Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Уроки 47, 48. Политический статус личности




Подтема завершает изучение ценностей современной цивилизации. Она призвана на основе обобщения и развития ранее полученных знаний о политическом статусе личности, политической культуре и демократии раскрыть сущность демократической политической культуры, правила политического поведения, а также антиправила и их негативные последствия, способствовать формированию осознанного противостояния молодежи попыткам манипулировать ее сознанием, стремления и готовности утверждать в своей практической политической деятельности демократические ценности и нормы.

Объектами углубленного изучения на уроке являются понятия: «демократическая политическая культура», «демократические правила политического поведения», «политический лидер». Раскрываются также понятия «популизм», «охлократия».

Рассмотрение на уроке противоположных понятий, например «демократия» и «охлократия», «политический лидер» и «имитатор», направлено на более глубокое и осознанное усвоение учащимися демократической сути политических ролей гражданина, развитие мышления и критичности ума старшеклассников, становление внутриличностных механизмов контроля за своим поведением.



Урок может быть проведен по следующему плану:

1. Политический статус личности.

2. Что такое демократическая политическая культура?

3. Сущность роли избирателя:

а) критерии оценки предвыборных программ и личных качеств кандидата в депутаты;

б) политические лидеры и имитаторы.

1. Первый вопрос рассматривается на основе коллективного обсуждения результатов выполнения опережающего домашнего задания. В процессе работы учитель может напомнить учащимся ст. 20 и 21 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Выясняется, что политические права, зафиксированные в Российской Конституции, соответствуют международным стандартам и воплощают принцип политической свободы и равенства личности, имеющей «веер возможностей» политического участия и политического выбора, достижения высокого политического статуса.

При изучении этого вопроса целесообразно привлечь знания о личности как субъекте политики, полученные учащимися при изучении § 20 (с. 149—150).

2. Далее с учащимися организуется разбор нижеприведенной учебно-познавательной задачи, текст которой целесообразно заранее отпечатать на карточках.

«Ряд ученых и публицистов считают, что в нашей стране еще не изжит тоталитарный тип политической культуры многих людей.

Выражается это, в частности, в подмене объективного научного знания „житейскими“ представлениями о политической действительности (свободе, праве, демократии, гражданине и пр.), в ориентациях на конфронтацию, поиск врага, борьбу как универсальный метод решения основных политических проблем, а также в противоречащих установленным правилам способах политических действий».

Согласны ли вы с этим утверждением? Поделитесь своими соображениями и впечатлениями. Опираясь на изученный материал темы, охарактеризуйте демократический тип политической культуры и ее значимость для личности и общества.

Задание направлено на самостоятельное под руководством учителя осмысление учащимися сущности демократической политической культуры.

Вначале на основе анализа условия учебно-познавательной задачи следует выявить перечень структурных элементов политической культуры: политические знания и представления, политические установки (ценностные ориентации), способы политической деятельности. Подчеркивается, что они в своей совокупности характеризуют политическое сознание и политическое поведение личности. Желательно пояснить также, что политические ценностные ориентации (установки) могут представлять собой не полностью осознанные предрасположенности (предпочтения) человека некоему политическому выбору, а могут быть твердыми позициями (убеждениями), т. е. осознанными потребностями, побуждающими личность действовать в соответствии со своими политическими позициями. Для примера учитель может воспользоваться результатами заданий, направленных на выявление качества знаний и ценностных ориентаций школьников до изучения темы и характеризующихся, как правило, значительным расхождением между «житейскими» политическими представлениями учащихся и подлинно научным знанием, неосознанностью их политических ценностных ориентаций.

Структурные элементы политической культуры могут быть изображены на классной доске в виде следующей условно-графической схемы:

Далее выясняются свойственные тоталитарному типу политической культуры черты: отсутствие (игнорирование) объективного научного знания о политической реальности, антидемократические политические ценностные ориентации и соответствующие политические действия. Учащиеся приводят факты из истории нашей страны, иллюстрирующие эти черты.

Затем по аналогии, с опорой на изученные демократические политические ценности, раскрываются черты демократической политической культуры: наличие объективного научного знания о политической действительности и потребности в ее осмыслении; прочных политических ориентаций на утверждение демократических политических ценностей (в том числе прав человека, правового государства и гражданского общества, демократии, политического плюрализма и парламентаризма, демократической политической культуры), а также способов политических действий, осуществляемых согласно установленным правилам.

Целесообразно подчеркнуть, что успешная реализация демократических ценностных ориентаций во многом зависит также от наличия таких личностных качеств, как критичность, не позволяющая знанию превратиться в абсолют, а политическим идеям — в догмы, инициативность и творчество, гуманистичность, миролюбие, честность, справедливость, толерантность, гражданская ответственность.

В заключение выясняется значимость демократической политической культуры для личности и общества, В процессе беседы учитель может воспользоваться примером из учебного пособия о превращении демократии в охлократию в случае несоблюдения демократических правил политического участия, а также разъяснить понятие «охлократия».

Школьники подводятся к самостоятельному выводу о том, что демократическая политическая культура способствует эффективному и созидательному политическому участию граждан, прогрессивному развитию общества, утверждению в стране демократии.

3. Сущность роли избирателя может быть изучена на основе выполнения учащимися задания № 8 (с. 358—359) с предварительным разъяснением учителем (в соответствии с текстом учебного пособия § 43) критериев оценки предвыборных политических программ и личных качеств кандидатов на ту или иную политическую роль народного представителя. При этом целесообразно воспользоваться фрагментом программы какой-либо политической партии Российской Федерации и подчеркнуть, что в настоящий момент, к сожалению, качество предвыборных программ в нашей стране еще не в полной мере отвечает общепризнанным критериям. Поэтому российские избиратели ориентируются, как правило, не на предвыборные платформы и программы, а на личности политических деятелей, которые их представляют.

На заключительном этапе урока организуется беседа с классом по следующим вопросам: кого из политических лидеров вы можете назвать? Какую должность они занимали (занимают)? Кто из них, по вашему мнению, соответствует (соответствовал) занимаемой должности, а кто нет и почему?

В процессе беседы разъясняются понятия «имитатор», «популизм». Учащиеся подводятся к пониманию того, что политическое лидерство имеет два аспекта: формально-должностной статус, связанный с обладанием властью (объективный), и субъективный — личные качества и реальное поведение на занимаемом посту, служащий для оценки политического лидера как истинного политического деятеля или имитатора.

Можно привлечь внимание школьников к тексту учебного пособия и выяснить, какой из аспектов политического лидерства отражен в этом определении, а также предложить старшеклассникам дополнить его, опираясь на изученный материал.

При подготовке к уроку по данной проблеме учитель может воспользоваться кн.: Шилобод М. И., Петрухин А. С., Кривошеев В. Ф. Политика и право. — М., 1995. — Раздел V. «Личность. Политика. Право», темы 13—15, а также хрестоматией по курсу «Человек и право: Основы современной цивилизации» (М., 1992).

Приведенная в хрестоматии (с. 210—211) точка зрении М. Вебера о качествах, необходимых политическому лидеру, может быть дана в сопоставлении с содержащейся в учебном пособии для учащихся точкой зрения Э. Бара с целью выявления их общих черт и различий; также уместна организация дискуссии в классе.

При наличии времени может быть проведена ролевая игра «Избирательная кампания».

Цель игры — закрепить и углубить теоретические знания о демократических политических моделях поведения; способствовать практическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, а также воспитанию таких качеств личности, как гуманистичность, толерантность, чувство собственного достоинства и уважение достоинства других людей, гражданская ответственность.

Игра имеет комплексный характер. Она предполагает воспроизведение в учебной работе наиболее типичных для избирательной кампании ролей (роли избирателя и кандидата на выборный представительный пост), а также связанных с этими ролями элементов политической деятельности: разработку и анализ предвыборных программ; выступление — знакомство с избирателями и анализ избирателями личных качеств кандидата; участие в предвыборном собрании или митинге поддержки того или иного кандидата.

С подробными рекомендациями по подготовке и проведению ролевой игры учитель может ознакомиться в статье Е. И. Жильцовой «Нетрадиционные формы занятий при изучении курса „Человек и общество в ХI кл.“» (Обществоведение в школе. — 1997. — № 1. — С. 38—40).

 

ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ 7. «ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

Общая характеристика темы

Настоящая тема является завершающей в курсе. После ее изучения учащиеся получают целостное представление о современном обществе, его проблемах и тенденциях развития. Условием такого ви́дения окружающего мира являются внутрипредметные связи, позволяющие раскрыть взаимодействие и взаимовлияние экономической, социальной, политической и духовной сфер общества, а также межпредметные связи, прежде всего с курсами истории и литературы, помогающие связать теоретические положения обществознания с конкретными фактами.

Непосредственной опорой изучения материала являются знания, полученные при изучении темы «Духовная деятельность и духовный мир человека» (§ 13—15 учебного пособия).

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ — духовность. Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них — потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся философское, эстетическое, религиозное, моральное сознание. К формам общественного сознания относят и науку. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.

Таким образом, данная тема призвана вооружить учащихся комплексом важнейших понятий, отражающих духовную жизнь человека и общества, дать понимание закономерностей развития духовной сферы, ее роли в развитии общества в целом.

К целям изучения темы, наряду с формированием знаний, следует отнести и выработку умения применять полученные знания для самостоятельной оценки роли культурных фактов в исторически конкретном обществе, а также для самооценки и планирования программы личного культурного развития. Изучение темы призвано содействовать формированию важнейших духовных ценностей, таких как культура, наука, образование, духовность, веротерпимость и свобода совести.

Тема рассчитана на 9 учебных часов. Она может быть спланирована так:

1. Духовная культура (лекция) — 1 ч.

2. Проблемы современной отечественной культуры (ученическая конференция) — 1 ч.

3. Наука и образование (семинар) — 2 ч.

4. Сущность религии (лабораторное занятие) — 1 ч.

5. Роль религии в современном мире (традиционный урок) — 1 ч.

6. Духовный мир личности (практическое занятие) — 1 ч.

7. Итоговое собеседование по теме — 1 ч.

8. Зачетный урок — 1 ч.

Другой вариант изучения темы на 9 ч — в виде одного крупного блока — выглядит так:

1. Духовные ценности современной цивилизации (лекция по теме) — 2 ч.

2. Лабораторное занятие (работа с фрагментами текста учебника по всей теме) — 1 ч.

3. Лабораторное занятие (работа с документами по всей теме) — 2 ч.

4. Семинарское занятие по всей теме — 2 ч.

5. Духовный мир личности (практическое занятие) — 1 ч.

6. Итоговое собеседование — 1 ч.

Возможен и минимальный вариант, состоящий из пяти традиционных уроков:

1. Духовная культура — 1 ч.

2. Проблемы современной отечественной культуры — 1 ч.

3. Наука и образование — 1 ч.

4. Религия в современном мире — 1 ч.

5. Духовный мир личности — 1 ч.

В последнем варианте задача учителя — не раскрывать каждую подтему полностью, а разъяснять ключевые идеи очередной темы, предлагая учащимся проработать дома соответствующий текст учебного пособия с выборочной проверкой усвоения основных положений.

При подготовке к занятиям по теме учитель может использовать следующие книги:

Введение в культурологию / Под ред. Е. В. Попова. — М., 1995; Гуревич П. С. Культурология. — М., 1996; Культурология / Под ред. А. Н. Марковой. — М., 1995; Мамонтов С. П. Основы культурологии. — М., 1995; Рождественский Ю. В. Введение в культурологию. — М., 1996.

Учащимся можно рекомендовать гл. VIII учебного пособия П. С. Гуревича «Человек» (М., 1995) и гл. 7 учебного пособия А. Ф. Малышевского «Введение в философию» (М., 1998).

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (233)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7