Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Малого предпринимательства



2019-12-29 238 Обсуждений (0)
Малого предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок




Развитие малого бизнеса всегда является отражением и прямым следствием экономических реформ. Мировой опыт показывает, что в экономике должны гармонично сосуществовать не только большой и средний, но и малый бизнес. Если убрать хотя бы одно, пусть на вид «самое слабое», звено – малый бизнес, то экономическую систему будет очень сложно назвать  системой.

Преимущество малого предпринимательства состоит в том, что оно доступно каждому и не требует больших вложений. Предприниматели, чутко реагируя на конъюнктуру рынка, делают рыночную экономику эластичной. Малым предприятиям необходимо опираться, в первую очередь, на собственные силы, свои материальные и финансовые ресурсы. Государственная поддержка может себя обнаруживать в разумных дотациях, льготных режимах налогообложения, кредитования, страхования, инвестирования и т.д. Это создаст некоторую стабильность в отношениях государства и малых предприятий.

В высокоразвитых странах Запада был реализован опыт создания тепличных условий для малого бизнеса, и он произвел антиэффект ожидания. Правда, такие же результаты давала поддержка крупных предприятий, как, например, это было в нашей стране.

Сущность и отличительная особенность малого предпринимательства состоит в достижении эффекта особого рода, в получении такого результата, которого нельзя достичь на основе других форм организации производства или обмена. Именно в силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможностях эффективной рыночной самореализации, малое предпринимательство, как нам представляется, утверждается как особый вид предпринимательской деятельности.

Вместе с тем малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они дополняют последние, являясь составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии (за счет масштабов деятельности), то малые - придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

     Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной       поддержки малого предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.

В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" № 199–ФЗ от 31.12.2005, внесены поправки         в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, в соответствии с которыми к вопросам местного значения поселения отнесено «создание условий для развития малого предпринимательства» (пункт 1 ст. 14), а округов – «содействие развитию малого предпринимательства» (пункт 1 ст. 16).

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88 – ФЗ, к субъектам малого предпринимательства относятся все индивидуальные предприниматели без ограничения количества привлекаемых ими наемных работников и коммерческие организации в сфере промышленности, транспорта и строительства с численностью работников, не превышающей 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек, оптовой торговле – 50 человек, розничной торговле и бытовом обслуживании – 30 человек, в остальных отраслях – 50 человек. В уставном капитале этих предприятий доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25%.

Органы представительной и исполнительной власти поселений, городского округа должны быть заинтересованы в развитии предпринимательства на своих территориях в целях увеличения доходной части местных бюджетов, а также в целях создания новых рабочих мест там, где имеется дефицит предложений на локальных рынках труда.

В развитии предпринимательства должны быть заинтересованы не только органы представительной и исполнительной власти поселений, но  и органы власти муниципальных районов уже хотя бы потому, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, с 1 января 2006 года 90 % налоговых доходов от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, основными плательщиками которого являются субъекты малого предпринимательства, поступают в бюджеты муниципальных районов.

Начало развития региональной системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства может быть предусмотрено региональными целевыми программами «Развитие и поддержка малого предпринимательства в … области (республике) на 200… -200… гг.».

 В ходе реализации таких программ, как правило, на конкурсной основе предоставляются компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях, и уплатой лизинговых платежей в части дохода лизингодателя.

Компенсационные выплаты, как правило, предоставляются для возмещения затрат, осуществленных Заемщиком в текущем финансовом году по кредитным/лизинговым договорам. Компенсация предоставляется заемщикам в размере не более двух третей ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент заключения кредитных и лизинговых договоров. Обязательным условием является целевое использование полученных по договорам средств, соблюдение графиков возвращения заемных средств и внесение платежей за пользование заемными средствами.

Другим направлением финансовой поддержки является предоставление льготных микрозаймов субъектам малого предпринимательства муниципальными организациями поддержки малого предпринимательства, получившими в 2004-2005 годах на эти цели финансовые средства из субъектного бюджета. Льготные микрозаймы объемом не более 200 тыс рублей, предоставляются предпринимателям для реализации предпринимательских проектов на срок не более двух лет. Плата за пользование займом не превышает ставку рефинансирования ЦБ РФ. Предприниматели для получения займа предоставляют необходимый пакет документов, включающий бизнес-план проекта и документы на соответствующее сумме займа и надлежащим образом оформленное залоговое обеспечение.

Программы, как правило, предоставляют льготные займы субъектам малого предпринимательства, осуществляющим деятельность в приоритетных сферах развития малого предпринимательства (бытовое обслуживание населения, здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, в том числе сельский), а также субъектам, расположенным на территориях депрессивных муниципальных образований, перечень которых утверждается органами власти субъекта федерации. Отбор муниципальных организаций для реализации предпринимательских проектов на получение средств областного бюджета для предоставления займов субъектам малого предпринимательства осуществляется на конкурсной основе.

Еще одной мерой является предоставление стартовых пособий для начинающих предпринимателей, являющихся представителями социально незащищенных категорий населения и молодежи. Пособия предоставляются на конкурсной основе на открытие собственного дела как безвозвратные, безвозмездные средства. К участию в конкурсе допускаются граждане, зарегистрированные по месту жительства в субъекте федерации, относящиеся   к категории социально незащищенных слоев населения, а также граждане, находящиеся в возрасте от 18 до 29 лет. Стартовые пособия предоставляются для приобретения основных средств и (или) для приобретения и пополнения оборотных средств при открытии. При этом, соискатель должен располагать собственными средствами для открытия бизнеса, составляющими не менее 25% от запрашиваемого стартового пособия. Среди обязательных условий получения стартового пособия является обучение основам ведения предпринимательской деятельности в муниципальных организациях поддержки малого предпринимательства и подготовка бизнес-плана, включающего изучение спроса на локальном, региональном либо межрегиональном рынке на предполагаемый товар или услугу.

Возможно создание за счет средств бюджета субъекта федерации муниципальных фондов поддержки сельского развития или же муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. Существуют механизмы получения на конкурсной основе компенсации части затрат, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами (при надлежащем исполнении обязательств по ним), полученными в российских кредитных организациях или займами, полученными в муниципальных фондах сельского развития, потребительскими кооперативами с членством субъектов малого предпринимательства, кредитными кооперативами граждан, сельскохозяйственными кредитными кооперативами и потребительскими обществами для предоставления займов своим членам на осуществление предпринимательской деятельности. Компенсация выплачивается заёмщикам, использующим полученные у кредитора заёмные средства для финансирования предпринимательской деятельности своих пайщиков – граждан и субъектов малого предпринимательства на создание или развитие своего бизнеса на территории Ленинградской области в форме займов, предоставляемых им по льготной процентной ставке. Величина льготной процентной ставки должна быть не выше, чем разница между процентной ставкой, взимаемой заёмщиком с пайщиков на общих основаниях, и размером предоставляемой компенсации.

Одной из основных проблем развития предпринимательства России на современном этапе является недоступность кредитных ресурсов коммерческих банков и лизинговых схем, как правило, по причине отсутствия необходимого залогового обеспечения по средне- и долгосрочным проектам малого и среднего предпринимательства. Для преодоления подобной проблемы можно создавать «агентства кредитного обеспечения». Основным видом деятельности Агентств является предоставление поручительств, гарантирующих выполнение Заемщиком обязательств по кредитным и лизинговым договорам при отсутствии достаточного залогового обеспечения у субъекта малого предпринимательства.

Важнейшим инструментом поддержки малых предприятий является разработка муниципальных программ поддержки малого предпринимательства. Данные программы, как правило, разрабатываются на основе актов субъектного законодательства. В муниципальной программе поддержки малого предпринимательства определяются:

1)  перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;

2) меры, принимаемые для реализации основных направлений и форм поддержки малого предпринимательства;

3)  объем и источники финансирования программных мероприятий;

4)  исполнители программы.

Инициаторами разработки программы могут быть:

· администрация муниципального образования;

· некоммерческие объединения предпринимателей;

· организации поддержки малого предпринимательства.

Муниципальная программа разрабатывается в соответствии с целями и задачами, уровнем социально-экономического развития поселений, а также с учетом мероприятий по поддержке развития малого предпринимательства, предусматриваемых на федеральном и региональном уровне   и в рамках областной региональной целевой программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства.

Муниципальная программа развития малого предпринимательства (далее – "Программа") утверждается нормативным актом органа местного самоуправления.

1.  Паспорт Программы содержит:

1.1. Наименование Программы.

1.2. Наименование, номер и дату решения о разработке Программы.

1.3. Данные заказчика программы - органа муниципальной исполнительной власти или его структурного подразделения.

1.4. Перечень исполнителей Программы - перечисляются организации и физические лица, участвующие в реализации Программы.

1.5. Цель Программы зависит от специфики территории и должна быть направлена на создание благоприятных экономических условий развития малого предпринимательства. Цели должны быть конкретны и достижимы.

1.6. Задачи Программы определяются, исходя из цели, и содержат:

а) перечень перспективных и приоритетных направлений развития малого предпринимательства и приоритетных видов деятельности субъектов малого предпринимательства;

б) перечень правовых нормативных актов по поддержке малого предпринимательства, разрабатываемых и принимаемых органом местного самоуправления в ходе реализации программы;

в) перечень мер по обеспечению поддержки субъектов малого предпринимательства;

г) перечень мер по формированию муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, финансируемых за счет средств местного и регионального бюджетов;

1.7. Объем и источники финансирования. Указываются конкретные источники и объемы выделяемых средств (местный бюджет, средства местных субъектов малого предпринимательства, внебюджетных фондов, иных организаций, регионального и федерального бюджетов).

1.8. Перечень ожидаемых конечных результатов Программы – увеличение налогооблагаемой базы района (города), насыщение регионального рынка отечественными товарами и услугами местного и областного производства, увеличение числа субъектов малого предпринимательства и видов деятельности, ими осуществляемой, количество вновь созданных рабочих мест.

1.9. Система контроля – закрепление решением органа местного самоуправления конкретного структурного подразделения или сотрудника, отвечающих за реализацию программы.

2. Цели и задачи Программы:

 Обоснование целей и задач Программы проводится на основании:

·  анализа состояния социально-экономического развития муниципального образования и выявления проблем, решаемых путем развития малого предпринимательства;

·  анализа состояния развития малого предпринимательства на территории поселения с выявлением проблем, сдерживающих его развитие;

·  определения приоритетных направлений развития малого предпринимательства, исходя из проведенного анализа, состояния экономического и социального развития малого предпринимательства в муниципальном образовании и выявления проблем, решаемых с участием малого предпринимательства.

3. Обоснование мероприятий программы:

 Обоснование мероприятий программы производится на основе определенных целей и задач программы. Весь комплекс мероприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства, рекомендуется сгруппировать по направлениям (разделам). Мероприятия могут быть объединены в следующие разделы:

 

1. Нормативно – правовой.

2. Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам.

3. Обеспечение консультационной, организационно-методической    и информационной поддержки.

4. Содействие росту конкурентоспособности и продвижению продукции субъектов малого предпринимательства на товарные рынки.

5. Содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого предпринимательства.

6. Развитие отдельных отраслей или сфер деятельности малого предпринимательства.

Программа в обязательном порядке должна включать план мероприятий. План мероприятий Программы рекомендуется представлять  в следующей табличной форме:

 

Меры поддержки

(Мероприятия)

Сроки реализации



2019-12-29 238 Обсуждений (0)
Малого предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Малого предпринимательства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (238)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)