Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Судьба России», развитие культуры, образования (Н.А. Бердяев, И.И. Ильин, В.В. Розанов, Ф.А. Степун, С.И. Гессен).




Одним из важнейших вопросов, поставленных русской философией, стал вопрос о судьбе России. В своей заостренной форме он был сформулирован в трудах славянофилов и западников. Спор о судьбе России, начатый в XIX веке, получил свое продолжение и развитие в XX столетии. Большое внимание разработке данной проблемы уделил Николай Александрович Бердяев (1874–1948). Его перу принадлежит ряд работ, посвященных данной теме: «Судьба России», «Русская идея», «Истоки и смысл русского коммунизма». Опираясь на них, изложим точку зрения Н.А. Бердяева. Философ обратил внимание на то, что «в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории – Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира»[159]. Это положение стало основополагающим для Н.А. Бердяева. Развивая его, он подчеркивал двуосновность, противоречивость русского народа, которым можно очаровываться и разочаровываться, который может внушить к себе сильную любовь или сильную ненависть.

 

Иван Александрович Ильин особое внимание уделяет государственному устройству Российского государства.
Ильин придавал больше значение государству как инструменту, который совершенствует общество. Он считал, что государство ответственно за судьбы народа. В связи с этим Ильин подготовил собственную теорию государства и его функций в своей работе «О сущности правосознания».Идея состоит в том, что государство играет первостепенную роль в процессе морального совершенствования человечества.



Будучи убежденным консерватором, Ильин отвергал универсальность демократии. Он полагал, что для каждого народа существует своя оптимальная форма государства. В частности, Ильин отвергал республиканизм в российской действительности. Несмотря на это, Ильин был «непредрешенцем» относительно будущей формы
государства российского.
Ильин предлагал систему «аксиом власти», согласно которым можно было
оценить эффективность власти. Было выделено три аксиомы:
- правовая полномочность и духовная компетентность власти
- привлечение лучших людей к власти
- следование власти единой цели и общему национальному интересу.

Огромную важность для юридической науки составляет одна из главных работ жизни Ильина – Основной закон России.Это есть проект конституции, который разрабатывался для посткоммунистической России,в нем нашли свою реализацию все конституционно-правовые идеи И. А.Ильина. Философ объявлял Россию в своей
конституции правовым союзом, в котором каждый гражданин будет иметь свои права и обязанности, что
устанавливаются исключительно законом. Ко всякой форме беззакония Ильин относился с презрением, он говорил, что праву должны быть подчинены «все без исключения».

 - Ильин ставил общие интересы выше частных, что шло в разрез с европейской буржуазной мыслью того времени

- Он полагал, что России необходима сильная государственная власть, что обусловлено огромной территорией, многообразием национальным и религиозным и т. д.
- Глава государства в идеях Ильина является связующим звеном,
символом примирения и общенародного согласия.
- Слабую власть Ильин назвал самообманом.
- Ильин говорит о том, что сильная власть диктаторского типа должна вобрать в себя лучшие черты демократии.

Система образования является одним из фундаментальных социальных институтов, призванных обеспечивать не только трансляцию знаний, но также преемственность и стабильность в развитии общества как в российском, так и в мировом масштабе. Задачей образования, с точки зрения В.В. Розанова, является не насыщение памяти учащихся разнородными, фрагментарными, элементарными сведениями из всех возможных областей знания, а приобщение их к человеческой культуре.
Результатом образования, таким образом, должна стать целостно – пусть на данном этапе и односторонне – развитая личность, последовательно и систематически воспитанная и образованная в той или иной системе культурных ценностей. Идеал Розанова – цельная личность, гармонически сочетающая в себе принципы и ценности всех культур – научной, античной, религиозной.

Эта цель, однако, принципиальна недостижима для школы: попытка привить юношеству любовь к научной истине, религии и красоте одновременно приводит, по его мнению, только к тому, что эти разнородные и зачастую противоречивые впечатления, принципы и ценности исключают друг друга в душе ребенка, оставляя ее таким образом не только ничем глубоко не затронутой, но отравленной скептицизмом и равнодушием ко всему.
Прививание культуры, укоренённость в ней, формирование глубокой эмоциональной и рациональной привязанности к выбранному ее аспекту является целью образования и по мнению другого представителя отечественной философии образования С.И. Гессена. Ставя своей целью не просто построение педагогики, но выяснение самого понятия и сущности образования, Гессен настаивает, что его истинной целью является формирование человека культурного, ибо именно культура есть то, что отличает современного человека от человека первобытного, для которого единственно возможной и насущной задачей было простое выживание. Понятия «образование» и «культура» для мыслителя практически идентичны: образованность есть форма существования культуры в конкретном индивиде.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (446)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7