Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 29, 30. Научно-технический прогресс и материальное производство



2019-12-29 374 Обсуждений (0)
Уроки 29, 30. Научно-технический прогресс и материальное производство 0.00 из 5.00 0 оценок




Этот урок выходит за рамки темы об экономике. На нем рассматривается воздействие научно-технического прогресса не только на экономические отношения, но и на социальную сферу, а также другие области жизни общества. На уроке закладываются основы понимания процессов перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Главная задача урока — дать учащимся представление о современном этапе научно-технической революции и его последствиях для человека и общества, о том, что в результате НТР радикально меняется положение человека в производстве (он выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта и становится рядом с ним), существенно меняется содержание труда. Урок убеждает учащихся в возрастающей роли знаний в жизни общества и каждого человека.

План изучения нового материала

1. Современный этап научно-технической революции.

2. НТР и перспектива перехода к научно-технологической цивилизации.

3. Современные экономические и социальные последствия НТР.

4. Противоречия НТР.

1. При изучении первого вопроса особое значение приобретают межпредметные связи, в частности опора на знания, полученные в курсах математики, физики, химии, биологии, информатики, истории. Посоветовавшись с преподавателями названных предметов, можно предложить учащимся на уроке раскрыть связь базовых наук (физики, химии и др.) с современным производством. При этом основное внимание должно быть уделено новейшим открытиям в различных научных областях и их применению в технологиях.

Вариант 1

Возможно заблаговременно, учитывая индивидуальные интересы учащихся, поручить желающим выступить с сообщениями примерно на такие темы: «Новейшие открытия в физике (химии, биологии и т. п.) и их применение в современном производстве», «Применение новейших открытий в сельском хозяйстве (на транспорте, в медицине и т. д.)». Очевидно, что сообщений должно быть немного и они должны быть очень краткими. Аналогичные сообщения, но более обстоятельные могут стать основой ученической конференции «Современный этап научно-технической революции», которую целесообразно готовить вместе с учителями естественно-научного цикла.

В начале урока целесообразно поставить вопросы, направленные на актуализацию понятий, используемых в процессе изучения нового материала:

Что представляет собой вещественный фактор производства? Какова структура средств производства? Что такое предмет труда? средства труда? Что входит в понятие «производительные силы»? Что называют технологией? С этими понятиями учащиеся знакомились при изучении параграфа «Трудовая деятельность».

Ключевые понятия данного урока — «научно-технический прогресс» и «научно-техническая революция». Учащиеся не должны отождествлять эти два процесса.

Первое понятие в пособии отсутствует. На уроке его можно определить следующим образом: научно-технический прогресс (НТП) — взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой — в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.

Современной формой НТП является научно-техническая революция (НТР). Целесообразно дополнить определение, данное в учебном пособии, еще одним: НТР — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу.

Научно-технический прогресс имеет две формы — эволюционную и революционную. Эволюционная форма — это совершенствование действующих технологий, модернизация традиционной техники; научно-техническая революция — это вторая форма научно-технического прогресса — создание и освоение новых машин и оборудования, принципиально новых технологий, обеспечивающих многократное повышение производительности труда.

Учащимся предлагаются вопросы:

В чем заключалось технологическое содержание промышленного переворота рубежа ХVIII—ХIХ вв.? Каковы его социальные последствия? В чем состоит содержание технологической революции рубежа ХIX—XX вв.? (Напомним: замена паровой машины электрической, устремление науки в микромир и т. п.) Учитель сообщает, что социальным последствием этой революции был в дальнейшем переход от капитализма «чистого рынка» к такой рыночной системе, в которой государство регулирует экономическое развитие.

Научно-техническая революция, начавшаяся в середине ХХ в., характеризуется новыми чертами, на которых учитель фиксирует внимание учащихся:

1. Глубокая интеграция науки и производства, когда производство превращается «в технологический отдел науки». Если в промышленном перевороте рубежа ХVIII—ХIХ вв. технические сдвиги в производстве осуществлялись на основе открытий талантливых практиков, то сейчас наука превратилась в самостоятельную отрасль и опережает развитие производства.

2. Комплексная механизация и первичная автоматизация производства происходят на основе широкого внедрения гибких производственных систем, промышленных роботов, роторов и роторно-конвейерных линий. В системе машин, помимо двигателя, передаточного механизма, рабочей машины, появился четвертый компонент — контролирующее и управляющее устройство.

3. Создание искусственных предметов труда с заранее заданными свойствами.

4. Появление новых технологий: лазерной, плазменной, биотехнологии, порошковой металлургии. Превращение информатики в элемент технологии и т. д.

5. Новейшая наука устремилась в микромир. Началось освоение космоса (см.: Белова В. Введение в экономику. — М., 1994. — С. 53). Каждая из названных черт на уроке иллюстрируется примерами из учебного пособия или дополнительной литературы. Отметим, что некоторые названные черты НТР в полной мере проявились лишь на современном ее этапе.

Этот новый этап НТР получил название компьютерной революции (в некоторых работах компьютерная революция рассматривается не как этап НТР, а как одна из главных составляющих НТР).

Понятие компьютерной революции отражает:

— качественный скачок в развитии электронной вычислительной техники — переход к проектированию ЭВМ 5-го поколения, создание суперЭВМ сверхвысокой производительности и мини-ЭВМ с высокими техническими и эксплуатационными параметрами; появление микропроцессоров, персональных ЭВМ и т. п.;

— беспрецедентный масштаб и силу влияния электронной вычислительной техники на развитие экономики; информатика, электронная вычислительная техника, автоматизированные системы определяют магистральное направление развития и эффективность производства и технологии, проектно-конструкторских разработок и научных исследований, многих процессов социальной и культурной жизни;

— новую ступень развития методов и средств познавательной деятельности, связанной с формированием принципиально новой методологии и технологии решения крупномасштабных исследовательских задач, проведения сложных расчетов;

— серьезные качественные сдвиги в социально-культурной и социально-практической сферах: происходит «компьютеризация» духовной жизни, затрагивающая процессы формирования общественного сознания, производства отдельных продуктов культуры, в частности книгоиздания (см.: Научно-технический прогресс: Словарь. — М., 1997).

Как говорилось выше, одним из методических вариантов изучения современного этапа НТР могут быть сообщения учащихся, отражающие наиболее значительные аспекты НТР. Роль учителя в данном случае — введение ключевых понятий и краткие комментарии к сообщениям.

Вариант 2

Предполагается заполнение таблицы в процессе работы над текстом пособия с привлечением дополнительного материала. Примерный вид таблицы:



2019-12-29 374 Обсуждений (0)
Уроки 29, 30. Научно-технический прогресс и материальное производство 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 29, 30. Научно-технический прогресс и материальное производство

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (374)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)