Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Культура поведения в общественных местах и в быту




Человек не может существовать вне общества, а живя в нем, не может не придерживаться норм, привил человеческого общения, т.е. этикета.

Культура взаимоотношений в общественных местах, т.е. почти везде, где бы ни находился человек в окружении своих ближних, необ­ходима прежде всего для того, чтобы любая мелочь в человеческих взаимоотношениях не превращалась в проблему.

1. Поведение в театре, кино, на концерте:

- собираясь в театр, кино, на концерт, необходимо обратить осо­бое внимание на чистоту, аккуратность одежды, обуви;

- около гардероба молодой человек поможет своей спутнице снять уличную одежду, даст ей возможность подойти к зеркалу;

- в зрительном зале в поиске места юноше лучше идти впереди де­вушки;

- проходить между рядами удобно лицом к тем, кто уже занял свое место, извиняясь за причиненное беспокойство;

- пропуская зрителей ких местам, мужчины обязательно встают;

- во время сеанса все сидят спокойно, не вертясь, не качая голо­вой. не отбивая такт ногой или постукивая пальцами по спинке кресла;

- во время сеанса неприлично есть мороженное, фрукты, конфеты (особенно в обертке из фольги);



- недопустимы и разговоры, чтение вслух программы;

- недопустимо в зрительном зале причесываться, чистить свой костюм; некрасиво во время антракта пристально рассматривать в бинокль публику;

- нетактично, задолго до окончания сеанса, вставать со своего места и бежать в гардероб за одеждой.

2. Поведение на танцах:

- стремитесь правильно и красиво танцевать, держаться;

- красиво держаться - значит уметь легко и грациозно танцевать, и непринужденно, изящно пригласить девушку на танец, а потомпроводить ее на место;

- бестактно без согласия девушки хвататать ееза руки и тащить на танец.

- на семейном празднике принято, чтобы гость станцевалвначале с соседкой по столу, с хозяйкой дома. а затем с другими дамами;

44

- если девушка разговаривает со своими друзьями, то прежде чем приглашать ее на танец, полагается спросить разрешения у ее собесед­ника;

- после танца молодой человек благодарит партнершу поклоном головы и провожает до того места, откуда ее пригласил.

3. Подарок:                             

- не всегда нужен ценный подарок - ведь дорог не столько он, сколько внимание к человеку;

- выбирают подарок прежде всего с учетом особенностей челове­ка, которому он предназначен (его пола, возраста, семейного положе­ния, вкуса), а также в зависимости от того, кем приходится этот чело­век - родственник, просто знакомая, невеста, товарищ и т.д.;

- неудобно дарить малознакомому человеку одежду, предметы туалета. Девушка может принять от молодого человека - книгу, ко­робку конфет, духи, цветы. Дарить ей чулки, белье и другие предметы туалета неприлично (однако такие вещи вполне допустимо подарить жене, сестре);

- красивым подарком является со вкусом подобранный букет. Причем, если цветы обернуты в обычной бумаге, ее снимают;

- в гостях цветы после приветствий вручает лично хозяйке дома мужчина. Неприлично положить цветы в прихожей или отдать их дру­гому члену семьи;                                  

- обычно цветы передают до рукопожатия;

- книги, духи, вазочки, конфеты, различные сувениры приятно по­дарить в красивой упаковке, но ни в коем случае не а газете. На по­дарке не должна быть заметна цена;

- вручая подарок, не принято самому раскрывать его и вынимать из упаковки;

- жене, сестре, матери можно дарить почти любую вещь.

4. В гостях:

- приглашать в гости принято заблаговременно, а не за день, а то и за несколько часов до начала семейного торжества;

- уважение к хозяевам обязывает приглашенного быть точным и прийти без опоздания;

- хозяева одеваются празднично, но скромно;

- приветливо встречая приглашенных, хозяева проводят их в ком­нату, пропуская вперед себя. Хозяин знакомит собравшихся: юношу принято представлять девушке, называя его имя. В то же время руку первой подает девушка. Мужчина протягивает руку первым, если он намного старше девушки;

- обычно представляют молодого старшему и юноше - девушку;

- находясь в гостях, неудобно пристально рассматривать вновь пришедшего, шептаться и обмениваться многозначительными взгля­дами или жестами;

45

- в гостях обычно ведут самые разнообразные беседы: о междуна­родных событиях, о спорте, о литературных и театральных новинках, об искусстве, о семейных новостях;

- говорить о болезнях, несчастных случаях, личных неурядицах не стоит;

- в обязанности хозяев входит направлять беседу в нужное русло;

- любой вечер украсят исполнение гостями и хозяевами музыкаль­ных и вокальных произведений, чтение стихов, танцы. Исполнитель не должен заставлять долго уговаривать себя, ровно как и особенно увлекаться, злоупотреблять вниманием других гостей;

- если кому-то необходимо срочно уйти до окончания вечера, он делает это незаметно. О своем намерении гость сообщает только хо­зяевам и просит у них извинения.

Поведение за столом.

Великий русский певец Ф.Шаляпин в книге "Страницы из моей жизни" с юмором вспоминает, как он впервые познакомился с прави­лами поведения за столом в доме своего учителя, профессора консер­ватории Усатова:

"На столе лежат салфетки, масса ножей, вилок, ложек. А кто зна­ет, какая ложка для чего и что каким ножом нужно резать?...

Подавались кушанья, невиданные мною. Я не знал, как надо есть их. В тарелке с зеленой жидкостью плавало яйцо, сваренное вкрутую. Я стал давить его ложкой, оно, разумеется, выскочило из тарелки на скатерть, откуда я его снова отправил в тарелку, поймав пальцами. Зрители смотрели на мои операции молча, но неодобрительно...

Претерпев эти пытки несколько раз, я, конечно, научился есть, не смущая соседей такими выходками, как, например, погружение паль­цев в солонку, или выковыривание ногтем мяса из зубов. Но это доро­го стоило мне. К тому же Усатов имел благородную привычку говорить обо всем с чарующей простотой, от которой у меня зеленело в глазах.

- Шаляпин,не надо шмыгать носом во время обеда! - советовал он.                 

- Если вы будете есть с ножа, то разрежете, себе рот до ушей, - по­учал Усатов.      

Затем убеждал меня сидеть за столом прямо, не трогать ножом рыбу..."

Чтобы вам не попасть в неловкое положение, запомните следую­щие советы:

- старайтесь есть и пить за столом как можно тише и вообще без­звучно;

- нельзя говорить, когда рот полон еды;

- не наваливайтесь грудью на край стола;

- не кладите на стол локти;

46

- опирайтесь о край стола кистями рук;

- юноша следит, чтобы у соседки слева (и справа, если ухаживать некому) всегда на тарелке было кушанье;

- нож обычно держат в правой руке, причем, несогнутый указа­тельный палец вы кладете на ручку ножа так, чтобы конец пальца не доходил до лезвия, а большим поддерживаете ручку сбоку, остальны­ми же пальцами, слегка согнутыми, поддерживаете ручку снизу, при­жимая ее к внутренней стороне ладони. Так же держится в левой руке вилка. Если надо, ее легко можно перевернуть и как ложкой, брать мелкий гарнир;

- прерывая еду, чтобы взять хлеб, вилку и нож надо положить на тарелку крест-накрест, а после се окончания - параллельно друг другу. Столовую ложку тоже всегда оставляют в тарелке;

- мясо не разрезают сразу на мелкие кусочки, а по мере надоб­ности, отрезав и съев кусочек, приготавливают следующий;

- для таких блюд, как котлеты, яичница нож не нужен;

- любой гарнир едят тоже только вилкой. В случае необходимости можно кончиком ножа класть гарнир на вилку;

- когда вы едите первое блюдо, ложку подносите ко рту легким поворотом кисти руки, к ложке касаетесь с боковой стороны, ближе к ее концу. Набираете в ложку суп движением от себя. Тарелку удобней наклонять тоже от себя;

- салаты едят только вилкой;                    

- макароны едят вилкой, поддерживая их ножом;

- птицу на торжественных обедах едят, пользуясь ножом и вилкой. В домашней обстановке кусочек с косточкой можно взять руками;

- рыбные блюда едят с помощью вилки и специального рыбного ножа. Если такого ножа нет, можно пользоваться двумя вилками;

- хлеб берут рукой и обламывают кусочек за кусочком по мере на­добности. Если надо намазать хлеб маслом, мажут часть его и на мас­ло кладут кусочек колбасы, сыра и т.д.;

- масло' вы берете из масленки своим ножом (если на столе нет специального ножа), сначала кладете себе на тарелку, а потом уже на­мазываете на кусочек хлеба;

- соль из солонки берут специальной ложечкой, лопаточкой или кончиком ножа;

- пиленый или колотый сахар достают из сахарницы специальны­ми щипцами или просто рукой, стараясь не коснуться других кусоч­ков;

- бутерброды, кулебяки, пироги едят с помощью вилки и ножа, отрезая кусок за куском. Пирожки и бутерброды из общей тарелки бе­рут рукой;

- бисквит, торты, пирожные едят десертной ложкой;

- ложку, помешав ею чай или кофе, надо положить на блюдце;

47

- наливать чай на блюдце и дуть на него не принято.

Сервировка стола.

Перед сервировкой стола всю посуду и приборы полируют. Рюм­ки и бокалы левой рукой через ткань берут у основания ножки или за ножку, а правой вводят ткань внутрь бокала и, вращая, тщательно отпо­лируют стекло, просматривая на свет.

Тарелки через ткань берут обеими руками, вращая, протирают края; середину и днище протирают правой рукой, удерживая тарелку левой. Если на посуде есть пятна, образовавшиеся в результате высы­хания воды, их удаляют теплой водой, а посуду тщательно протирают.

Сервировка стола начинается с подготовки помещения и расста­новки мебели. При определении количества стульев необходимо исходить из того, что на одного человека необходимо 60-70 см. Стулья нужно расставлять как можно компактнее и удобнее.

При сервировке стола для узкого круга лиц, например для семьи, можно использовать индивидуальные салфетки, которые расстилают перед каждым.

Для праздничного завтрака, обеда или ужина стол рекомендуется накрывать скатертью. Скатерть должна свисать со всех сторон при­мерно на 25 см., углы ее располагаются вдоль ножек стола на равном расстоянии от пола. Столы, накрытые скатертями меньшего размера, имеют некрасивый вид, большего - создают неудобства для гостей

Столы сервируют фарфоровой, фаянсовой, стеклянной или хрус­тальной посудой и приборами.

Сервировка зависит от вида торжества, ассортимента блюд и на­питков.

Крайняя слева от тарелки вилка предназначена для закуски, спра­ва от нее, ближе к тарелке, кладется вилка для рыбных блюд и, нако­нец, рядом с тарелкой кладется вилка для мясных блюд. Ложка для су­па лежит справа от тарелки. Слева от нее в таком же порядке, как и вилки, кладутся соответственно нож для закуски, нож для рыбных блюд и нож для мяса. Ножи кладутся лезвием к тарелке, вилки острием вверх, а ложки выпуклостью вниз. Ножей и вилок никогда не кладут более 3-х пар. В случае необходимости, к некоторым блюдам допол­нительно подаются предметы сервировки. Прямо за тарелкой лежат десертная и чанная ложки, параллельно краю стола. Приборы для соли и перца ставятся таким oбpaзом: с левой стороны от тарелки, но чуть ближе к центру стола. Салфетка кладется на тарелку. Она может быть положена рядом с ней лишь в том случае, если еще до рассадки гостей за столом необходимо положить на тарелку какое-либо куша­нье.

Салфетка, положенная рядом с тарелкой с целью продемонстрировать красоту сервиза, будет производить такое же впечатление, как золотое кольцо, надетое поверх перчатки.

48

При обращении с вилками, ножами и т.д. существуют определен­ные правила, которые вырабатывались на протяжении многих лет, и их основная цель вовсе не состоит в том, чтобы, как многие полагают, опутать многочисленными чопорными формальностями процесс при­нятия пищи. Соблюдение этих правил подтверждается практикой, по­зволяет наиболее рационально использовать столовые приборы, а также гармонично распределить движения человека при приеме пищи.

Расположение десертных приборов может быть двояким. Их рас­полагают в следующем порядке: параллельно кромки стола - нож руч­кой вправо, на лезвие его - вилка зубцами вверх ручкой вправо к сере­дине стола, затем ложка углублением вверх, ручкой вправо к кромке стола (ручки десертных приборов располагаются веером).

Десертные приборы кладут и справа, над ножами, параллельно кромке стола: нож и ложка ручкой вправо, вилка между ними ручкой влево.

    Возможен и такой вариант, когда десертные приборы кладут в описанном порядке между закусочными тарелками.

Сервировка "фуршетного стола"

"Фуршетный стол" сервируется закусочными тарелками из расчета 2 тарелки на одного гостя. Их ста­вят стопками по 8-10 шт. на расстоянии 1,5-2 м одна от другой. С пра­вой стороны возле тарелок кладут по шесть ножей, с левой по шесть закусочных вилок. Полотняные салфетки по 3-6 шт. кладут за тарел­ками. Рюмки, бокалы, фужеры располагают в два ряда, группами, причем размещают их симметрично. Напитки ставят на стол рядом с

соответствующими рюмками.

Сервировка чайного стола. Здесь уместно использовать цветные скатерти. Сервируют стол десертными тарелками, которые ставят пе­ред гостями. По обе стороны от тарелки кладут десертные приборы (справа нож лезвием к тарелке, слева вилка зубцами вверх), за тарел­кой ставят рюмку для вина. справа располагают чашку с блюдцем ручкой влево.

На десертную тарелку кладут цветную салфетку. К чайному столу подают калачи, пироги, торты, пирожные, кексы, печенье, конфеты, орешки, яблоки в слойке, фрукты, суфле, кремы, желе. Холодные за­куски, как правило, не ставятся, в исключительных случаях можно ре­комендовать бутерброды.

К чайному столу можно подавать десертные вина, ликеры, конья­ки, шампанское.

7. Некоторые советы в отношении знакомства с девушкой:

- если девушка привлекла ваше внимание, постарайтесь сами за­говорить с ней, т.к. девушке первой не принято;

- не следует начинать разговор с банального, избитого: "Который час?", "Какая хорошая погода!";

49

- тема разговора определяетсяместом нахождения (выставка, экс­курсия, театр, кино):

- о картине;

- об игре актеров;

- можно попросить программу и по ходу высказать свои некото­рые замечания,оценки;

- в метро можно спросить, как проехать и т.д.;

- если почувствовали, что разговор с вами неприятен девушке, из­винитесь и отойдите, не будьте навязчивыми;

- так, поведение самого обращения выбирайте, исходя из объекта (какая девушка, как себя ведет и т.д.);

- успех знакомства во многом определяется вашей внешностью (аккуратность, подтянутость, благородство), речью и ее содержанием.

Свадебный обряд

Игры, шуган, танцы, пение издавна были неотъемлемой частью любой свадьбы. А веселые игры, шутки, юмор вызывают здоровый жизнерадостный смех, ценность которого чрезвычайно высока: по утверждению врачей польза минуты (только минуты) смеха идентична психофизиологической пользе пятнадцати минут утренней гимнасти­ки.

Состав гостей, приехавших на свадьбу, просто уникален: многие из них впервые видят друг друга - родственники, близкие друзья и со стороны жениха, и со стороны невесты порой приезжают из разных районов, областей, республик. Поэтому цель свадебной игры - прежде всего познакомить присутствующих друг с другом, помочь их сплоче­нию.

Гости на свадьбе представляют все возрастные категории. Это об­стоятельство должен иметь в виду ведущий обряда, тамада: ему пред­стоит, заблаговременно собрав сведения о гостях, приглашенных на свадьбу, подумать об играх, которые можно адресовать каждой груп­пе в отдельности и всем вместе. Способность тамады охватить ак­тивным участием в играх всех очень ценится.

Еще в двадцатых годах русский писатель В.В.Вересаев говорил: "... А раз нет обряда (имеется в виду свадебного), раз он изгнан из обихода, ну. как-нибудь иначе, а надо же отметить радостный день. И выступает на авансцену вино... Неужели невозможно дать человеку что-нибудь более прекрасное, более поднимающее дух, чем самогон и сорокоградусная?"

Тем и ценен, как раз едва ли не в первую очередь, тамада, что он способен поставить преграду на пути спиртного. И потому над созда­нием и укреплением институт тамады (то есть ведущего застолья и весь обряд), привлекая к исполнению этой роли наиболее талантливых

50

организаторов общения, вот уже много лет ведут целенаправленную работу советы по обрядности.

а) Знакомства.

Цель их - содействовать тому, чтобы все присутствующие позна­комились друг с другом возможно быстрее. Проводятся эти игры в са­мом начале свадьбы. У тамады в репертуаре "игры-знакомства" и "танцы-знакомства" представлены во многих вариациях, но на одной свадьбе бывает обычно только одна игра этой группы.

б) Игры-соревнования.

Проводятся они на протяжении всего свадебного вечера. Могут быть адресованы всем гостям, одновременно или какой-то отдельной категории. Очень популярны, например, различные виды состязаний на силу, ловкость, быстроту реакции между родственниками жениха, с одной стороны, и родственниками невесты - с другой. Тут и комбини­рованные эстафеты, и конкурсы - кто больше исполнит песен на за­данную тему, и лихие переплясы. Заметное место отводится шуточным состязаниям, основанным на комизме ситуации: своеобразная игра в футбол, где вместо мяча может использоваться воздушный шар и др.

в) Игры для жениха и невесты.

Игры данной группы имеют свою специфику, которая опреде­ляется сущностью самого обряда. Так часто встречаемся мы в них с символами, отражающими социальное понятие: "муж", "жена", "семья", "глава семьи" и т.п. Очень популярны здесь, например, так называемые "игры-гадания", которые проводятся в шуточной форме (например, с помощью считалок); направлены "гадания" на то, чтобы выяснить "кто будет главой семьи", "кто будет готовить завтрак", "кто будет читать газету за едой", "сколько будет в семье детей" и т.д. В этих играх проявляется ловкость, находчивость, остроумие, чувство юмора главных действующих лиц свадебного торжества.

Адресуются жениху и невесте несколько игр, представляющих со­бой что-то вроде экзамена на готовность к семейной жизни, "Экзамен" носит, разумеется шуточный характер и тамаде нужно все время по­мнить и соблюдать лучше, чем когда бы то ни было, золотое правило: игры не должны ставить их участников в неловкое положение перед зрителями.

Вот довольно распространенный тип "экзамена" жениху - раско­лоть здоровенный чурбан. Но иногда этот чурбан бывает настолько крепким и большим, что его расколоть жениху бывает не под силу.

51

Видимо, в этом случае жених испытывает большую неловкость. Для подобного "экзамена" лучше всего отбирать такие варианты заданий, выполнять которые можно с помощью символических действий.

г) Игры для родителей.

С родителями нужно быть предельно тактичными, но это не озна­чает, что их не следует вовлекать в игру. Кто задорнее станцует поль­ку, у кого красивее получится аргентинское танго - конкурсы такого типа вполне могут быть адресованы отцам и матерям молодоженов.

Матери по просьбе тамады вручают призы и прочие награды по­бедителям других конкурсов. И, если хорошенько подумать в этом на­правлении, можно, наверное, найти еще немало ситуаций, в которых почетные лица свадебного обряда - родители займут соответствующее место. Успех тамады зависит от того, насколько он осведомлен о со­стоянии здоровья матерей и отцов невесты и жениха, степени их по­движности, о том, в какой мере обладают они чувством юмора. Все это он учтет при подборе игр.

д) Свадебные шутки.

Собственно, шуточные, комические ситуации встречаются прак­тически в большинстве игр, проводимых на свадьбе. Но особое место занимают традиционные свадебные шутки, которые тоже доставляют присутствующим много веселья. С давних пор в свадебном обряде большое распространение получила такая, например, шутка: после полуночи прибывают на свадьбу "ложная невеста" и "ложный жених". Уже сами исполнители этих ролей выбираются с таким расчетом, что­бы подчеркнуть комизм ситуации: "жених" очень маленького роста и "пухленький", "невеста" длинная и худая. Весь смысл в том, что роль "жениха" исполняет женщина маленького роста, а роль "невесты" -высокий парень. Затем звучит традиционное "горько" - и крохотному жениху для исполнения этого желания гостей (то есть для того, чтобы поцеловать невесту) приходится вставать на специальную лестницу.

Входят в свадебный обряд и другие шутки: "свадебный врач" - он ставит диагноз гостям, которые мало веселятся, прописывает "лекарство" (например, станцевать быстрый танец, прочесть стихо­творение»; "свадебный судья" вступает в действие в конце свадьбы - он награждает или наказывает отдельных гостей за какие-то "проступки", свидетелем которых якобы был он сам. Если свадьба длится не один день - случается "ночное воровство", то есть похище­ние одежды гостей, которые прилегли отдохнуть, а утром те могут по­лучить ее обратно только за "выкуп" - за песню, за танец.

52

е)Чья свадьба следующая?

В один круг собираются незамужние девушки, в другой - холостые парни. Невеста с завязанными глазами находится в кругу девушек, же­них - в кругу парней, тоже с завязанными глазами. Оба круга движутся против часовой стрелки, все поют песню "Свадьба^. Во время испол­нения последнего куплета невеста выбирает вслепую кого-то из деву­шек, жених - кого-то из парней. Они надевают на своих избранников специально изготовленную маленькую "фату невесты" и "шляпу же­ниха". Эта игра проводится ровно в полночь. Если свадьба еще про­должается, то всеобщее внимание будет перенесено на вторую пару, а молодожены получат возможность отдохнуть.

ж) Свадебные юбилеи

Ситцевая свадьба отмечается через год совместнойжизни.

Деревянная свадьба - через пять лет.

Медная свадьба празднуется после семи лет.

Розовая свадьба венчает первое прожитое десятилетие. Родные и

друзья приходят в дом с цветами.

Стеклянная свадьба отмечается через пятнадцать лет. Подарки - только из стекла.

Фарфоровая свадьба - через двадцать лет. Стол сервируется фар­форовой посудой.

 Серебряная свадьба знаменует совместно прожитую четверть ве­ка. На палец рядом с золотым кольцом надевают серебряное.

Жемчужная свадьба отмечается через тридцать лет.

Полотняная свадьба - через тридцать пять лет.

Рубиновая свадьба - через сорок лет.

Золотая, свадьба венчает прожитые пятьдесят лет. Муж и жена об­мениваются новыми золотыми кольцами.

Бриллиантовый (или платиновый) юбилей - через шестьдесят лет,

Железная свадьба - через шестьдесят пять лет. Коронная свадьба - через семьдесят пять лет супружеской жизни.

з) Ваши родственники

Деверь - брат мужа.

Шурин - брат жены.

Золовка - сестра мужа.

Свояченица - сестра жены, свояк - муж свояченицы.

Сноха - жена сына.

Свекор - отец мужа.

Свекровь - жена свекра, мать мужа.

53

Тесть - отец жены. Теща - мать жены.

Зять - муж дочери, муж сестры, муж золовки. Племянник - сын брата, сестры. Племянница-дочь брата, сестры.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (121)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.038 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7