Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Пять минут с искусством



2019-12-29 183 Обсуждений (0)
Пять минут с искусством 0.00 из 5.00 0 оценок




Приобщение детей к искусству сопряжено сегодня с некоторыми трудностями. Во-первых, субкультура, грязным потоком изли­вающаяся на детей по всем каналам массовой коммуникации,

* Вулис А. Литературные зеркала. - М.; 1991.

26

извратила их художественный вкус еще до того, как он мог бы сло­житься. Во-вторых, в обществе не сложились традиции повседневного общения с искусством, а сложилось, напротив, странное представление о том, что минуты общения с искусством - это строгая, серьезная ра­бота, связанная с "пониманием" художественного произведения - не­что вроде разгадки ребуса "что хотел сказать художник?". В-третьих, в школе мало и плохо используются технические средства (диапроектор, магнитофон, эпидиаскоп), а без обращения к ним не­возможно представить себе широкого поля произведений искусства, доступных общению. В дополнение к названному, повсеместная худо­жественная непросвещенность окружающих школьника людей порож­дает ложное мнение, будто общение с искусством есть лакомое блюдо, роскошь, допускаемая после решения насущных воспитательных за­дач.

Не вступая в дискуссию по затронутым вопросам, отметим, что практика создала как будто бы в противовес такому неблагополучному положению гибкую, легкую форму приобщения детей к искусству -эта форма получила название "Пять минут с искусством". В ней реали­зуется, прежде всего, исходный принцип "малой дозировки": коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговечным и малообъемным во имя предотвраще­ния утомленности и отстраненности от демонстрируемого произведе­ния.

Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но сгу­щенных по эмоциональному напряжению минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произведении. Ни анализа, ни оце­нок не производится. Свободное общение и свободное впечатление -без попытки навязать какую-либо точку зрения, даже если речь идет о всемирно известном художественном гении.

Методически такой миг общения основательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расположение стульев, демонстрационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога, видимого детьми в момент восприятия художественного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важна и поставленная перед детьми перспектива будущей "пятиминутки": "В следующий раз мы с вами...".

Содержание организационной художественной деятельности де­тей зависит целиком от запасника школы: наличия репродукции, фонозаписей, слайдов, художественных альбомом, скульптурных копий, фотографии и, возможно, оригинальных художественных творений. Отбор художественного произведения для демонслрации настолько индивидуален, что вряд ли допустимы какие-либо методические сове-

ты. Принципы отбора могут быть самыми разными: "в связи с юби­лейной датой", "в связи с протекающими событиями", "в связи с учеб­ным материалом", "в связи с погодой", "в соответствии с настроени­ем", "хронологический", "тематический", "жанровый" и т.д.

Наилучшим методическим решением на данный момент педагоги­ческой ситуации в школе является двойной художественный ряд (аудиовизуальный ряд), когда одновременно демонстрируются разно-видовые произведения и одно из них выступает в роли фона, усилителя впечатления. Например, на экран проецируется через диапроектор картина Боттичелли "Весна" в сопровождении музыки Вивальди или портрет Струйской кисти художника Рокотова под звуки ноктюрна Шопена. Тогда активизируются два психологических канала восприя­тия: визуальный и аудиальный, и оба друг друга усиливают, - в итоге дети получают сильное впечатление, положительные эмоции вызы­вают интерес к искусству и желание повторных минут эстетического наслаждения.

Виды и жанры художественных произведений, подготовленных для восприятия, могут и должны быть разнообразными. Учитывая, что назначение "Пяти минут с искусством" не в изучении шедевров, а в развитии способности воспринимать шедевры и "полюблять" искус­ство, акцент педагогического внимания ставится на процессе предъяв­ления более чем на содержании предъявляемого: продумывается место демонстрации, освещение, временной период восприятия, финальный аккорд восприятия, первые и заключительные слова ведущего, спосо­бы создания психологического благоприятного климата.

Возможно, дети, увлеченные такими прекрасными минутами об­щения с искусством, станут приносить в школу репродукции, пластин­ки, скульптурные копии, фотографии, книги. Такую активность следу­ет поощрять и помогать вести "Пять минут с искусством" этим детям. Через некоторое время в школьном коллективе заметно повышается интерес к искусству, увеличивается количество детей, желающих зани­маться художественной деятельностью. Но самое главное - преобразу­ется в сознании школьника образ достойного Человека.



2019-12-29 183 Обсуждений (0)
Пять минут с искусством 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Пять минут с искусством

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)