Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Уроки 49, 50. Духовная культура



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Уроки 49, 50. Духовная культура 0.00 из 5.00 0 оценок




Эти уроки открывают цикл занятий, посвященных изучению культурно-духовной сферы современной цивилизации (глава ХII учебного пособия).

Изучением вопросов духовной культуры, представляющей своеобразную целостность искусства, науки, нравственности, религии, завершается процесс трансляции знаний об основных сферах жизнедеятельности общества. В результате должна быть сформирована достаточно полная, относительно законченная картина функционирования и развития всей социальной системы в целом и ее главного субъекта — человека.

Положение этих уроков обусловливает их основную дидактическую задачу — ввести учащихся в круг проблем духовного развития современного общества.

В ходе первого урока раскрывается смысл материальной и духовной сторон понятия «культура»; учащиеся углубляют знания о процессе производства и накопления культурных ценностей, знакомятся с различными культурами современного общества, выясняют значение диалога культур. Важно помочь учащимся убедиться в том, что культура является существенной характеристикой жизни общества и, следовательно, неотделима от человека как социального существа, а уровень ее развития показывает достижения конкретной исторической цивилизации. На основе проделанной работы учащиеся подводятся к пониманию ряда основных и достаточно сложных идей урока: о человеческой, социальной (не биологической, не природной) сущности культуры; о культурном начале самого человека (культура есть мера человеческого в человеке); о неразрывной, хотя и противоречивой — диалектической, взаимосвязи материальной и духовной сторон культуры.

План изучения нового материала

I

1. Что такое культура?

2. Традиции и новаторство в культуре.

3. Различные культуры в культуре современного общества.

4. Диалог культур, его роль в развитии культуры.

II

Проблемы современной отечественной культуры.

К урокам рекомендуется повторить первый раздел § 13 «духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность» (гл. III. «Деятельность и духовный мир человека»).

Подвести к изучению нового материала помогут задания:

1. Охарактеризуйте основные виды духовной деятельности, объясните, в чем их различия.

2. Покажите взаимосвязь между духовным производством и духовной культурой.

I

1. Приступая к работе по первому пункту плана, следует учесть, что его содержание играет очень важную роль по отношению ко всей теме, ибо именно на данном уроке вводятся знания о сути духовной культуры, которые затем на последующих занятиях будут обогащаться и конкретизироваться.

В учебном пособии текст раздела «Что такое культура?» изложен доступно. Кроме того, в хрестоматии есть тема 6 «Духовные ценности современной цивилизации», куда включен ряд фрагментов, связанных с содержанием данного урока.

Учитывая сказанное, можно предложить несколько вариантов работы по первому пункту плана.

Вариант 1

Учитель сам излагает материал. Рекомендуем при этом придерживаться следующего плана: 1. Общий смысл понятия «культура». 2. Культура — существенная характеристика человека и общества. 3. Взаимосвязь материальной и духовной культуры.

Вариант 2

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебного пособия: § 44 «Духовная культура», подраздел «Что такое культура?». Учащиеся должны ответить на вопросы: каковы основные виды культуры? Чем отличается материальная культура от духовной и что между ними общего?

С целью активизации деятельности школьников можно предложить им познакомиться с заданием 10 к § 44. Ответ учащиеся смогут дать только после изучения материала по первому пункту плана.

Следует сразу подчеркнуть, что вывести некое законченное, универсальное определение культуры невозможно, поскольку за этим понятием скрыт поистине необъятный мир человеческой деятельности, поисков, страстей и т. д. Не случайно современные культурологи насчитывают уже более пятисот определений. Чтобы не усложнять работу, рекомендуем напомнить учащимся приведенное в § 1 учебного пособия (подраздел «Общество и природа») определение слова «культура»: в наиболее широком смысле оно означает все созданное человеком — это сотворенная человеком «вторая природа», как бы надстроенная над природой естественной. Вообще большинство авторов относят к культуре все виды преобразовательной деятельности человека, а также результаты деятельности — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Эту мысль можно пояснить на простом примере. Скажем, дерево, растущее в лесу, остается частью природы. Но если оно выращено (или пересажено) человеком в парке, саду, лесополосе и т. д. — это уже объект культуры, «вторая природа», созданная человеком для каких-либо своих человеческих целей: укрепить почву, создать зону отдыха, получить плоды, украсить ландшафт и т. д. Существует также бесчисленное количество изделий из дерева, которые с древнейших времен создает человек, — все они, безусловно, творения человека, т. е. предметы культуры. Таким образом, если вдуматься, в понятии «культура» заложено некое человеческое, общественное, а не природное, не биологическое начало. Культура есть результат деятельности человека, общества, совокупность всего того, что создано человеком, обществом, а не природой. Поэтому культуру считают важнейшей, существенной характеристикой человека и общества.

Мысль о человеческом, социальном (не природном, не биологическом) начале культуры — одна из основных идей урока, да и всей темы. Важно помочь понять, что человек (общество) — единственный создатель и хранитель культуры. Вне человека — главного субъекта всех общественных процессов — культуры не существует, и только человек способен передавать культуру от поколения к поколению. Поэтому человека, его творческие возможности принято называть главной ценностью культуры.

Необходимо показать и обратную зависимость: культура является главным выразителем сущности самого человека. Осваивая культурные ценности и созидая новые, человек фактически созидает себя самого, свой человеческий мир. Иначе говоря, только через культуру человек становится человеком. Именно эту мысль имел в виду немецкий философ И. Г. Гердер, полагавший, что культура — второе рождение человека. Эта связь — культура — человек — отражена в кратком философском афоризме: культура есть мера человеческого в человеке. Мысль о культурном начале человека, о культурной сущности человека еще одна ведущая идея этого урока и всей темы. Полезно предложить классу поразмышлять над содержанием приведенного выше афоризма.

Возможен примерно такой ход рассуждений. Биологически человеку дается только организм, конечно, с определенными задатками, потенциальными возможностями. Эти задатки (потенции) могут так и остаться неразвитыми, если не приложить определенных усилий. Только путем «упражнения в течение всей жизни», утверждал немецкий философ И. Г. Гердер, мы воспитываемся до уровня человечности. Усваивая — через образование, воспитание, саморазвитие — язык, существующие в обществе обычаи, нормы, мораль, способы деятельности, человек осваивает культуру, приобщается к ней, а затем и сам включается в процесс ее созидания. Степень приобщения к культуре и определяет меру его человеческого развития, т. е. меру человеческого в человеке. А мера, как известно, это определенный объем, граница, планка, она никогда не бывает застывшей, она всегда подвижна в ту и другую сторону. Планку при желании можно поднять, объем увеличить. И. Г. Гердер утверждал, что «упражнения» должны продолжаться в течение всей жизни. Иначе говоря, процесс освоения культуры бесконечен, как и сама культура, и, значит, нет предела мере развития человеческого в человеке. Таким образом, через культуру человек постоянно созидает самого себя.

Здесь необходимо обратить внимание учащихся, что, обдумывая вопрос о мере развития, следует учитывать не только количественную, но и качественную его сторону.

Что конкретно имеется в виду? Дело в том, что, приобщаясь к культуре, расширяя свой культурный горизонт, человек сам существенно меняется, совершенствует собственно человеческие качества: становится добрее, справедливее, милосерднее. Он тоньше чувствует состояние других людей, умеет им сострадать и оказывать помощь, он чувствует свою ответственность за происходящее, становится более выдержанным, терпимым (толерантным), менее эгоистичным и агрессивным по отношению к окружающим, любой возникающий конфликт старается решать путем поиска согласия (консенсуса), разумных компромиссов, избегая борьбы, насилия и жертв. Короче, культура делает человека человечным — более сознательным, гуманным, нравственным, т. е. формирует его родовую человеческую сущность. В этом обретении человеком самого себя через приобщение ко всему человеческому, нравственному многие выдающиеся мыслители видели подлинный смысл человеческой жизни.

Далее обсуждается вопрос о разных сторонах культуры.

Учащиеся уже знают, что деятельность разделяют на материальную и духовную (полезно напомнить содержание § 13). Поскольку культура охватывает всю совокупность преобразовательной деятельности человека, а также все ее результаты, нетрудно понять, что и в культуре принято различать материальную и духовную стороны.

Материальная культура всегда является воплощением определенной духовной культуры, равно как и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, получившей то или иное материальное воплощение. Скажем, современное ткацкое или печатное дело, т. е. текстильная промышленность и полиграфия, представляющие собой мощное и сложнейшее производство, не могут сегодня развиваться без столь же мощной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы. Причем это только одна сторона дела. Главное же — развитие человека. Для того чтобы овладевать современной наукоемкой технологией, рабочие нуждаются в определенном уровне квалификации, которую вместе с ростом науки и техники необходимо постоянно совершенствовать. Встает вопрос организации подготовки и переподготовки кадров, а это задача образования, просвещения, науки. Что касается ученых, исследователей, конструкторов, они должны постоянно повышать свой профессиональный уровень. Образование фактически становится непрерывным.

Кроме того, независимо от профессии человек вообще нуждается в «духовной пище»: искусстве, науке, философии, религии, морали. Таким образом, понятно, что развитие духовной культуры требует особого внимания со стороны государства и общества, и прежде всего больших материальных затрат на ее развитие, в противном случае общество рискует расплачиваться ценой культурной отсталости — деградации.

2. Второй пункт плана не сложен, но объемен. Предлагаем несколько вариантов организации урока.

Вариант 1

Учитель сам может изложить суть вопроса по следующему плану:

1. Два направления (линии) накопления и сохранения культурных ценностей (развития культуры):

а) первое (по вертикали): преемственность — передача культурных ценностей от одного поколения к другому; культурные традиции — наиболее устойчивая сторона культуры (традиционные ценности, идеи, обряды, обычаи и т. д.);

б) второе (по горизонтали): накопление художественных ценностей, одновременное существование и взаимодействие в условиях современной цивилизации художественных произведений, созданных в различные эпохи.

2. Новаторство и культура; соотношение новаторства и творчества; общественная значимость произведений культуры (целесообразно использовать знания учащихся о творческой деятельности из § 4).

Вариант 2

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. В этом случае классу предлагается выполнить задания 2 и 5 к § 44. Можно также поставить дополнительный вопрос:

Почему не всякое новаторство есть творчество?

3. Третий пункт плана также объемен, поэтому в целях экономии времени рекомендуем учителю самому сжато изложить материал по следующему плану:

1. Особенности массовой культуры (поп-культуры); связь массовой культуры с коммерцией.

2. Влияние массовой культуры на психику человека.

3. Элитарная культура — противоположность массовой культуре; точки соприкосновения массовой и элитарной культур.

4. Новое направление развития культуры — экранная культура, ее особенности и возможности.

Другой вариант. Поскольку старшеклассники, безусловно, знакомы с такими современными явлениями, как массовая (иначе — поп-культура) и элитарная культура, можно предложить им, прочитав в пособии раздел «Культуры в культуре», выполнить задания 3, 9, 11, 12 к § 44 и обсудить их в классе.

В Хрестоматии мы находим два фрагмента, по своему названию связанные с третьим вопросом нашего урока: «Экранная культура — культура будущего тысячелетия» (из статьи А. В. Прохорова и др.); «Массовое и элитарное искусство» из сочинения испанского философа Ортеги-и-Гассета (с. 219—223).

Второй фрагмент нецелесообразно рекомендовать учащимся, поскольку в этом тексте речь идет не о массовой и элитарной культуре, а о проблемах нового искусства, не имеющих прямого отношения к данному уроку.

Название первого фрагмента соответствует содержанию, но и этот фрагмент не рекомендуется привлекать для изучения в классе. Во-первых, он слишком большой, а во-вторых, освещает только один аспект вопроса о массовой и элитарной культуре, что видно даже из его названия. Поэтому можно рекомендовать учащимся прочитать этот фрагмент дома или в библиотеке, поставив к тексту вопросы:

Что подразумевают авторы под экранной культурой? Что нового она несет? Почему ее назвали культурой «будущего» (т. е. настоящего, третьего) тысячелетия? Каково ваше личное отношение к идеям, высказанным в статье?

При обсуждении особенностей массовой культуры рекомендуем обратить внимание на нижеследующие два момента. Их усвоение поможет учителю избежать излишней вульгаризации вопроса.

Массовую культуру многократно и справедливо подвергали критике. Исследователи разных стран отмечали опасную тенденцию: под ее воздействием люди превращаются в любопытствующих наблюдателей, для которых иллюзорный мир шоу-бизнеса становится некой реальной действительностью, а подлинно существующий объективный мир превращается в иллюзию, досадную помеху. Психологи свидетельствуют, что массовая культура возвращает взрослого человека на инфантильную стадию восприятия мира, как бы лишая его памяти и жизненного опыта. Исчезает личность, индивидуальность, формируется «массовый человек», которым легко манипулировать и которого легко превратить в послушное орудие. Он поглощает любое идеологическое «варево», подготовленное обожаемыми идолами масскультуры.

Массовой культуре противостоит элитарная культура — трудная для восприятия людьми неподготовленными, малокультурными. Поэтому ее нередко называют культурой для интеллектуалов, для избранных, для элиты общества.

Вместе с тем необходимо сказать и о новом моменте. В настоящее время массовую культуру уже не рассматривают только в резко критическом ключе, как выражение духовного рабства, средство духовного угнетения, способ манипулирования несамостоятельным сознанием. Под воздействием критики, развития средств массовой информации, общего роста культуры массовое искусство стало включать различные демократические и гуманные идеи, рассчитанные на разные культурные слои. Кроме того, достижения элитарного искусства через некоторое время перенимаются массовой культурой, тем самым повышая ее уровень. Хотя, безусловно, сохраняется опасность возникновения штампов, подражательства и, таким образом, второсортности.

Изменения происходят и в элитарном искусстве. Многие новаторские работы, поначалу считавшиеся необычными, труднодоступными, становятся признанными и даже популярными.

Выводы можно сделать такие: 1. В любом обществе духовная культура не представляет собой единого и монолитного целого. Ибо в любом обществе наряду с эстетически развитыми и одаренными людьми есть люди с неразвитым вкусом, равнодушные к искусству или просто ленивые. Поэтому в сфере культуры всегда существует разделение на элитарное и массовое искусство.

2. Между элитарной и массовой культурой нет четко выраженных границ. То, что вчера было элитарным, сегодня может быть популярным. И наоборот, отдельные явления массовой культуры становятся желанными для эстетствующей элиты.

4. Следующий пункт плана учитель, скорее всего, изложит сам. В этом случае возможен такой план:

1. Источники национальных различий культур; роль культурных различий в историческом процессе.

2. Интернационализация культуры: основные факторы и проблемы.

3. Межкультурный диалог, его роль в сохранении национальных культур и формировании общечеловеческих культурных ценностей.

Другой вариант — самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Классу предлагаются задания 1 и 11 к § 44. Но вначале ученики прорабатывают текст подраздела «диалог культур» и обдумывают ответы на вопросы:

1. Чем обусловлены национальные различия культур и какова роль этих различий?

2. Чем обусловлен процесс интернационализации культуры, в чем его суть и основные проблемы?

3. В чем суть и значение диалога культур?

Следует напомнить учащимся, что на уроке уже затрагивалась тема о путях развития культуры — традициях и новаторстве. При изучении вопроса о диалоге — взаимодействии, взаимообогащении, взаимопроникновении — культур речь вновь пойдет о тенденциях развития культуры, но уже в других аспектах — национальном и интернациональном.

Целесообразно обратить внимание на следующие два обстоятельства. Национальный путь развития культуры, национальные различия в культуре — это вечно живой, неиссякаемый источник исторического процесса, неповторимости каждой из национальных культур, придающий мировой культуре особую красочность и многомерность. Но диалог происходит как внутри каждой из культур (когда переплетаются ее прошлое, настоящее и будущее), так и между разными национальными культурами — так проявляется другая тенденция развития культуры — интернациональная, ведущая к взаимопроникновению и взаимообогащению национальных культур. В результате рождаются общечеловеческие культурные ценности, не перестающие при этом оставаться национальными ценностями. Скажем, творчество Шекспира или Достоевского, обогатившее мировую культуру, любимое и почитаемое культурными людьми во всем мире, всегда остается достоянием английской и русской культуры. Это первое. Второе: не может быть и речи о пресечении какой-либо из двух тенденций. Общечеловеческое никогда не исключает национального, и наоборот. Культура может жить только в условиях диалога культур.

Урок можно завершить обсуждением результатов выполнения задания 16.

В домашнее задание включаются задания 6, 16 к § 44.

Для изучения проблем современной отечественной культуры выделяется отдельный урок.



2019-12-29 249 Обсуждений (0)
Уроки 49, 50. Духовная культура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Уроки 49, 50. Духовная культура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (249)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.044 сек.)