Представляет собой описание методических подходов к изучению какой-либо темы,

раздела предмета и др. с целью метод. Обеспечения образовательной деятельности.

Представляется в письменном виде (объемом не более 15 машинописных листов).

Тему разработки аттестуемый выбирает самостоятельно. Данная форма предполагает

научное руководство.

В перечень учебно-методических и других разработок, представленных аттестуемым к

защите, могут входить комплекты методического обеспечения образовательных

стандартов, учебно-программная документация, комплекты заданий для входного,

промежуточного и итогового контроля результатов обучения. Комплекты наглядных

пособий и другие методические пособия для педагога и учебные пособия для учащихся.

Для защиты учебно-методических разработок необходимы две положительные

рецензии. На защите аттестуемый делает устное сообщение (не более 5-7 минут), в

котором раскрывает суть методической разработки.

При защите методической разработки оценивается:

- актуальность;

- новизна;

- эффективность;
самобытность, оригинальность.

Примерная структура методической разработки:

- теоретические основы темы или раздела;

- сравнительный анализ изложения ее в различных источниках;
дидактический анализ (место темы в курсе, цель ее, пропедевтика, основные
понятия, анализ практической части);

возможности и удобства практического использования;

методика изучения темы (обоснованный выбор методов, форм и средств обучения

с учетом психологических, возрастных, индивидуальных особенностей

обучаемого);

- в работе должно быть дано обоснование целесообразности ее внедрения, а также
описание форм и методов реализации.

Оформление и оглавление разработки аналогичны оформлению реферата, включая требования к написанию библиографического аппарата.

Эта форма прохождения аттестации, как правило, дополняет другие: собеседование, проведение открытых занятий, защиту аттестационной работы и т.д. Но она может выступать и

в качестве самостоятельной, особенно если речь идет о под­тверждении квалификационной категории педагога, резуль­таты деятельности которого стабильно высокие.

Не случайно в практике проведения аттестации большое значение придается экспертизе педагогических разработок учителя. Как было отмечено выше, учебно-программная доку­ментация, публикации педагога, подготовленные им мето­дические материалы являются результатом одного из видов профессиональной деятельности — методической. Оценка результативности методической деятельности учителя должна быть отражена в итоговом экспертном заключении.

В качестве примера учебно-программной документации пред­ставим технологическую карту изучения темы. Такие карты заменяют учителю традиционное поурочное планирование.

 

№ уро- ков изу- чае- мой темы Цели Актуали- зация знаний и спо- собов деятель- ности Содер- жание (что изу- чается на каждом уроке) Тип урока Мето- ды Фор- мы Исполь- зуемые сред- ства Плани- руемый резуль- тат
                 

Содержание такой технологической карты поможет учи­телю представить всю систему работы по данной теме, способ­ствующую достижению планируемых результатов обучения. Эксперт, знакомясь с такими технологическими картами, может сделать вывод о разнообразии применяемых учителем методов, работе учителя над содержанием, преобладающих организационных формах, разнообразии средств обучения; вычленить особенности профессиональной деятельности, направления педагогического поиска, проблемы и пути их решения.

1. Рабочие программы по учебным предметам. Они могут быть скорректированы с учетом направлений обучения, особенностей контингента учащихся. В литературе их называют модернизированными, адаптированными программами. Программа может быть составительской или компилятивной. Основой таких программ, как правило, являются две про­граммы (или более), рекомендованные Министерством обра­зования РФ. Авторскими программами наиболее часто являются про­граммы кружковых, факультативных занятий, элективных курсов, а также программы дополнительного образования.

2. Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса. Например, технологическая карта изу­чения темы <<Линейная функция» (алгебра, 7-й класс).

3. Описание методических особенностей преподавания от­ дельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.

4. Программно-методическое обеспечение курса.

5. Модель технологии обучения, описание авторской мето­дической системы учителя.

6. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ;
сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.

7. Инструментарий:

· педагогический — пакет дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т.д.;

• диагностический — пакет тестов; контрольные, диагностические работы; материалы для итоговой и промежуточной аттестации; сборники задач, вопро­сов, заданий; темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся.

8. Индивидуальные программы для отдельных групп уча­щихся: одаренных детей, а также учащихся, испытывающих учебные затруднения; программы дополнительных занятий, консультаций по предмету, коррекционные программы.

Таким образом, по своему желанию учитель может пред­ставить эксперту любые разработанные им материалы, отража­ющие особенности педагогической деятельности аттестуемого, отличающие его от других педагогов.

Представляя свои материалы, идеи, опыт, педагог как автор должен четко и грамотно изложить коллегам, экспер­там свой замысел, представленный в виде методической раз­работки. Желательно, чтобы каждая работа состояла из двух частей: пояснительной записки и основной части.

В пояснительной записке педагог должен обосновать при­чины, по которым он предлагает использовать тот или иной способ, методику и т.п., те или иные материалы, аргументи­ровать новый подход, позволяющий решить определенную проблему или противоречие, показать, преимущества и резуль­тативность своих разработок. Пояснительная записка может быть как краткой, так и развернутой. Но главное, автор должен ответить на вопросы: почему проведена работа; каков резуль­тат ее применения; каковы особенности представленной работы?

Основная часть — это содержание материала, представля­емого педагогом, излагая которое автор отвечает на вопросы: что предлагается; зачем; как необходимо действовать?

Примером оформления являются программы по учебным предметам, которые включают пояснительную записку и основную часть (учебно-тематический план, содержание курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, список рекомендованной литера­туры).

При проведении самоэкспертизы и экспертизы работы атте­стуемого рекомендуется ответить на следующие вопросы:

• Что представлено педагогом?

• В чем оригинальность данной разработки? Чем вызвана необходимость ее создания?

• Что конкретно предлагается изменить в педагогической практике?

• Каковы условия воплощения авторского замысла?

• Какой результат Вы прогнозируете (или уже получили) в результате реализации Вашей разработки? (Какие умения, навыки могут быть сформированы у учащихся? На развитие каких личностных качеств, способностей учащихся направлена данная разработка? Какие уровни усвоения учебного материала предполагаются (репродуктивный, продуктивный, творческий?)

• Может ли данная разработка быть использована в прак­тике работ других педагогов? При каких условиях?

В результате анализа представленных учителем материа­лов и итогов собеседования экспертом может быть сделано заключение об уровне профессиональных знаний и умений (проектировочных, методических, диагностических), позво­ливших достигнуть педагогу представленных результатов.

 

X. Представление и защита 

опытно-экспериментальной работы

(как одна из форм аттестации педагога)

Опытно-экспериментальная работа - это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях. Она предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания: активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия. Аттестуемый при защите опытно-экспериментальной работы в ОУ представляет:

- Обоснованную научную гипотезу, которой принадлежит определяющая роль в
эксперименте;

- Аргументированный выбор вида опытно-экспериментальной работы
(констатирующий, проверочный, уточняющий, созидательный, преобразующий, и
формирующий эксперимент);

- Этапы эксперимента (теоретический, методический, собственно эксперимент,
аналитический);

Документально зафиксированный результат опытно-экспериментальной работы:

учебник, задачник, методическое пособие и др. (по возможности);

Выводы и практические рекомендации.

Структура опытно-экспериментальной работы включает констатирующий, проверочный формирующий, созидательный, преобразующий, контрольный эксперимент.

Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования и ставит своей задачей выяснение на практике изучаемого явления. При этом могут быть использованы разнообразные методы исследования (наблюдения, беседы, анкетирование, анализ работы детей, уроков и др.).

Формирующий эксперимент является следующим основным этапом работы, на котором организуется проверка выдвинутой гипотезы, вводятся новые условия, изучается влияние на повышение эффективности воспитания и обучения. Большое значение имеет фиксация хода и результатов опытной работы, методика анализа полученных данных, статистика, обработка данных, составление таблиц, построение графиков.

Контрольный эксперимент дает возможность уточнить результаты проведенной работы (правильность или ошибочность гипотезы). Опытно-экспериментальная работа обычно осуществляется под научным руководством. При защите возможно представление отзыва руководителя эксперимента. Для защиты необходимы две положительные рецензии. При защите аттестуемый излагает содержание, структуру и результаты опытно-экспериментальной работы. Может высказать особые замечания о ее назначении. Интересным и значимым будет отчет о негативных результатах опытно-экспериментальной работы. После завершения экспериментальной части ее следует обработать: описать проведение уроков, занятий, упражнений, воспитательной работы и т.д., отразить проблемы, ошибки в ходе исследования и сделать выводы. При защите опытно-экспериментальной работы оцениваются:

актуальность темы опытно-экспериментальной работы;

объем и глубина методологических знаний, междисциплинарные связи;

глубина обоснования программы или модель опытно-экспериментальной работы;

- аргументированность выбранных критериев (показателей) и методов для оценки
результатов опытно-экспериментальной работы;

анализ побочных, возможно, негативных процессов, сопровождающих опытно-экспериментальную работу в ОУ;

понимание проблем, которые еще предстоит решать;

- аргументированность плана опытно-экспериментальной работы;
оформление материалов;

лаконичность, аргументированность и убедительность выступления;

- качество доклада (композиция, полнота теоретических и практических подходов,
результатов).



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Самоанализ личностно ориентированного урока 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самоанализ личностно ориентированного урока

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)