Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Защита проекта (проект-мечта)



2019-12-29 307 Обсуждений (0)
Защита проекта (проект-мечта) 0.00 из 5.00 0 оценок




Демократизация общества содействовала распространению и укреплению "Защиты проекта" как формы групповой деятельности детей. В ней проявляет себя школьник как индивидуальность, способ­ная не только оценивать действительность, но и проецировать в ней какие-то необходимые изменения во имя улучшения жизни. Многое в этих проектах идет от мечты, от фантазии, но базой фантастического полета мысли остается реальное осознание хода сегодняшней повсе­дневности.

28

В проекте-мечте школьник выступает как социальное лицо, соот­носящее свои личные интересы существенными, и как творческое лицо. пробующее предложить новые решения отдельных жизненных проблем. Он создает проект того, что, по его мнению, нуждается в творческом перевоссоздании и что могло бы отвечать нуждам достой­ного человека в достойной его жизни.

Тематику проектов диктует сама действительность. Ее могут предлагать педагоги, сами дети, родители, она может рождаться в ходе работы коллективного органа самоуправления. Нередко приглашение к созданию проектов следует вслед за острым конфликтом, разгорев­шимся в школе. Вот примеры тематического содержания таких проек­тов: "Наша школа через 50 лег", "Классная комната, построенная мною", "Чем будет заниматься школьник через сто лет", "Вестибюль моей школы", "Искусство в нашей школе", "Внешний образ учителя и ученика в будущем веке", "Школьный двор моих внуков".

Первоначально для зашиты npoeктa-мечты можно создавать сво­бодные группы с набором жестких игровых ролей: мечтателя-докладчика, критика-оппонента, союзника, пропагандиста, конфор­миста, финансиста... . * Обсуждение проекта таким образом запро­граммировано в его церемониале, содержание же остается свободным Я непредсказуемым. Позже, когда защита проектов как форма твор­ческой игры будет освоена, можно отказаться и от групповых проек­тов, обратясь к обсуждению индивидуальных вариантов творческих картин будущего.

Чтобы проект-мечта стал для школьника творчеством и заботой, игрой и интеллектуальным трудом, надо наряду с широкой рекламой и состязательным стимулированием организовать консультацию как по оформлению проекта, так и по церемонии его защиты. Инструкции помогают детям обрести уверенность. Опираясь на известные ему формы поведения во время защиты, школьник может мысленно не один раз проиграть свое поведение во время зашиты, это освобождает его энергию на содержание проекта, он перестает беспокоиться о спо­ем положении во время защиты проекта, больше думая о ''проекте", чем о "защите".

Конечно же, объявление о предстоящем состязании должно быть ярким, красочным, веселым и добрым, таким, чтобы каждому школь­нику захотелось создавать проект-мечту. Классные воспитатели долж­ны поддерживать •это вспыхнувшее желание, подбодрить, дать первые советы, как приступить к проекту.

* Методика ролевого поведения в дискуссии хорошо описана Р. Г. Чураковой в кн.: Моделирование педагогических ситуаций в ролевых играх. - М.: 1991.

29

Наилучшим вариантом воспитания творческой деятельности бу­дет групповая работа по созданию проектов, которая сплачивает де­тей, позволяет участвовать в проекте и застенчивому, и не очень спо­собному, и молчаливому. Но нельзя недооценивать влияние индивидуальных проектов и персональных защит, то отдельная личность предстает перед всеми в своей неповторимости и автономности.

Оценку проектов лучше производить по разным критериям, так, чтобы первые места в состязании заняли несколько авторов: "за самый смелый проект", "за самый изящный проект", "за самый обоснованный проект", "за самый красивый проект" и т.д.

Приглашение к чаю

"Приглашение к чаю" как форма групповой деятельности появи­лась в воспитательной практике тогда, когда сам процесс чаепития в кругу друзей стал проблематичным по причине больших материаль­ных затруднений семьи, а значит, и школьника. Парадоксально: как только исчезла возможность приглашать товарищей на чай, родилось "Приглашение к чаю"; как только испарилось кондитерское содержа­ние, форма, сохранив себя самое, наполнилась новым содержанием.

В "Приглашении к чаю" много символического. Во-первых, чай­ная чашка, передаваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хо­тел пригласить на чай? Во-вторых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь - о чем с ним хотел бы поговорить - что ему скажешь - что услышать хотел бы в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знака симпатии, уважения, признания достоинств желае­мого партнера для общения и момент принятия ее избранным партне­ром как благодарность за интерес к твоей личности. В-четвертых, чайная чашка пуста и не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, а лишь про общение, которое объявлено целью встречи. Наконец в-пятых, музыкальное сопровождение (например, "Приглашение к танцу" Вебера) как будто отражает душевный настрой, как будто сооб­щает о состоянии и приглашающего, и приглашенного.

Это похоже на игру, но это не игра. Это похоже на раздумья, но это не раздумья как таковые. Это похоже на свободное общение, но здесь господствует алгоритм: Трудно квалифицировать данную форму группового дела. К тому же названная вчера "Приглашение к чаю", она уже сегодня перерастает в нечто новое: "Приглашение в космос", "Приглашение к совместной работе", "Приглашение в театр"... Может быть, примет общую форму "Приглашаю"?

Здесь много психологического: выбор происходит на глазах группы; найти следует мотивировку и облечь ее в соответствующую вер-бальную форму; необходимо пластически исполнить требуемое и не оказаться в неудобном положении. Но тут сгусток этических проблем:

30

нельзя никого обидеть, производя выбор; нельзя грубо произнести приглашение; следует продумывать формулировки обращения. Педа­гог может оказывать помощь, но она не должна быть явной. Тонкие корректировки педагога должны быть деликатными и почти незамет­ными для детей. Это сделать нетрудно, потому что дети в этот момент основное внимание направляют на личностный выбор, а сопровож­дающие его слова, скорректированные педагогом, воспринимаются как второй план действий. Но корректировать можно и выбор: если педагог скажет, допустим: "Ты не забыл, что у нас кроме мальчиков есть в группе и девочки?" - то эти слова открывают новый для мальчи­ка канал выбора.

"Приглашение к чаю" обладает большой силой гуманизации пси­хологической атмосферы, смягчения взаимных отношений, психоло­гического раскрепощения детей.

Самой трудной стороной этого группового дела выступает тон педагога и стиль его поведения. Именно от педагога, его педагоги­ческой технологии зависит исход этого группового дела: мягкий, доб­рый, веселый, уверенный, воодушевляющий гон учителя и спокойный, элегантный, простой и располагающий стиль его поведения.

Час тихого чтения

''Час тихого чтения" возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле- и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими разви­вающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышле­ния и памяти.

В тот день, когда проводится "час тихого чтения", дети и педагоги приносят с собой в школу виепрограммные книги, которые они "сейчас читают", им предоставляется общее для всех членов школьно­го коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек мо­жет спокойно почитать принесенную им книгу.

Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня появляются листки-памятки, учителя напоми­нают детям о задуманном деле. В итоге очень редко сдельные школь­ники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат беспамятному.

Воспитательный потенциал "часа тихого чтения" не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня: "Что сегодня мы читаем" и "Что читали учителя". Coздается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний.

31

"Час тихого чтения" может проводиться в общешкольном мас­штабе или классно-групповом; в первом случае условия для ею прове­дения создать легче, во втором случае - труднее: появляется надоб­ность в отдельной комнате с плотной звукоизоляцией, в удобном по­следующем учебном расписании отдельной группы.

Прочитанное за этот "час" (его время определяется возрастным и интеллектуальным развитием детей) не обсуждается, как правило. Но, если педагог отдельного класса сочтет необходимым такое обсужде­ние, он сокращает время на чтение и предлагает детям рассказать о . книге, которую они читают. При этом чрезвычайно важной является одна методическая и этическая деталь: что бы ни читали дети, их вы­бор не должен иметь оценки, нет "хорошего" или "плохого" чтения, всякое чтение достойно, из всякой книги можно извлечь ценное, будь это сказка или философский трактат.

"Час тихого чтения" хорошо устраивать в детских лагерях во время летнего отдыха, в санаториях, в пансионатах, а также в спортивных лагерях во время тренировочных сборов. Идею "часа тихого чте­ния" порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.

Гостиная: поэтическая, музыкальная, философская, театральная, спортивная..........

Логика данной формы свободного общения выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения сло­ва "гостиная": это комната, в которой принимают гостей и одновре­менно это сам процесс приема гостей.

Гостей принимают для общения и во имя общения. Разумеется, гостей знакомят друг с другом. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, с ними происходящие. Гости дарят друг другу улыбки, сувениры, подарки. Гости поют, играют, танцуют. Гостей иногда угощают. Исходным из такого понимания становится следующая структура свободного общения.* Вот ее общие контуры.

Сбор гостей (15-20 минут) оформляется музыкой, достаточно ти­хой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяйка гостиной помогает всем удобно расположиться, каждого одаряет улыбкой, приветствуя, про­изводит "психологическое поглаживание".

Первый момент - представление гостей. Если появляется новое лицо, то в первую очередь представляют его всем пришедшим гостям.

* Заметим, "свободным" общение называется не потому, что оно анархично и спонтанно, а потому, что оно свободно от предметного результата.                                             

32

Затем любой может скачать о ком-то несколько слов как дополни­тельную ннформацию, углубляющую знание об этом человеке. Слова эти могут быть остроумными, шутливыми, серьезными, веселыми -здесь главное - доброе расположение друг к другу, психологический климат гостиной. Уже в момент представления может зародиться си­туация песни, если представляемый гость хорошо поет и желал бы в качестве визитной карточки предложить песню, - все присутствующие ему подпевают.

Далее, согласно нами очерченному контуру, проходит '"Воспоминание о прошлом". Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и темати­ку воспоминаний: на музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; на поэтической - то, что определи­ло сегодняшний интерес к поэзии; на спортивной - случаи под назва­нием "Я и спорт" и т.д.

Если гости (например, старшеклассники) склонны к рефлексии, то можно им предложить вспомнить всю свою жизнь и попробовать вы­делить в ней один случай, который скорее всего оказал решающее влияние на сегодняшние пристрастия и интересы. Но обычно предла­гается вспомнить что-то веселое, смешное. Рассказывая про себя смешное, гость уже освобождается от психологической зажатости, когда ему удается вызвать смех окружающих, он приобретает уверен­ность и психологическую свободу.

Теперь наступает момент дружеских сувениров: "Что я вам при­нес..." В соответствии с названием гостиной преподносится музыка или поэзия, слайд или сообщение, совет или открытка. Сувенир пре­подносят лишь те, кто хочет, - никакого насилия, учета и контроля быть не должно.

В гостиной всегда звучат анекдоты - остроумные короткие расска­зы, им надо отдать должное и похвалить тех, кто мастерски освоил этот особый жанр. Особенность этого момента в том, что "принимаются" не все анекдоты, а лишь те, которые тематически свя­заны с характером гостиной. Такое суровое условие вынуждает гостей к творческому отбору, либо к творческой интерпретации приго­товленного рассказа.

Если за скобками оставить чаепитие, танцы, коллективное пение, то последней, завершающей частью гостиной является творческая иг­ра: литературная, музыкальная, поэтическая, театральная, спортивная и т.д. В игре принимают участие все гости, они к этому времени сбли­зились, перестали стесняться, свободны и инициативны.

Можно ввести театр-экспромт в содержание гостиной Сюжет им­провизированного спектакля должен быть лаконичен, и в артистическую деятельность должно быть вовлечено максимальное число гостей. Тематика спектаклей, разумеется, задается названием гостиной.

33

Например, если проводится "поэтическая гостиная", то играется, предположим, спектакль о том, как звери в лесу сочиняли поэму; если гостиная названа "философской", то сюжет отражает случаи из жизни некоего Философа и т.д.

Впрочем, творческая часть гостиной может быть составленаиз простых концертных номеров.

Завершается гостиная моментом - "Стоя в прихожей, я хочу ска­зать...". Гости произносят какие-то последние слова, неожиданно ин­дивидуально дополнительно раскрываясь. Музыка завершает момент прощания.

Все сказанное выше касалось содержательного контура гостиной. Однако следует помнить, что гостиная - это комната. Необходимо по­заботиться о красивом, удобном интерьере, свободном передвижении гостей, красоте оформления, костюмах ' хозяйки" или "хозяина", кра­сочности угощения и гигиене чаепития. Нехорошо, когда все гости бросаются расставлять посуду, столы, а потом прибирать комнату. Лучше, если для этого будет выделена небольшая группа.

Гостиная - гибкая форма организованного общения, импони­рующая подростку и юноше с их претензией на взрослость. Пригла­шать в качестве гостей следует и младшеклассников, чтобы форма го­стиной сохранилась как традиционная: когда подрастут эти юные го­сти, они внесут в такого рода общение свои творческие коррективы, а иначе каждый год в каждой новой возрастной группе придется воссоз­давать типовую модель этой интересной формы дружеского общения.

Чтобы подчеркнуть эластичность этой формы, укажем на приме­ры необычных гостиных: кинологическая гостиная - собирает гостей, любящих собак; астрологическая гостиная - гости увлекаются астро­логией; психологическая гостиная - собираются гости, интересую­щиеся психологическими проблемами.



2019-12-29 307 Обсуждений (0)
Защита проекта (проект-мечта) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Защита проекта (проект-мечта)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)