Психологическая поддержка — это процесс,
• в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки; • который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; • который помогает ребенку избежать ошибок; • который поддерживает ребенка при неудачах. Для того, чтобы научиться поддерживать ребенка, педагогам и родителям, возможно, придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Вместо того, чтобы обращать внимание, прежде всего, на ошибки и пло- 79 хое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и их поощрении. Поддерживать ребенка — значит верить в него. Вер-бально и невербально взрослый сообщает ребенку, что верит в его силы и способности. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и когда ему хорошо. Как же поддерживать ребенка? Существуют ложные способы, так называемые «поддержки-ловушки». Так, типичными для родителей способами поддержки являются гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов, стимулирование соперничеством с сиблингом (братьями и сестрами) и сверстниками. Эти методы приводят к переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности. Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее: • забыть о прошлых неудачах ребенка; • помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей; • позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха; • помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам. Очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребенку ситуацию с гарантированным успехом. Возможно, это потребует от взрослого некоторого изменения требований к ребенку, но дело того стоит. Успех порождает успех и усиливает уверенность в своих силах, как у ребенка, так и у взрослого. Итак, для того, чтобы поддержать ребенка, необходимо: 1. Опираться на сильные стороны ребенка. 2. Избегать подчеркивания промахов ребенка. 3. Показать, что вы удовлетворены ребенком. 4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку. - 5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться. 6. Проводить больше времени с ребенком. 80 7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком. 8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием. 9. Уметь взаимодействовать с ребенком. 10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где это возможно. 11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний. 12. Принимать индивидуальность ребенка. 13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему. 14. Демонстрировать оптимизм. Существуют слова, которые поддерживают ребенка, и слова, которые разрушают его веру в себя. Слова поддержки: • Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо. • Ты делаешь это очень хорошо. • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать? • Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему. Слова разочарования: • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше. • Ты мог бы сделать это намного лучше. • Эта идея никогда не сможет быть реализована. • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю. Взрослые часто путают поддержку с похвалой и наградой. Похвала может быть, а может и не быть поддержкой. Например, слишком щедрая похвала может показаться ребенку неискренней. В другом же случае она может поддержать ребенка, опасающегося, что он не соответствует ожиданиям взрослых. Психологическая поддержка основана на том, чтобы помочь ребенку почувствовать свою нужность. Различие между поддержкой и наградой определяется временем и эффектом. Награда обычно выдается ребенку за то, что он сделал что-то хорошо, или за какие-то достижения в определенный 81 период времени. Поддержка в отличие от похвалы может оказываться при любой попытке или небольшом прогрессе. Когда же взрослый доволен тем, что делает ребенок, это поддерживает малыша и стимулирует его к новым попыткам деятельности. И ребенку нравится быть активным и самостоятельным. Поддержать можно посредством: • отдельных слов — красиво, аккуратно, прекрасно, здорово, замечательно, вперед, продолжай; • высказываний — я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; хорошо, благодарю тебя; я рад, что ты в этом участвовал; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал; • прикосновений — похлопать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; обнять его; • совместных действий, физического соучастия — сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним; • выражения лица — улыбка, подмигивание, кивок, смех. Предлагаемый стиль общения взрослого и ребенка основан на взаимном уважении. Взаимное уважение подразумевает, что оба — и ребенок, и взрослый — позволяют друг другу честно и открыто выразить чувства и мысли, без опасения быть непонятым и отвергнутым. Эффективное общение — это: • принятие того, что сообщает партнер; • принятие его чувств; • отказ от осуждения партнера. Другими словами, мы должны показать собеседнику, что понимаем его мысли и чувства. Помните, что вы можете и не согласиться с ребенком, но вы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать тоном и соответствующими словами. Формирование этого стиля общения требует терпения и практики. Сюда относится также и овладение таким навыком общения, как «рефлексивное слушание». 82 Что же такое рефлексивное слушание? Рефлексивное слушание является важным навыком общения, потому что мы не можем непосредственно посылать свои мысли и чувства собеседнику. Мы должны пользоваться кодом: словами, тоном, жестами, позами и прочее. Слушая, мы интерпретируем сообщение с большей или меньшей степенью точности. Для того, чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно применить один из необходимых для общения навыков — обратную связь. Обратная связь есть ни что иное, как сообщение о том, что именно вы услышали. Большое значение для овладения навыком рефлексивного слушания имеет понимание отличий между закрытыми и открытыми ответами и вопросами. Помимо перечисленных отличий важно также учитывать специфику использования закрытых и открытых вопросов и ответов. Каждый ребенок уникален, поэтому с одним вы сможете общаться легко и непринужденно, а другой будет вам отвечать только закрытыми ответами или вовсе молчать. Беседа с такими детьми требует определенной подготовки, а иногда помощи психолога. Таким образом, закрытый ответ показывает, что взрос - 83
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (201)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |