ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3
ПОНЯТИЯ БОГА, МИРА И ЧЕЛОВЕКА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
План 1. Христианство в эпоху поздней Античности. Патристика и неоплатонизм. 2. Схоластика, мистика и теология в Западной Европе XI-XIV вв… Проблемы веры и разума, существования универсалий, духа и тела в христианской философии. 3. Фома Аквинский – основная фигура схоластической философии. Богопознание. 4. Философская мысль средневековой Руси. Ответы: 1. Христианство в поздней античности не прослеживает христианство во время христианской Римской империи - период от возникновения христианства при императоре Константине , пока (с 313). Падения Западной Римской империи (с 476) . . Конец дата этого периода изменяется потому , что переход к суб-римскому периоду происходил постепенно и в разное время в различных областях. Можно вообще датировать позднюю древнее христианство в качестве прочного в конце 6 - го века и повторных захватов при Юстиниане (правил 527-565) в Византии , хотя более традиционный конец дата 476, год , в котором Одоакр низложил Ромула Августа , традиционно считается последним западный император. Христианство начало распространяться первоначально из римского Иудея без государственной поддержки или одобрения. Это стало государственной религией в Армении либо 301 или 314, из Эфиопии в 325, и Грузии в 337. С эдиктом Фессалоников он стал государственной религией Римской империи в 380. Одной из важнейших характеристик патристики IV-VI вв. является усвоение ею большого числа неоплатонических идей (Майоров). Мы знаем, что платонизм в разных формах всегда оказывал значительное влияние на христианскую мысль. Однако до IV в. это влияние все же уступало влиянию стоицизма. Древний платонизм был слишком академичным, слишком "светским", да и слишком политеистичным, чтобы стать мировоззренческой базой становящегося христианства. Трансформация платонизма в "средний платонизм", хотя и сопровождалась его вульгаризацией и теологизацией, все же не устранила его политеистической основы, т. е. того, что было более всего неприемлемо для христианства. Неоплатонизм III в. в лице своего родоначальника Плотина не отказался ни от политеизма, ни от мифологизма, но в то же время подчинил их более высокому принципу и даже растворил в понятии Единого. Поскольку Плотин часто отождествлял свое Единое с высшим божеством, с логическим и генетическим началом всего сущего, с абсолютным совершенством и благом, с началом, трансцендирующим само бытие и мышление,- его система легко могла быть истолкована как монотеизм. Все другие олимпийские боги, о которых говорит Плотин в "Эннеадах", в сравнении с Единым суть боги только по названию: они лишены самодостаточности, блаженны только по причастности к высшему благу, а не сами по себе, ограниченны и в самом своем существовании зависимы от Единого. Кроме того, Плотин подробно развил учение об эманации Единого: об извечном переходе скрытой сущности Единого (первая ипостась - Единое в себе) в форму потенции или в потенцию форм (вторая ипостась - Нус-Ум) и далее из формы потенции - в форму энергии (третья ипостась - Душа). Это учение представляло все три ипостаси: Единое в себе, Ум и Душу - различными ступенями самораскрытия того же самого начала - Единого и было созвучно христианской доктрине троичности лиц божества. Правда, ипостаси Плотина связаны отношением субординации: Единое в себе выше Ума, который есть уже единство многого, а Ум выше Души, которая есть единство изменяемого многого. Но этот субординационизм при учете вневременного характера эманации и единосущности всех трех ипостасей мог легко быть переделан в учение о трех видах Единого, в которых оно извечно себя показывает и раскрывает. Как раз в этом направлении и перерабатывали потом наследие Плотина христианские идеологи. Эманация как вневременное, вечное истечение субстанции Первоединого вовне с порождением второй ипостаси - Ума могла быть теперь истолкована как единосущностное порождение ипостасью бога-Отца ипостаси бога-Сына. Аналогичным образом порождение христианской третьей ипостаси - святого Духа могло быть объяснено как истечение (эманация) божественной сущности Отца и Сына через посредство Сына вовне, что соответствовало бы учению Плотина об эманации мировой Души из Единого через посредство Ума-Нуса. Отождествление уже ранним христианством Сына с Логосом, т. е. с божественным разумом, еще более стимулировало усвоение христианством Плотиновой схемы. В учении Плотина содержались и многие другие идеи, родственные христианству и в то же время более тщательно разработанные Плотином в сравнении с его христианскими предшественниками: например, учение о восхождении к Единому, о божественном озарении, о свободе и предопределении, о нематериальности души и многие другие. При этом в учении Плотина и его учеников философские и теологические идеи часто сливались в одно целое. Все это объясняет тот факт, что в период, когда в нескончаемых доктринальных спорах формировался канонический тип христианской теологии и христианского мировоззрения вообще, учителя церкви постоянно обращались за помощью к Плотину и его последователям, заимствуя у неоплатоников не только способы аргументации, но нередко и сами идеи. Значение Илария из Пуатье и Мария Викторина Афра состоит прежде всего в том, что они перенесли на латинский Запад проблематику и отчасти методы, характерные в этот период для греческого Востока. Они также продолжили начатую еще Тертуллианом работу по переводу греческой философской и богословской терминологии на латинский язык, внеся большой вклад в формирование того специального, полуискусственного языка, которым будет пользоваться вся средневековая западноевропейская философия и даже в какой-то мере философия Нового времени. При этом роль этих двух мыслителей в качестве посредников между латинской и греческой христианской культурой была различна: Иларий познакомил Запад с принципами систематической библейской экзегезы, давно практикуемой у греков, а также с существом восточных теолого-догматических дискуссий; Викторин через свои переводы познакомил Запад с неоплатонизмом и дал первый латинский вариант синтеза неоплатонизма е христианством. Общее между ними то, что они оба стоят у истоков классической латинской патристики IV-V вв. 2. Теология (наука о Боге) – это описание, систематизация и толкование основ религиозного учения, его догм. Особенности средневекового мировоззрения, основанного на теологии, имело ряд особенностей: символизм, проявляющийся в двойственности любого явления, вещи или твари (всё имело материальное проявление и несло символ чего-либо); традиционализм, что означало сохранение завещанного предками (крестьянин должен пахать, феодал воевать, а священник молиться); универсализм, вращающийся вокруг вопроса о взаимосвязи между Богом, миром и человеком. Теология диктовала идею преобладания духа над материей. Схоластика – это средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов. Само понятие обозначает «школьная философия». Сущность схоластики заключается в осмыслении христианских догм с помощью логики. Ведущее место в схоластике занимают универсалии (общие понятия). Учение о них развивалось в трёх направлениях: реализм – утверждение, что универсалии пребывают в божественном разуме вечно, а при соприкосновении с материей они проявляются в конкретных вещах; номинализм – уверенность, что универсалии можно только добыть через постижение конкретных вещей; концептуализм – занимал промежуточное положение и доказывал, что универсалии существуют как нечто в конкретной вещи. Церковь осуждала номинализм, видя в нём путь к ереси. В XII веке прославился противник засилья церкви Пётр Абеляр (годы жизни 1079-1142). Этот учёный-философ, оратор и педагог в отношении веры и разума важное место отводил пониманию. Он развил методы диалектики в своём сочинении «Да и нет», что продвинуло схоластику далеко вперёд. Хотя Абеляр считал себя концептуалистов, его логические толкования частенько сводились к еретическим утверждениям. Мистика – это вера в существование сверхъестественных сил, а также их проявление в реальности. В XII веке широкое распространение получили мистические взгляды Клервоского. Философ утверждал, что человек тяготеет к Богу-творцу и может с ним слиться. Он доказывал, что посредником в этом выступает церковь. Являясь защитником и деятелем церкви, Бернанд боролся за сохранение жёсткой церковной организации и соблюдение церковной дисциплины. В результате спора Абеляра и Клервоского суждения первого были осуждены на церковных соборах, а сам он заточён в монастырь. В тоже время в философии проявляется интерес к наследию греко-римского наследия. Он выражался в углублённом изучении трудов древних мыслителей. Многие произведения Аристотеля, Евклида, Птолемея, Галена и Гиппократа переводятся на латинский язык. Схоластика - тип религиозной философии, стремящейся дать рациональное теоретическое обоснование религиозному мировоззрению путем применения логических методов доказательства. Для схоластики характерно обращение к Библии как к основному источнику знаний. Фома Аквинский - крупный теологический философ средневековья, а также систематизатор схоластики и основатель томизма – важного направления католической Церкви. При жизни он был доминиканским монахом. Его идеи используются и в современных философских, а также теологических учениях. Философия Фомы Аквинского дает возможность понять некоторые сложные теологические вопросы. Его самые известные произведения - «Сумма теологии», а также «Сумма философии». Данный философ онтологическое существование Бога считал недостаточным. Им было составлено пять доказательств существования высшего разума: - движение. Все движимое кем-то двигается, а значит, есть какой-то первичный двигатель. Этот двигатель и называется Богом; - причина. Все существующее вокруг имеет свою причину. Первопричиной является Бог; - случайность и необходимость. Эти понятия взаимосвязаны. Первоначальной причиной является Бог; - степень качества. Все существующее имеет различные степени качества. Бог является высшим совершенством; - цель. Какую-либо цель имеет все вокруг. Цель имеет смысл, который ей придает Бог. Без Бога постановка целей была бы совершенно невозможной. Философия Аквинского связана с проблемами бытия, Бога, а также всего сущего. Философия Фомы Аквинского содержит идеи того, что: - все состоит из идеи (формы), а также материи; - единство материи и формы – суть любой вещи; - идея – это определяющее начало, материя – вместилище; - любая идея является троичной – то есть она существует в разуме Бога, в самой этой вещи, а также в сознании человека. - разум и откровение не являются одним и тем же; - разум и вера всегда участвуют в процессе познания; - разум и вера дают истинное знание; - неистинное знание может появиться по той причине, что разум противоречит вере; - все вкруг делится на то, что познать можно, и на то, что познать нельзя; - разум способен познать только сам факт существования Бога; - существование Бога, сотворение мира, бессмертие души, а также прочие подобные вопросы человек может понять только через божественное откровение; - теология и философия – это совсем не одно и то же; - философия объясняет только познаваемое разумом; - божественное познает теология. Историческое значение философии Фомы Аквинского: - доказательства существования Бога; - систематизацию схоластики; - проведение границ между существованием и сущностью; - весомый вклад в развитие идей материализма; - открытие божественных идей, предшествующих началу существования вещи; - идея о том, что знание может быть получено лишь тогда, когда разум соединится с верой и перестанет ей противоречить; - указание сфер бытия, постичь которые можно лишь через божественное откровение; - разделение теологии и философии, а также представление философии как нечто подчиненного теологии; - логическое доказательство целого ряда положений схоластики, а также теологии. Учения данного философа были признаны Папой Римским (1878 год), и приняты как официальная идеология католицизма. Сегодня на его идеях базируется такое учение как неотомизм. Богословие или теология или ( греч. ???? - Бог и ????? - слово) - учение, предметом познания которого есть Сущий и все что с Ним связано, в той мере, в которой эти знания могут быть доступны людям. Одним из основных методов теологии с древнейших времен и до наших дней остается исследования и осмысления священных текстов соответствующих вероучений, а также комментариев к ним, которые были сделаны известными богословами в разные времена. Согласно существующим вероучений о Сущее в составе теологии можно выделить иудейскую, христианскую, мусульманскую, индуистскую, буддийскую и другие теологии. Представитель теологии, кто пишет богословские произведения - есть теолог (богослов ). Но вместе с тем, совершенно очевидно, что в той мере, в которой люди рассматривают Сущего и сущее, Его творения, как единое, богословие тоже остается единственным по своему предмету, целям и методам. Также вполне очевидно, что каждый человек в своей жизни занимается богословием, с того момента, когда она впервые осознает и задается существованием Бога. Таким образом, с точки зрения истории глобального общества и человечества, история богословия начинается в глубокой древности, во времена появления человечества как такового, во времена "Адама и Евы". История богословия это история храмов Египта и Вавилона, праведников и грешников, великих открытий и не менее крупных ошибок. Теология тесно связана с философией, особенно, в тех случаях, когда Вечносущего рассматривают как вечную и единственную Истину (Софию), которая является предметом поисков философии. По сути богословие - это философия, которая признает существование Сущего, как уникальной Лица, в отличие от материалистической философии, которая пытается изучать Сущее как материю, которая не имеет личности. До возникновения гуманизма Возрождения, теология считалась самой наукой (см. схоластика ) но в 19-м и 20-м веках, ее выводы были подвергнуты критике с точки зрения людей, которые были плохо знакомы с богословием и притом безбожников (атеистов ) - физиков, философов, антропологов и других. В наше время богословие вполне может рассматриваться как направление философии, в основе которого лежит вера в Бога в отличие от другого направления - безбожной философии, которая часто строит свои концепции на вере в отсутствие Бога. Христианская теология охватывает в своих пределах: § природу Бога § отношение Бога со вселенной § Боже провидение относительно человека § учение Церкви Существуют разные традиции внутри римско-католической, православной и протестантской общин, но типичными разделами теологии являются: § догматическая теология § историческая теология § пасторальная теология 4 Русь включилась в «мировое измерение» философии в конце X в. благодаря приобщению к духовной культуре православной Византии. Эпоха XI—XVII вв. типологически соответствует эпохе Средневековья в западноевропейской культуре. Русская культура выступает как органическая часть славянской православной культуры, на развитие которой большое влияние оказали братья Кирилл и Мефодий — славянские просветители и создатели славянской азбуки. Они перевели с греческого на старославянский язык основные богослужебные книги. Памятники культуры X—XVI вв. — летописи, художественные произведения, иконы, архитектура, поэтическое народное творчество, прежде всего былины, сказки, предания, пословицы, — теоретическая и источнико коведческая основа, опираясь на которую можно выявить мировоззрение Древней Руси, всю совокупность идей, образов и концепций древнерусской философии. Особенности древнерусская философия: § во-первых, ее софийность т. е. преклонение перед мудростью, которая выступает как высшая духовная ценность, достойная восхищения и любви. Потому образ Софии Премудрой —ключевой в древнерусской культуре и философии; § во-вторых, в отличие от западноевропейской философии, где главными были проблемы онтологии и гносеологии, в древнерусской философии в центре внимания этика и эстетика, нравственно-этические и эстетические проблемы; § в-третьих, большое внимание уделялось вопросу о судьбе и предназначении русского народа и русского государства во вселенской истории; § в-четвертых, в русской философии, например, в гносеологии весьма своеобразно решался вопрос об истине. Истина соотносится с понятием «правда». Это понятие несет в себе глубокий нравственно-этический смысл, который тесно связан с особенностями русского национального менталитета, традиционными поисками нравственной основы мира; Илларион(XI в.) — первый древнерусский философ. Ему принадлежат три произведения, дошедшие до наших дней: «Слово о законе и благодати», «Молитва», «Исповедание веры». «Слово о законе и благодати» — богословское сочинение — своеобразный историко-философский трактат. В «Слове» дается осмысление мировой истории, которая разделена на три периода: языческий («идольский мрак»), иудейский, который соответствует Моисееву закону, и христианский — период утверждения истины и благодати. Илларион сопоставляет Ветхий завет (закон) и Новый завет (благодать), выступает с доказательствами превосходства «новозаветного» учения над законом, т. е. Ветхим заветом. Илларион обосновывает христианское видение идеи Бога; развивает вопрос о природе истины, утверждает, что истина выше догмы. Догматизм — удел человека, находящегося в рабском состоянии, между тем как истина может быть познана только человеком физически и духовно свободным. Принимая христианство, человек от закона, т. е. догмы, переходит к благодати, т. е. к истине. Формированию русского национального сознания посвящены «Послания» монаха Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофея (ок. 1465 — ок. 1542). Ему принадлежит формулировка идеи «Москва — Третий Рим»: «Все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это — российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать». Филофей исходил из представлений о миссии Руси как единственной хранительницы православно-христианской традиции; причем эта миссия уготована самим Провидением, т. е. волей Бога. Древний Рим пал из-за того, что был языческим. Второй Рим, которым стала Византия, отклонился от православия, захвачен и разорен турками. Теперь все надежды православного мира на сохранение и будущность связаны только с Москвой как главенствующей православной державой, преемницей Рима и Константинополя. Эта концепция способствовала укреплению национального самосознания русского народа, укреплению политического единства Руси и утверждению ее равноправия среди других европейских государств. Главным событием в духовной жизни Московского царства XV—XVI вв. стал спор нестяжателей и иосифлян. Нил Сорский (1433—1508) возглавил богословскую партию нестяжателей. Иосиф Волоцкий (1439/1440—1515) выступал идейным руководителем иосифлян. Основной предлог для спора — отношение к монастырскому землевладению. В XV—XVI вв. государственной идеологией было иосифлянство, и Иосиф Волоцкий был основателем и духовным наставником этого направления. Иосифляне выдвигали на первый план церковный формализм и показное благочестие, приоритет мирского начала по сравнению с началом духовным. Иосифляне требовали неукоснительной регламентации церковной жизни. Перу Волоцкого принадлежит сочинение «Просветитель», в котором он обосновывает священный смысл и значение царской власти.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (682)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |