Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ 2. «ЦИВИЛИЗАЦИИ ПРОШЛОГО»




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общая характеристика темы

Тема, посвященная истории цивилизации, имеет ряд особенностей, которые полезно иметь в виду учителю, планирующему изучение этого материала.

Задача учителя-обществоведа состоит не в дублировании исторических курсов, а в выявлении особенностей исторического развития, влияющих на формирование ценностей, прежде всего тех, которые составляют фундамент современного цивилизованного мира.

В данной теме цивилизации прошлого рассматриваются как особое состояние общества, связанное с дифференциацией человеческой деятельности, общественным разделением труда. Здесь цивилизация раскрывается через такие признаки, как:

— накопление в материальной и духовной жизни элементов, образующих преемственность в развитии общества (зарождение и развитие «общецивилизационных начал»);

— ценности, присущие данной цивилизации (наличие сравнительно-оценочного или ценностного аспекта);

— развитие общества на его собственной основе, на базе предпосылок, созданных трудом человека. На этой ступени развития становится характерной зависимость человека не столько от природы (хотя связь с природой остается весьма существенной), сколько от исторически созданных условий (т. е. от результатов предшествующего труда);



— развитие самого человека как результат развития цивилизации (гуманистический аспект).

Одна из задач курса — вычленить наиболее крупные достижения каждой конкретной цивилизации, которые пополняют сокровищницу мировой цивилизации в целом.

Таким образом, на историческом материале раскрывается основной критерий цивилизации: позиция человека по отношению к тем сферам, в которых он действует. Именно эта позиция в конечном счете выражает власть человека над силами природы и общества (социальными силами). Цивилизация рассматривается как такое состояние в развитии общества, которое обеспечивает ту или иную степень господства человека над природными и социальными процессами, а также над своей собственной природой.

При изучении темы учителю будут полезны книги: Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. — М., 1996; Яковец Ю. В. История цивилизаций. — М., 1995; Ионов И. Н. Российская цивилизация: IХ — конец ХХ века. — М., 2003.

Уроки 9, 10. Особенности древних цивилизаций

Этот урок призван дать общее представление о древних цивилизациях, противостоящих, с одной стороны, периоду доцивилизованному, первобытному, иногда называемому даже доисторическим, а с другой — следующим за ним эпохам.

Согласно периодизации исторического процесса, введенной Л. Морганом, первый этап человеческой истории — дикость (от появления человека до возникновения гончарства). За ним следует период варварства (от изобретения гончарного круга до появления письменности). Затем — собственно цивилизация. В моргановской периодизации начало цивилизации связывается с появлением письменности. «Употребление письма или равнозначных ему иероглифов на камне является отчетливым признаком начала цивилизации. Без литературных памятников не существовало бы, можно сказать, ни истории, ни цивилизации». Создание гомеровских поэм, передаваемых устно либо со временем записанных, с достаточностью датирует начало цивилизации у греков.

Речь на данном уроке идет об общих особенностях цивилизаций древности, прежде всего о становлении мироощущения человека, осознании им себя как индивидуальности, оформлении представлений об основных духовных ценностях. На этом же уроке рассматриваются парадоксы древних цивилизаций, развитие представлений о свободе, органично сочетающихся с уверенностью в необходимости сохранения рабовладения.

Древние цивилизации рассматриваются здесь двояко: как с точки зрения их самоценности, так и с точки зрения их вклада в последующий исторический процесс.

На уроке учителю предстоит работа с такими понятиями, как «цивилизация», «мировые религии», «гражданское общество древности».

План изучения нового материала

Вариант 1

1. Мир древних цивилизаций.

2. Отличия цивилизаций древности от первобытности:

а) изменение взаимодействия с природой;

б) появление письменности, изменение социальной организации жизни.

3. Проблема понимания древности.

4. Взаимосвязи древних цивилизаций.

Вариант 2 (комбинированный урок)

1. От первобытности к цивилизациям древности.

2. Мир древних цивилизаций: самобытность и взаимосвязи.

3. Парадоксы древних цивилизаций.

Рассмотрим методические вопросы урока по первому варианту плана:

1. В тексте учебного пособия (§ 26) перечисляются цивилизации, относящиеся к Древнему миру. Среди них как те, что известны учащимся из курса всемирной и отечественной истории, так и те, которые в школьном курсе не изучаются. Важно обратить внимание учащихся на те черты сходства цивилизаций, которые дают возможность рассматривать их как общий мир.

2. При изучении древних цивилизаций важно проиллюстрировать примерами наличие в них таких признаков, как зависимость от природы, мифологические формы мышления, культа, речи.

Вместе с тем все цивилизации, относящиеся к древним, знаменуют переход от присваивающего типа хозяйства к производящему. Это обстоятельство также находит отражение в мифологии (появляется герой, который, подобно богам, может творить чудеса).

Изменение хозяйственного уклада не могло не сказаться на появлении новых черт во взаимодействии людей. Именно усложнение хозяйственной деятельности потребовало изменения способов передачи и хранения информации не через ритуал, в процессе непосредственного копирования, а через письменность. С теми же изменениями тесно связано и усложнение социальной структуры общества на основе разделения труда, появления новых профессиональных групп, чье положение в обществе выделялось, закреплялось как писаными, так и неписаными законами и обычаями.

С особыми видами хозяйственной и социальной деятельности связано и появление городов, превращение их в центры общественного развития, отличные от периферии. Наконец, сложная хозяйственная жизнь, разнообразные занятия, социальная иерархия требовали упорядочения взаимодействия больших групп людей, установления правил общежития, согласования разнообразных социальных интересов. Все это, вместе взятое, не могло не привести к замене племенной организации власти государственной.

Таким образом, весь комплекс признаков общественного развития на новом цивилизационном этапе существенно отличает его от первобытного. Об особенностях древних цивилизаций многое говорят письменные памятники, дошедшие до нас. Здесь важно напомнить школьникам о разнообразии письменных свидетельств глубокой древности: научных трактатах, юридических и государственных актах, литературных произведениях. Обращение учителя на уроке к заданию 4 в § 26 даст возможность показать, какое значение придавалось письменности, владению ею, многообразию знаний образованного человека древности. Важно также показать учащимся своеобразие языка письменного фрагмента, как бы раскрывающего современнику загадочный мир глубокой древности.

3. На уроке полезно обратить внимание на такую проблему, как трудности понимания древних цивилизаций современным человеком, особенно неспециалистом. Эти трудности вызваны не только неполнотой исторических источников, дошедших до нашего времени, но и проблемами их точного перевода на современные языки. Многие источники непонятны вне контекста эпохи, без сопоставления с другими сведениями о древних обществах, в отрыве от мифологии, культа и даже мистики. В учебном пособии в качестве примеров «очевидного-невероятного» в древних цивилизациях названы обряды жертвоприношения. Современному человеку трудно понять, что успех важного дела в древности не мыслился без жертвоприношения, также непросто представить, как выглядели подножия прекрасных древних храмов в дни торжественных празднеств и церемоний. Отношение к рабу как к живому орудию, противопоставление и неприятие чужака, отношение к нему даже не с презрением, а как бы вне человеческих правил и норм также с трудом осознается современным человеком.

Одним из парадоксов, характеризующих мир древних цивилизаций, является тот факт, что наряду с противопоставлением чужаку зарождается принцип всечеловеческого единства и нравственного совершенствования личности, ее добродетелей и идеалов. Отход в древности от требования следовать раз и навсегда сложившемуся религиозному культу и формирование мировых религий с их прозелитами (привлечением верующих на сторону данной веры по собственной воле, а не по закону рождения) также один из парадоксов эпохи. С одной стороны, общество стремится к внутреннему единству, с другой — изобилует яркими образами людей неординарных, способных осуществить собственный выбор, поддаться власти идеи, служить верой и правдой истине (можно вспомнить имена Диогена, Сократа, Зенона Элейского и др.).

Целесообразно использовать на уроке задание 6 к § 26, в котором приводятся краткие изречения семи греческих мудрецов, своего рода заповеди и назидания, характеризующие добродетели, почитаемые в древности. Можно сопоставить их с современными афоризмами на эту тему, чтобы убедиться, что мир древности не так уж далек от нас. И это тоже один из парадоксов древности, поскольку здесь фиксируется зарождение некоторых образцов мышления, отнюдь не мифологических, а близких к рациональному. Важное значение в связи с этим имеет вопрос о зарождении в лоне древних цивилизаций философии как особого способа понимания и объяснения мира, его отдельных черт, свойств. При возможности и резерве времени учитель может рассмотреть вопрос о зарождении философских взглядов более подробно (в этом случае осуществляется связь с содержанием § 22 учебного пособия).

4. Особое внимание на данном занятии следует уделить проблеме единства цивилизаций древности, взаимных контактов между ними через сохранение, передачу сведений о других странах и народах, вклада разных народов в сокровища человеческой истории.

Многообразие контактов — географические экспедиции, торговля, военные походы, освоение огромных просторов степей, полупустынь и пустынь кочевниками, вклад рабов, выходцев из одних стран, в культуру других стран и народов — позволяет рассматривать мир древних цивилизаций не только как разрозненный и мозаичный, но и как во многих чертах единый. Можно обсудить с учащимися вопрос о единстве исторических корней народов мира.

Текст учебного пособия по этому вопросу не представляет сложностей для учащихся. Он может быть рекомендован для самостоятельного чтения в классе или дома. Ученикам можно предложить привести и собственные доказательства того, что локальные цивилизации древности взаимодействовали во времени и пространстве.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7