Конкурсы, турниры, олимпиады
- соревновательные формы приобщения учащихся к познавательной деятельности. Проводятся как своеобразная проверка широты знаний учащихся, их увлечений, направленности интересов. Через эти формы утверждается в классном коллективе престиж знаний, эрудиции, ума. а также мастеровитости. умелости. Темы этих мероприятий самые разнообразные: "Конкурс на лучший реферат (сочинение)", "Турнир эрудитов", "Математическая олимпиада", "Конкурс чтецов", "Конкурс на лучшую литературно-художественную иллюстрацию", "Турнир фотографов", "Соавтор -природа" и т.д. Классный лекторий - эффективная форма приобщения всех обучаемых к познавательной деятельности. Помочь каждому найти свою тему выступления, подобрать,, оформить и изложить материал увлекательно непросто. К этой работе надо готовить ребят постепенно. Сначала они выступают в качестве ассистентов, помощников лектора (демонстрируют наглядные пособия, иллюстрации, обеспечивают техническое оснащение, дополняют сообщение). Эту школу должен пройти каждый, прежде чем выступит с самостоятельно подготовленной лекцией. Некоторые темы целесообразно поручить разрабатывать группам ребят, объединив их по интересам. Для примера назовем тематику одного из лектория; "Что такое голография?", "Этика и нравственность", "Почему так волнует тайна озера Лох-Несс?", "Фашизм как социальное явление", '"Лазер и техника", "Основы дрессировки животных", "Эйнштейн - великий ученый", "История происхождения костюма". Конечно, классный руководитель должен подсказать ребятам, где и как можно найти необходимую научно-популярную литературу, как построить лекцию в расчете на восприятие слушателей. 6 Учебная конференция - самая трудная по организации и содержанию форма познавательной учебной деятельности. Она возможна при определенном уровне развития самообразовательных навыков, умений обучаемых. Каждый из них выступает с коротким самостоятельно подготовленным сообщением - докладом, развивающим и дополняющим одну выбранную всеми тему. Нужно направить внимание учащихся не только на содержательную сторону выступлений, но и на соответствующую организацию самого мероприятия (готовится помещение, стол для ведущего конференцию, место для докладчика, цветы, плакаты, портреты, программа и приглашения для гостей -. учащихся других классов, курсов, групп, учителей, родителей). Внеучебная познавательная деятельность яркая и разнообразная, положительно влияет и на учение ребят, вооружает навыками умственной работы (найти нужную информацию, отобрать основное в ней, логично, четко и доказательно раскрыть тему, подтвердить мысль убедительными примерами), воспитывает ответственное отношение к учебному труду, развивает стремление к познанию как личностно значимую потребность, рождает даже у ранее отстающих учеников чувство уверенности в своих силах и познавательных возможностях, утверждает статус каждого как личности в коллективе сверстников. Мероприятия, направленные на организацию ценностно-ориентировочной деятельности. Подобной деятельности не существует, так сказать, в чистом виде: она сопровождает все виды деятельности, в которых человек вступает во взаимодействие с другими людьми и окружающим миром и строит свои отношения с ними. * Однако в процессе воспитания ценностно-ориентировочная деятельность выступает как автономная и становится объектом организации и воздействия педагога. Классный руководитель специально организует мероприятие, чтобы обнажить отношение, помочь осознать социальную ценность общепринятых нравственных норм поведения и общения и принять их как личностно важные. Инструментовать деятельность так, чтобы ребята поняли не только смысл тех или иных правил, но и необходимость их исполнения, непросто. Ведь нужно, чтобы каждый сознательно встал на сторону добра, выбрал общепринятую нравственную норму как единственно возможную для себя, сознательно подчинил свои желания и индивидуалистические устремления общим интересам и осуществил саморегуляцию своего поведения в коллективе, ориентируясь на социально * Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М.; Педагогика, 1986. с. 36. 7 ценные отношения. Тут мало просто познакомить ребят с нормами нравственного поведения и требовать их неукоснительного исполнения или привлекать к культуре общения путем тренировки. Важно строить в соответствии с этими нормами повседневную жизнь учащихся, чтобы они стали их внутренней потребностью, личным достоянием. Подлинное отношение проявляется не в правильных рассуждениях об этических ценностях, а в поступках, действиях, поведении, образе и стиле жизни в целом. Формы организации ценностно-ориентировочной деятельности Каковы же формы организации ценностно-ориентировочной деятельности? Назовем основные. Диспут - форма работы, напоминающая классный час. Однако имеется и отличие. Информация для классного часа готовится заранее, хотя ее обсуждение, возможно, вызовет и дискуссию. Диспут же - полемика, столкновение разных точек зрения на одну и ту же проблему и совместное нахождение истины. Темы диспутов чаще всего формулируются как вопрос: "Счастлив ли бессовестный?", "Красивый или прекрасный?", "Зачем человек учится?", "Уметь жить - что это значит?", "Какой он организатор?". Диспут можно проводить только при условии, что у детей есть опыт разговора о жизни, приобретенный на классных часах, а также определенные навыки общения, полемики, исключающие неуважение к личности выступающего (если с его мнением не соглашаешься), неискренность, отмалчивание. Диспут может проходить и как размышление, рассуждение по заранее предложенным вопросам. Вопросы ставятся в логической последовательности, так, чтобы ответы на них приводили к общему выводу и решению поставленной в ходе диспута проблемы. Вопросов должно быть немного, выдвигаются они по принципу "от частного к общему", первые актуализируют жизненный опыт ребят и их знания, последующие направляют внимание на существенные противоречия известных явлений, побуждают осмыслить суть конфликта, проблемы. Вопросы предлагаются за несколько дней до диспута, чтобы ребята успели обдумать ответы на них и аргументацию своей точки зрения. Воспитателю или ответственным за организацию диспута следует поинтересоваться, готовятся ли дети к выступлению, не нужна ли помощь. Необходимо решить, кто начнет разговор, выступит первым по тому или иному вопросу. Это не лишит разговор естественности и непосредственности, наоборот, даст ему направление, позволит каждому участнику определить свою позицию, не отклониться от существа обсуждаемых вопросов. Подготовка включает и определение регламента диспута, времени для отдельного выступления и продолжительности разговора в целом. Очень важно Обсудить и принять требования к выступающим и диспуту в целом (соблюдать регламент; не перебивать выступающего; не отвлекаться от темы; 8
стремиться к выяснению истины, а не настаивать на своем мнении, убедившись в его неправоте; доказывать свою точку зрения конкретными примерами из жизни и т.д.). В заключение диспута необходимо обобщить основные позиции выступающих и подвести его итог.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |