Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Индустриальное общество




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Политическая сфера Легальный тип господства. Демократическое политическое устройство. Движение к правовому государству.  
Экономическая сфера Рынок как регулятор экономики. Развитая частная собственность. Высокий престиж предпринимательства.  
Социальная сфера Классовая структура общества. Высокая социальная мобильность.  
Духовная сфера Принцип индивидуализма. Высокий престиж науки и образования. Преобладание рационализма.

Особо, на наш взгляд, следует остановиться на периодах кризисного развития индустриального общества, порожденных его противоречиями. Один из таких периодов приходится на середину XIX в.

Не менее серьезные испытания ожидали западное общество в ХХ в. Одним из них стало возникновение тоталитарных режимов. Для дискуссионного обсуждения учащимся предлагается следующее задание:

Существует точка зрения, согласно которой тоталитарный режим является порождением западной цивилизации, он связан с индустриальной эпохой, с появлением техники и технологии для массового уничтожения людей. Разделяете ли вы эту позицию? Свои взгляды аргументируйте.



О кризисе индустриального общества в 70-е годы прошлого столетия учитель может рассказать, используя материалы учебника.

Опыт показывает, что при изучении данной темы преподаватели часто используют обобщающие и сравнительные таблицы, которые чаще всего заполняются в ходе беседы или изложения учителя. Обращение к этим формам целесообразно также на повторительно-обобщающих уроках, при отсроченной проверке знаний учащихся.

Размышления о цивилизационных различиях и особенностях необходимо дополнить рассмотрением проблемы взаимосвязи и взаимовлияния отдельных культур и цивилизаций. С учетом конкретных педагогических условий преподаватель может либо выделить один или несколько аспектов этой проблемы, либо рассмотреть их в совокупности: перспективы цивилизационного развития; модернизация традиционных обществ во второй половине ХХ века; воздействие ценностей Востока на западную цивилизацию.

Если дискуссия о путях дальнейшего цивилизационного развития не рассматривалась в теме «Что такое цивилизация?», целесообразно заострить на ней внимание учащихся на данном занятии. В учебном пособии обозначены позиции сторон. В качестве дополнения можно привести следующий материал. Сторонники цивилизационного сближения и утверждения единой мировой цивилизации подчеркивают, что нынешний этап научно-технического развития ведет к созданию общепланетарных систем информации, связи, торговли; на этой основе происходит сближение образов жизни, ценностей людей, принадлежащих к разным социокультурным общностям. В то же время многие исследователи разделяют точку зрения, выдвинутую в свое время А. Тойнби: «Тезис о „единстве цивилизации“ является ложной концепцией, весьма популярной среди современных западных историков...» (Хрестоматия, с. 46). Известный историк призывает не путать единство и унификацию. Говорят о единстве лишь те, кто не учитывает наличия других, кроме западной, цивилизаций. Унификация же охватывает лишь экономическую сферу, но никак не распространяется на культуру.

В этих рассуждениях, как видим, Тойнби затрагивает и проблему влияния западного мира на другие цивилизации. Данную проблему имеет смысл рассматривать на уроках обществознания в том случае, если соответствующий материал анализировался в курсе новейшей истории. Это позволит с опорой на конкретные факты послевоенной истории различных стран восточного мира показать различные модели модернизации и их последствия (заимствование технологических, экономических и политических систем Запада при стремлении сохранить духовные ценности — Япония; заимствование лишь технологии и рыночных механизмов хозяйствования при сохранении всех иных структур общества — страны Юго-Восточной Азии, Персидского залива; перенесение только передовых технологий при отрицании рынка и демократии — социалистические страны Азии).

Завершая рассмотрение вопроса о взаимовлиянии Востока и Запада, уместно привести слова из японской «Книги о чае»: «Мы долго шли разными путями, но почему бы нам не дополнить друг друга? Европейцы извлекли из экспансии выгоду, но потеряли покой. Мы взлелеяли гармонию, а она не сумела противостоять силе извне... Так не лучше ли нам просто встречаться время от времени за чашкой чая?!»

Для закрепления и проверки знаний предлагаются следующие вопросы и задания:

1. Один японский публицист в начале ХХ века писал: «Мне представляется, что цивилизация путем лжесовершенствования и приукрашивания интеллекта уводит человека от природы и заставляет его вести образ жизни, который с точки зрения физиологии вреден, а с точки зрения морали лжив».

О какой цивилизации ведет речь автор?

Разделяете ли вы его оценку данной цивилизации?

2. Какая формулировка известной поговорки больше соответствует ценности западного мира: «За деревьями не видно леса» или «За лесом не видно дерева»?

3. Западному или восточному мыслителю могли бы принадлежать следующие суждения?

«Природу вещей нельзя менять, место обитания нельзя переносить».

(Древние даосы)

«Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идет в уровень с богами».

(Сенека)

«Излагаю, не творю. Люблю древность и следую ей».

(Конфуций)

«Истина заключена в работе экспериментатора, движимого рациональной активностью».

(Г. Башляр)




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (167)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7