ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ 4. «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»
Общая характеристика темы Тема содержит необходимый минимум знаний о современной рыночной экономике. Цель изучения ряда вопросов экономической теории — сформировать у учащихся научное представление о современной экономике как многоукладной, регулируемой, с одной стороны, механизмом рынка, с другой стороны, государством; дать старшим школьникам возможность самостоятельно ориентироваться в экономических отношениях, субъектом которых является каждый из них; содействовать выработке элементарных умений экономического анализа и экономически грамотного поведения; способствовать формированию ценностного отношения к явлениям экономической жизни. При изучении темы большое значение имеют внутрипредметные и межпредметные связи. Это, прежде всего, опора на полученные в обществоведческих курсах знания: о сферах жизни общества, роли и месте экономической сферы (раздел «Деятельность в жизни человека и общества» курса «Человек и общество»); об основных чертах экономики: труда, собственности, предпринимательства; о домашнем строительстве (курс «Введение в обществознание»); об экономических воззрениях А. Смита, Ж. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, К. Маркса, Дж. Голбрейта (раздел «На пути к современной цивилизации» курса «Человек и общество»); о российских реформах 1990-х гг. (первая подтема изучаемого раздела «Современное общество»). Связи с курсом истории предполагают опору на знания об экономических системах прошлых эпох, об экономических реформах Петра I, Александра II, П. Столыпина; об экономическом развитии зарубежных стран в ХХ в.; о создании и развитии советской экономики; об экономических реформах 80—90-х гг. Связь с курсом географии предполагает опору на знания о разделении труда между территориями, о размещении производства и об экономических связях, о мировом рынке и т. п. Целесообразно обеспечить актуализацию полученных ранее знаний с помощью вопросов, которые заблаговременно сообщаются учащимся. Учащиеся будут воспринимать экономическую теорию через призму представлений, сформировавшихся не только в процессе школьного обучения, но и на основе личного практического и познавательного опыта. Поэтому учитель может столкнуться с искаженными представлениями, домыслами, мифами, ложными взглядами, сложившимися под влиянием противоречий экономических преобразований в России, идеологически направленных суждений, пропагандируемых теми или иными политическими организациями. Понимание особенностей развития своего региона, экономических процессов, происходящих в обществе, помогут учителю правильно построить учебный процесс, а школьникам выработать научный подход к проблемам экономической жизни, основанный на применении теоретических знаний, побуждая их самостоятельно «докапываться до истины», акцентируя внимание на анализе реально существующих противоречий и путей их разрешения. При этом следует иметь в виду, что за сравнительно короткий период в общественном сознании неоднократно менялось отношение к важнейшим экономическим явлениям: апологетика в прошлом плановой централизованной экономики и государственной собственности в советский период; резкая критика советского типа экономики и абсолютизации преимуществ рыночной экономики в первые годы экономических преобразований; дискредитация в глазах части населения рынка и предпринимательства на фоне возросших трудностей экономического развития в условиях перехода к рыночной экономике. Важнейшая задача темы — дать объективный анализ как преимуществ, так и негативных сторон каждой экономической системы. Особое место занимает анализ опыта тех стран, которые добились наибольших успехов в экономическом развитии. При этом следует иметь в виду невозможность прямого переноса в Россию методов и форм экономического развития, сложившихся в иных условиях. Необходимо рассматривать особенности развития России, ее собственный опыт и традиции, в частности опыт развития рыночных отношений, предпринимательства в ХIХ — начале ХХ в. Решить поставленные выше задачи можно лишь при условии организации активной самостоятельной работы учащихся. Особое значение имеет работа с текстами учебного пособия, Конституции РФ, документами, представленными в хрестоматии «Человек и общество» (М., 1992). Не меньшее значение имеет выполнение учащимися разнообразных познавательных заданий, прежде всего представленных в конце каждого параграфа. Значительные возможности для самостоятельной работы имеются на семинарских и практических занятиях. Планирование темы зависит, в частности, от количества учебных часов, отводимых на ее изучение. Наиболее распространенный в массовой практике вариант рассчитан на 9 ч. Распределение времени между подтемами можно осуществить следующим образом: 1. Экономика и ее роль в жизни современного общества — 2 ч. 2. Рыночные отношения в современной экономике — 2 ч. 3. Научно-технический прогресс и материальное производство — 1 ч. 4. Человек в системе экономических отношений — 2 ч. Повторительно-обобщающий урок — 1 ч. При наличии учебного времени (увеличение количества учебных часов до 14) целесообразно по одному часу добавить на изучение подтемы 3 и на урок «Экономика России на пути к рынку», прибавить 2 ч на изучение рыночных отношений в современной экономике (подтема 2) и 1 ч использовать для проведения зачетного собеседования. Предложенное планирование изучения темы лежит в основе последующего изложения; необходимые методические рекомендации даются по каждой подтеме. План на 9 ч может быть также построен по принципу изучения «крупных блоков». I блок. Рыночная экономика (подтемы 1, 2, 4) — 5 ч. Лекция — 2 ч. Лабораторное занятие — 1 ч. Практическое занятие — 1 ч. Семинар «Экономика России на пути реформ» — 1 ч. II блок. Научно-технический прогресс и материальное производство (подтема 3) — 3 ч. Лекция — 1 ч. Лабораторное занятие — 1 ч. Практическое занятие — 1 ч. III блок. Итоговое собеседование по всей теме — 1 ч. При изучении темы можно использовать литературу по экономической теории, изданную для высшей школы, для самообразования, а также непосредственно адресованную учителям и учащимся. 1. Словари. Желательно организовать систематическую работу учащихся с книгой: Лащов Б. В., Соколов О. В. Краткий экономический словарь школьника. — М., 1993. Несколько изданий выдержал словарь «Рыночная экономика» (М., 1995). Можно использовать «Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике» (М., 1993). Учителю будет полезен словарь: Амбарцумов А. А., Стерликов Ф. 1000 терминов рыночной экономики. — М., 1993. 2. Учебные книги для углубленного изучения экономики в школе: Липсиц И. В. Экономика без тайн. — М., 1994; Любимов Л. Л., Липсиц И. В. Основы экономики. — М., 1994; Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Основы экономических знаний. — М., 1995; Казаков А. Школьнику об экономике. — М., 1993; Антонов В. С., Голдстин Э. Экономика для школьников. — М., 1998; Современная экономика: Общедоступный учебный курс. — Ростов-на-Дону, 1995; Прикладная экономика: Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 1992. 3. Пособия для учителей, преподающих углубленные курсы экономики: Липсиц И. В., Любимов Л. Л., Антонова Л. В. Раскрывая тайны экономики. — М., 1994; Любимов Л. Л., Раннева Н. А. Принципы экономики. — М., 1995; Азимов Л. Б., Журавская Е. В., Макарова О. Ю. Преподавание экономики в школе: Основные экономические понятия. — М., 1994. 4. Пособия, содержащие материалы для практических занятий: Мицкевич А. Экономика в задачах и тестах. — М., 1995; Прутченков А. С., Райзберг Б. А. Основы экономики: Практикум. — М., 1993; Макарова О., Раев В. Тесты по экономике. — М., 1995.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (259)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |