Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКОГО САДА



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКОГО САДА 0.00 из 5.00 0 оценок




Из опыта работы социального педагога Н. М. Стёпиной на базе экспериментальной площадки д/с №183

Центр развития ребенка — д/с № 183 — качественно новый вид государственного образовательного учреждения, работающий как открытая система по четко сформулированным принципам.

Уже не первый год специалисты Центра во главе с заведующей ГОУ ЦРР д/с № 183 Данилиной Т. А. и научными руководителями успешно работают в режиме опытной экспериментальной площадки. В настоящее время разрабатывается следующая тема экспериментальной деятельности: «Центр развития ребенка в системе социокультурных связей мегаполиса как условие социализации детей дошкольного возраста». В связи с этим функционирование структурных подразделений образовательного учреждения перешло на качественно новый уровень. Особое внимание специалистами служб уделяется социальному развитию дошкольников. Воспитательно-образовательный процесс планируется и осуществляется с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, строится на основе блочно-те-матического планирования в рамках единого образовательного пространства, что способствует обеспечению социальной мобильности каждого воспитанника. Высокий кадровый потенциал способствует эффективному взаимодействию специалистов служб между собой, а также позволяет обучать молодой персонал и пополнять запас знаний опытных специалистов по проблеме социализации детей дошкольного возраста.

Социальный педагог является одним из ведущих звеньев на всех этапах работы над темой эксперимента. Так, совместно с научными руководителями, администрацией ДОУ, психолого-педагогической службой, творческой группой социальный педагог участвует в разработке как диагностичес-

28

ких методик ранней социализации детей дошкольного возраста, так и в подборе и апробировании, на основе полученных результатов, форм и методов работы с детьми, родителями и педагогами, обеспечивающими эффективное взаимодействие и результативность действий всех субъектов образовательного пространства ДОУ.

В связи с этим, с начала учебного года социальным педагогом нашего Центра Стёпиной Н. М. была открыта «Школа добрых волшебников», ведущей целью которой является индивидуальное и социальное развитие детей дошкольного возраста. Тематика занятий обеспечивает плавную и равномерную социализацию дошкольников в условиях Центра развития ребенка. В результате дети узнают об окружающей их действительности, учатся понимать чувства и состояние другого человека, осваивают элементарные приемы эффективного взаимодействия со сверстниками и взрослыми и, благодаря этому, по словам Л. С. Выготского, гармонично «врастают в человеческую культуру».

Творческий подход к работе, в том числе в рамках эксперимента, позволяет выявить и эффективно использовать нетрадиционные формы взаимодействия с детьми, родителями и педагогами.

Наиболее интересными формами работы в деятельности методической, психолого-педагогической, социальной и медицинской служб являются:

• дни открытых дверей для родителей;

• издание рукописных детских книг, журналов и газет;

• театрализованные представления для детей с участием родителей;

• совместные экскурсии в социум: посещение театров, музеев, библиотек, памятных мест;

• психолого-педагогические лектории для педагогов и родителей «Слушается дело» по содержанию Конвенции по правам ребенка;

• совместные творческие проекты для детей, родителей и педагогов;

• групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, родительских гостиных;

29

• социально-психологические тренинги для детей, родителей и педагогов;

• составление генеалогического древа семьи, семейных альбомов;

• телефон доверия;

• конкурсы семейных талантов;

• работа детских клубов;

• семинары-практикумы для педагогов «Секреты эффективного взаимодействия педагога и ребенка»;

• дни здоровья, встречи на острове Айболития для родителей, детей и педагогов;

• деятельность «Школы добрых волшебников» — тематические занятия для детей и родителей, направленные на индивидуальное и социальное развитие дошкольников.

Ожидаемые результаты:

• гармонизация семейных, детско-родительских отношений; повышение родительской ответственности за судьбу ребенка, активности в отношениях с сотрудниками детского сада;

• повышение уровня социальной компетентности детей, улучшение эмоционального климата в группе; улучшение здоровья ребенка;

• активизация принципа социального партнерства в отношении детей — родителей — педагогов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Социальный педагог является одной из структурных единиц психолого-педагогической службы Центра развития ребенка. Поэтому формы работы социального педагога должны, прежде всего, обеспечивать социальное направление деятельности психолого-педагогической службы. Рассмотрим наглядно вариативные формы работы социального педагога.

Работа с детьми

Формы работы с детьми очень разнообразны:

1. Психологическое сопровождение вновь поступивших детей, находящихся в режиме адаптации; детей, имеющих отклонения в развитии; детей с ограниченными возможностями.

2. Изучение социального паспорта воспитанников ЦРР, детей групп кратковременного пребывания.

3. Обеспечение благоприятных условий для повышения уровня групповой сплоченности детей, оказание положительного влияния на микроклимат группы:

• совместные творческие проекты для воспитанников группы;

• межгрупповые проекты;

• заседания детских клубов по интересам, клуба Юных помощников;

•• проведение социально-психологических тренингов для детей по развитию коммуникативных умений;

• «издание» детских книг, журналов и газет и т.п.

4. Организация и проведение детских праздников.

5. Деятельность «Школы добрых волшебников» — тематические занятия с целью индивидуального и социального развития детей. Содержание занятий предполагает совместное выполнение домашних заданий детьми и родителями.

31

6. Проигрывание жизненных ситуаций на заданную тематику.

7. Познавательные викторины для детей с участием родителей.

Работе социального педагога в нашем дошкольном учреждении уделяется особое внимание.

В этом году мы апробировали новую форму работы в одной из подготовительных групп была открыта «Школа добрых волшебников» под руководством социального педагога Н. М. Степиной. Расскажем об этом подробнее.

Система занятий «Школа добрых волшебников» рассчитана на детей дошкольного возраста. Ее основная цель — индивидуальное и социальное развитие детей.

Деятельность «Школы» осуществляется по следующим разделам:

1) «Это — Я»,

2) «Такой огромный мир».

Раздел «Это — Я» направлен на развитие индивидуальности ребенка. Цель занятий этого цикла — помочь ребенку понять свою принадлежность к миру людей, раскрыть свое собственное «Я». Основная задача раздела — обратить внимание ребенка на внутренний мир, переживания, на особенности взаимоотношений в семье, семейные ценности и традиции. Эмоциональные переживания возникают у ребенка в процессе повседневного общения с окружающими людьми, близкими взрослыми, сверстниками; формируют мир образов и чувств ребенка.

Раздел «Такой огромный мир» направлен на углубленное социальное развитие дошкольника. Основная цель цикла — помочь ребенку осознать социальную действительность и свои индивидуальные возможности во взаимоотношениях с социальной действительностью и миром природы. В данном разделе решается задача формирования знаний ребенка о своей будущей жизни.

Содержание раздела предполагает знакомство ребенка с окружающим миром: культурными ценностями и предметами искусства, миром профессий, особенностями жизни на-

32

родов мира, миром космоса и т. д. В конце раздела предусмотрен социально-психологический тренинг на развитие коммуникативных умений и навыков детей.

Каждый раздел предполагает рассмотрение ряда тем, отражающих круг интересов детей и способствующих реализации поставленных целей и задач.

Для организации наиболее эффективной работы с детьми на занятиях используются «Настольные книги юных волшебников», которые имеются у каждого ребенка. Рабочие тетради детей также служат педагогам для установления обратной связи с родителями посредством совместного выполнения домашних заданий. Нужно сказать, что работа в тетрадях оказалась очень эффективной, как во взаимодействии с детьми, так и в установлении обратной связи с родителями. Важно еще и то, что дети гордятся ответами своих родителей, тем, что рисуют вместе с родителями, тем, какие отметки им выставляют родители. Дети с радостью показывают своим друзьям и педагогам то, что делают родители, а также с волнением и трепетом рассказывают о том, как помогают родителям выполнять эти задания.

Важно отметить, что тетрадь ребенка является ценным материалом для психологического анализа.

Подробнее о деятельности «Школы добрых волшебников» можно будет узнать из будущей книги, описывающей методическую и практическую работу социального педагога Степиной Н. М. на базе ЦРР д/с № 183.

Работа с родителями

Работа с родителями включает в себя как индивидуальную работу с каждым из них, так и привлечение родителей к жизни детей в детском саду через родительский комитет. Мы используем следующие формы:

• фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;

• групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;

33

• организация Дней открытых дверей, Дней счастливой семьи для родителей;

• активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, Телефона доверия;

• совместное проведение досуга;

• целевые и спонтанные беседы — встречи с членами семей воспитанников;

• групповые встречи — практикумы с элементами тренинга;

• театрализованные представления для детей с участием родителей (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей);

• организация конкурса семейных талантов, составление генеалогического древа семьи (организация Ретро-гостиных для бабушек и дедушек), составление семейных альбомов.

Остановимся подробнее на классификации форм работы с родителями и расшифруем некоторые из них.



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКОГО САДА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКОГО САДА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)