Уроки 33—35. Социальная структура и социальные отношения
Изучение данной подтемы открывает более глубокое, чем в основной школе, знакомство с социальной сферой жизни общества. Среди ведущих понятий темы — социальная дифференциация, социальные общности и группы, средний класс, маргиналы, социальная мобильность и социальные «лифты». С учащимися важно проследить процессы, идущие в сфере социальных отношений нашего общества, соотнести их с изменениями в других странах. План изучения нового материала 1. Социальное расслоение. Его причины и последствия. 2. Основные социальные группы. Социальная структура общества. 3. Социальная динамика: а) причины социальных изменений; б) социальная мобильность и социальные «лифты». 4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. 1. В центр обсуждения целесообразно поставить проблему соотношения понятий «социальное неравенство» и «социальная несправедливость». В учебном пособии приводятся две противоположные точки зрения по этому вопросу. Анализу и оценке этих позиций поможет беседа со школьниками: 1. В чем выражалось социальное неравенство в прошлом и каковы его проявления в наши дни? 2. Является ли социальное неравенство неизбежным спутником развития человечества, или оно устранимо? Свою позицию обоснуйте. 3. Какова роль социального неравенства в развитии общества? Выберите ответ из приведенных ниже положений: — порождает конфликты и ведет к общественным потрясениям; — стимулирует людей к более активной деятельности, порождает желание занять более высокое положение на социальной лестнице; — порождает противоречия, которые, однако, можно разрешить, не прибегая к насилию, и тем самым поднять общество на новую ступень развития. Аргументируйте свой выбор. 4. Что из перечисленного и почему вы бы отнесли к социальному неравенству, а что к социальной несправедливости: — более высокое качество платных услуг в образовании, здравоохранении; различие в доходах разных групп населения; — государственная поддержка различных групп населения (малоимущих, представителей малого бизнеса); — различие в жилищных условиях; — государственные дотации и субсидии отдельным регионам? Итогом анализа проблемы должно, на наш взгляд, стать понимание различия между понятиями «социальное неравенство» и «социальная несправедливость». В первом случае акцент делается на определенные объективные общественные явления, порожденные не просто корыстной политикой правящих групп, а закономерными процессами развития. Во втором подразумевается моральная оценка тех или иных фактов и процессов социальной жизни. И далеко не всегда поддержка некоторых групп, а значит, с формальной точки зрения нарушение принципа равного подхода ко всем (например, чернокожие американцы имеют определенные преимущества перед белыми гражданами при поступлении в высшие учебные заведения) воспринимается обществом как социальная несправедливость. 2. Общепринятым с позиций многокритериального подхода в социологии сегодня является выделение следующих социальных групп:
В качестве иллюстрации стратификационного подхода можно привести социальную структуру современного западного общества1.
Из приведенной схемы видно, что средний класс и рабочий класс примерно равны по численности. Они составляют самые большие группы населения. Опираясь на характеристику среднего класса, содержащуюся в учебном пособии, важно обратить внимание учащихся на неоднородность этой группы, в которую входят как владельцы частного капитала, так и высокооплачиваемые наемные работники. Квалифицированные служащие, относящиеся к среднему классу, получили название «белых воротничков» (от белых рубашек, которые традиционно носят работники, занятые в сфере торговли, юриспруденции, технические служащие, управляющие). В противовес им рабочие, занятые преимущественно физическим трудом, получили название «синие воротнички» (от цвета грубой рабочей одежды). В более подготовленных классах учащихся можно познакомить с социальной стратификацией П. Сорокина. Вопросы учащимся: К каким группам можно отнести следующие общности: молодежь, землячество, спортивная команда, политическая партия, купечество, туристическая группа? Особого внимания заслуживает рассмотрение проблемы маргинальности. Проиллюстрировать попытки выходцев из деревни «встроиться» в новую социальную среду в период массовой миграции населения в города в 30-е гг. ХХ в. можно, используя свидетельства самих участников этого процесса, запечатленные в дневниках и мемуарах. Фрагменты из них опубликованы в журнале «Знание — сила» (1996. — № 7, 8). (Козлова Н. Послания из прошлого.) Вот что пишет в своем дневнике молодой человек, сын высланного кулака, родом с Украины, стремящийся закрепиться в Москве: «Сильно наблюдаю за людьми. Наблюдаю за поведением ребят, мне равных. Как они ведут себя в подобных случаях. Учусь копировать манеры... Все это нечеловечески трудно, убивает мою силу. В то же время заставляет меняться, быть профессионально осторожным, наблюдательным». «Какое громадное значение имеет обстановка, в которой находишься, люди, среди которых вращаешься. Заимел хороший костюм. На днях купил плащ. Одет культурно, чисто и сам в смысле чистоты аккуратен... Прорыв громадный в материальной стороне. Это прорыв, куда надо бросить все силы, всю энергию, пока не поздно, а то времени осталось совсем немного». «...Купил себе мандолину. Вторая вещь, которую я купил за свои собственные деньги, добытые трудом. Первая вещь были часы, купленные в июне 1932 г. Отпуск погулял с ними с форсом. Ну, пора спать. Зачитался газетами. Сегодня интересный доклад Мануильского на ХII пленуме ИККИ». Обратите внимание старшеклассников на то, что освоение нового образа жизни чаще всего начиналось с овладения внешними формами поведения через наблюдение, подражание. Из записок видно, что разрыв с традиционным укладом и приобщение к урбанистическим ценностям психологически был очень сложен, ощущался как убивающий силу. Символичны и знаки достижений: часы, мандолина, покупка нового костюма. И наряду с этим приобщение к идеологически значимым текстам. Понятия «маргиналы» и «маргинальность» вполне уместны и для характеристики процессов, идущих в современном обществе. Сегодня социальных групп и отдельных людей, находящихся в неопределенной статусной ситуации, не меньше, чем в 30-е гг. прошлого века. Учащимся можно предложить конкретизировать с опорой на собственный социальный опыт и материалы средств массовой информации следующие явления и процессы: — существенное и быстрое улучшение материальных условий жизни при сохранении в целом невысокого социального положения («челноки», продавцы коммерческих палаток); — значительное улучшение материального положения при одновременном повышении социального престижа (руководители крупных фирм, банковские работники); — снижение всех показателей социального и материального положения (безработные, беженцы); — скатывание вниз по экономической и престижным лестницам при сохранении профессии и места работы (работники многих отраслей бюджетной сферы); — неопределенность социального положения (офицеры в условиях сокращения армии, рабочие, отправленные в вынужденные отпуска). При этом общественные оценки социального положения, престижа рассогласованы. Соответствие между квалификацией и материальным вознаграждением, образованием и социальным статусом пока не прослеживается. Все это создает для миллионов людей значительные психологические трудности в адаптации в новых социальных условиях. 3. При характеристике понятия «социальная мобильность» важно обратить внимание учащихся на различение индивидуальной и коллективной социальной мобильности. Перемещение индивидов по социальной лестнице — явление довольно типичное и обусловлено разнообразными причинами. Коллективная социальная мобильность, связанная с существенными изменениями социальной структуры, — явление не столь частое и происходит под влиянием факторов как материальной, так и духовной жизни. Проследить радикальные социальные подвижки и проанализировать их причины можно на примере рассмотрения нашего общества в 1920—1930-е гг. 4. При рассмотрении тенденций развития социальных отношений на современном этапе учитель, привлекая материал учебного пособия, может предложить учащимся следующее задание: Из приведенных ниже положений, отражающих процессы и явления современной действительности, составьте пары утверждений, связанных как причина и следствие, например: законодательное утверждение многообразия форм собственности на селе — образование фермерских хозяйств. Создание рынка ценных бумаг, снижение престижа исследовательского и преподавательского труда, развитие акционерных форм деятельности, применение капиталовложений в промышленность. Ослабление контроля государства за сферой доходов граждан, появление слоя предпринимателей, утверждение узкопрактического отношения к образованию лишь как к условию коррумпирования чиновников-предпринимателей, сокращение численности рабочих.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (325)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |