Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Фонетическая точка зрения.



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Фонетическая точка зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок




Является ли течение «падонков» невежеством, возведенным до уровня культа, или все-таки присутствует какая-то мера исторической закономерности в развитии языка?

Стиль «падонков» - это нарочитое искажение правил орфографии русского языка с уклоном на фонетическое письмо. В рассматриваемом нами интернет-жаргоне изменяемые слова находятся под влиянием закона экономии речевых усилий. Хотя, более правильно было бы дать определение «печатных усилий».

Для начала рассмотрим два определения речи: устная и письменная, с последующим обоснованием (Википедия, 2006).

Устная речь - форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме. Перейти к: навигация, поиск

Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:

- избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);

- использование невербальных средств общения (жестов, мимики);

- экономия речевых высказываний, эллипсы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем легко догадаться).

Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией.

Различают:

- неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);

- диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе).

Письменная речь - форма речевой деятельности, основанная на визуально воспринимаемых языковых конструкциях в виде письменного текста.

На основании анализа изменений в «неофициальном» современном русском языке можно уже с уверенностью добавить к письменной речи тенденцию к экономии «речевых» высказываний, которая является характерной для устной речи.

В устной речи, помимо мимики и жестов в качестве дополнительных атрибутов высказывания, часто используются разговорные слова, измененные по закону экономии речевых усилий. Например, «зачетная книжка» - «зачетка», «университет» - «универ», «ванная комната» - «ванна».Письменная речь до конца XX века была заключена в более узкие рамки методов выражения. В XXI веке ситуация поменялась. В связи с развитием Интернета, сетевого общения, возникла тенденция к упрощению написания слов. Причины скрываются и в экономии времени, желании придать индивидуальность/экспрессивность стилю общения, а также стремлении поддержать новый интернет-жаргон.

С фонетической точки зрения также имеет влияние паронимия (частичное звуковое сходство слов при их семантическом различии). Например, слово «превед». Есть точка зрения, что оно появилось из программы C++, где в одной из формул на чешском языке была функция «převed´», прочтенная русским программистом и переписанная в кириллицу. Хотя это, скорее всего, больше относится к заимствованию слов из иностранных языков.

В языке «падонков» наблюдается фонетическая трансформация звуков по произвольным образцам.

Имеет место и ассимиляция (уподобление артикуляции одного звука артикуляции другого), а также характерно использование омофо́нов (фонетическая двусмысленность, фонетические омонимы) - слов, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному.

Интересен тот факт, что еще И. Бодуэн де Куртене отмечал, что омонимы являются одним из самых эффективных средств художественной изобразительности и занимался проблематикой сопоставительного изучения лексики и фразеологии жаргона. (де Кортуне, 1963, 26).

На основе свободных ассоциаций появляются вторичные значения того или иного слова. Эти слова в определенном контексте наделяются особой выразительностью, экспрессивностью.

Новые слова интересны тем, что они не фиксируются нормативными словарями и не всегда могут быть понятными на основании обычных первичных значений слова. В них в большинстве случаев ярко выражено стремление к усилению экспрессивности.

Все указанные нами явления, как фонетические, так и семантические, являются характерными чертами любой арготической лексики и жаргона.

Словами являются звуки речи в их значениях – исходная точка, взятая за основу в новом контр-культурном течении. Само понятие фонемы и фонологической системы языка основано на признании значимой роли звуковой стороны в смысловой структуре языка вообще и слова в частности. В качестве примера можно привести эксперименты известного футуриста В. Хлебникова, который искал выражения в поэзии «способа изучать замену значения слов, вытекающую из замены одного звука другим»

«О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!»

Или:

«Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пиээо пелись брови,
Лиэээй - пелся облик,
Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.
Так на холсте каких-то соответствий
Вне протяжения жило Лицо». (Хлебников В., 1940, 329)

Еще довольно интересен пример из Интернета:

«По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом».

В оригинале:

Aoccdrnig to a rscheearch at Cmabrigde Uinervtisy, it deosn't mttaer in waht oredr the ltteers in a wrod are, the olny iprmoetnt tihng is taht the frist and lsat ltteer be at the rghit pclae. The rset can be a total mses and you can sitll raed it wouthit porbelm. Tihs is bcuseae the huamn mnid deos not raed ervey lteter by istlef, but the wrod as a wlohe. amzanig huh?

Мы привели эти пример, чтобы показать, что сама звуковая форма слова оказывается источником разнообразных смысловых оттенков.

Русское общество с неодобрением относилось к каким-либо изменением языка, веря в его статичность. Позволим себе привести наглядный пример ( Всероссийская виртуальная энциклопедия , 2006):

«А есть ли в языке долговременные и однонаправленные тенденции развития? Конечно. Возьмем, например, оттяжку ударения у существительных мужского рода ближе к началу слова. Это однонаправленный процесс (в науке он называется рецессией ударения) продолжается как минимум два столетия. В прошлом говорили: возду'х, возгла'с, призра'к, клима'т, профи'ль, конку'рс, скульпто'р, фундаме'нт и т.п. Еще в начале XX века конкурировали тока'рь и то'карь, на'сморк и насмо'рк, загово'р и за'говор. Во времена Пушкина произносили только загово'р…

Долгое время формы женского рода у кратких прилагательных и страдательных причастий пользовались особой привилегией: в отличие от других форм ударение у них падало на окончание. Еще недавно словари рекомендовали: жесто'к, жесто'ко, жесто'ки, но жестока'; скло'нен, скло'нно, скло'нны, но склонна'. Под действием аналогии происходит выравнивание ударения, формы женского рода постепенно теряют свою особенность: стали говорить не жестока', а жесто'ка, не склонна', а скло'нна. И заметься, потеря избыточного различительного признака оказалась в целом полезной для самих говорящих (особенно для изучающих русский язык) - ведь теперь не надо напрягать память».

Следует отметить, что вопрос о разных стилях произношения рассматривался уже с давних времен. Так, П. Пасси различает: prononciation familière rapide, prononciation familière ralentie, prononciation soignée, prononciation très soignée ( Пасси П ., 1922, 4).

В качестве примера: здравствуйте-здрасьте (рус.), dobrý den-brýden (чеш.).

 



2019-12-29 248 Обсуждений (0)
Фонетическая точка зрения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Фонетическая точка зрения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)