Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Урок 21. Россия в полосе перемен



2019-12-29 291 Обсуждений (0)
Урок 21. Россия в полосе перемен 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение части подтемы «Россия в полосе перемен» занимает особое место. Во-первых, российские реформы рассматриваются в контексте характеристики современного цивилизационного развития всего человечества с точки зрения перехода к постиндустриальному обществу. Во-вторых, поскольку в каждой из последующих тем (экономические, социальные, политические, основные аспекты развития общества) содержатся материалы о России, данный урок является вводным к изучению этих материалов. Задача состоит в том, чтобы показать необходимость реформ, направленных на переход к рыночной экономике и демократическому обществу, противоречивость процесса преобразований и их последствий.

План изучения вопроса

1. Необходимость демократических реформ в нашей стране.

2. Содержание и направленность реформ.

3. Противоречия процесса преобразований.

Учащимся заранее предлагается повторить подтему «Цивилизация России» (§ 30 учебного пособия) и подумать над вопросом:

Каковы особенности российской цивилизации?

Учебное пособие задает общий подход к раскрытию сущности реформ: с какими социальными порядками мы расстаемся и к какому общественному устройству мы движемся?

В этом ключе необходимо обращение к прошлому, иными словами, повторение соответствующего материала из истории.

Можно предположить, что ко времени изучения данной темы курс истории не завершен, и в этом случае опорой могут послужить знания об общественно-политической системе, сложившейся в нашей стране в 30-е гг. ХХ в. Целесообразно предварительно поставить учащимся вопросы о характере утвердившегося в 30-х гг. социально-экономического и политического строя в нашей стране, указав соответствующие страницы учебника отечественной истории, используемого в данной школе.

Если 80—90-е гг. ХХ в. отечественной истории еще не изучались, целесообразно кратко охарактеризовать симптомы неблагополучия в экономической, социальной, политической, нравственной сферах, которые заметно проявились в первой половине 80-х гг. и усилились к началу 90-х гг.

В первой половине 80-х гг. замедлились темпы экономического роста, систематически не выполнялись плановые задания, нарастал дефицит различных товаров, значительные масштабы приобрели расхищение государственной и колхозной собственности, коррупция в партийно-государственном аппарате, пьянство и преступность, размывание нравственных устоев общества. Постепенно приходило осознание того, что нарастающие трудности порождены той экономической и политической системой, которая сложилась к середине 30-х гг. и затем, избавившись от своих крайних проявлений, просуществовала до 80-х гг. включительно. Попытки реформировать систему, не меняя ее основ, получившие название «перестройка», привели к ряду демократических перемен, но не устранили нараставшие кризисные процессы.

К началу 90-х гг. советское общество оказалось в состоянии глубокого кризиса, который охватил все сферы жизнедеятельности — производственную и бытовую, экономическую и демографическую, национальную и этническую, политическую и идеологическую. В этих условиях после событий августа 1991 г. начались глубокие преобразования, которые означали становление новой общественной системы.

Требуют раскрытия следующие положения учебного пособия: «Обновленное общество не может быть не чем иным, как воплощением достижений мировой цивилизации и исторического творчества народов России»; «Ряд процессов, происходящих в нашем обществе, имеет общецивилизационный характер».

Базой для разъяснений может послужить концепция интеграционного реформирования, предложенная группой ученых Института социально-политических исследований Российской Академии наук, как строго научная система взглядов на цели, пути, формы и методы перехода России от зрелого индустриального общества государственно-бюрократического социализма к постиндустриальному обществу социально ориентированного государства (см.: Осипов Г. В., Левашов В. К., Хлопьев А. Т. Стратегия реформирования России (интеграционная концепция) // Социально-политический журнал. — 1994. — № 1—2).

Эта концепция предполагает естественное развитие страны на основе многовекового позитивного опыта формирования и строительства российского общества, взаимодействия его с мировым сообществом как объективный процесс аккумулирования и переноса на российскую почву достижений цивилизации.

Постиндустриальное общество может возникнуть на основе сочетания исторических особенностей России и закономерных тенденций мирового развития. Это означает переход российского общества от:

— форсированного технологического развития к экологически чистым и энергосберегающим технологиям;

— национальной экономики к органичному включению в мировое разделение труда;

— краткосрочного экономического прогноза к долгосрочному планированию;

— жесткой вертикальной централизации и иерархических связей в управлении к децентрализации и горизонтальным сетевым структурам управления;

— двухполюсного мира к многополюсному;

— узкого выбора из двух взаимоисключающих возможностей к возможностям выбора множества эффективных решений.

Первой стратегической целью реформирования России авторы концепции считают переход ее на качественно новый, общецивилизационный этап развития, в постиндустриальное общество. Второй стратегической целью преобразования России является органичное вплетение ее в целостную ткань мировой цивилизации. Движение к этим целям должно сопровождаться сохранением и умножением накопленных российских ценностей.

Таким образом, ответ на вопрос «От чего к чему осуществляется переход российского общества?», поставленный в учебном пособии, может быть дан с опорой на идеи, изложенные в первой части данной подтемы, в частности на знания об индустриальном и постиндустриальном обществе.

Учащимся может быть предложено задание:

Прочитайте в учебном пособии текст о трех точках зрения по вопросу о направлении преобразований в России и подумайте, какая из этих точек зрения наиболее соответствует концепции перехода к постиндустриальному обществу.

Возможно и составление таблицы:



2019-12-29 291 Обсуждений (0)
Урок 21. Россия в полосе перемен 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Урок 21. Россия в полосе перемен

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (291)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)