Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Идея духовно-нравственного обоснования бытия человека в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Проблема насилия и ненасилия. Понятие русской идеи.



2019-12-29 2232 Обсуждений (0)
Идея духовно-нравственного обоснования бытия человека в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Проблема насилия и ненасилия. Понятие русской идеи. 5.00 из 5.00 3 оценки




Характерная черта русской философии – ее связь с литературой. Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого – двух великих писателей, принадлежащих столько же литературе, сколько и философии. Их творчество имело огромное, поистине всероссийское влияние. Можно сказать, что русская философия XX в. в познании духовного мира человека во многом обязана влиянию идей Достоевского и Толстого. Основу  духовных общечеловеческих ценностей они видели в воспитании человеческого достоинства и самосознания, опирающихся на овладение национальной и мировой культурой.

Новое в трактовке духовности писателями заключается в том, что они перенесли сферу духовности в отношения людей, в нравственное совершенствование личности с позиций православия, утверждали необходимость сосуществования идеи общечеловеческого и национального воспитания, признания человека как ценности. К основополагающим компонентам духовности личности они относили социальную справедливость, гуманность, интеллигентность, нравственность, гражданственность, соборность, единство сознания и жизни, внутреннюю свободу и совесть как составную часть этой свободы, ответственность по отношению к самому себе, а также православную веру. Писатели указывали на необходимость существования для человека опоры в виде веры, которая должна реализовываться в идеалах добра и справедливости.

Под формированием духовности личности Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой понимали процесс целенаправленного развития самосознания и чувств через овладение культурными общечеловеческими и национальными ценностями, возвышенными идеалами.

Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Подвергая критике общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана была дать созданная им "истинная религия". В ней Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни.

 Идея ненасилия . Этику религиозного самосовершенствования человека он связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви. Согласно Толстому, Бог есть любовь. По Толстому, "царство божие внутри нас" и потому, понимание Бога неприемлемо для него. Считая всякую власть злом, Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы. Тем самым он не признавал и государственное устройство общества, желал упразднения власти государства над личностью, отрицал такие достижения цивилизации, как частную собствен­ность, технику и т.д. Крестьянская община, считал мыслитель, - вот основа общества, построенного на добре.

Нельзя искоренять зло злом, нельзя бороться против насилия насилием. Всякое насилие безнравст­венно. Однако, по мнению Толстого, ненасилие не значит покорность и смирение. Ненасилие — это сопротив­ление насилию через неучастие в нём. Толстой разработал программу неучастия в насилии (несоблю­дение людьми законов и постановлений, направленных на насилие), но в России она осталась невостребованной. Сам он называл эту свою программу религиозным анархосоциализмом. В своих художественных творениях Толстой апеллировал к народу как носителю истинной веры и нравственности, считая его основой всего общественного здания.

Махатма Ганди, считал себя учеником Л.Н. Толстого.

 

Ф. Достоевский (1821–1881)писатель-гуманист, гениальный мыслитель. Занимает огромное место в русской и мировой философии.

Ф.М. Достоевский будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "нацио­нальную почву" — обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе от­дельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится человеческая духовность, она есть "панцирь", обере­гающий человека от грехов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (кото­рыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути,по которому может идти человек: путь человекобожества; путь богочеловека.

Путь человекобожества — путь абсолютной свободы челове­ка. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевско­му, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремле­ние к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спаситель­ным для человека.

Вся история человечестваистория борьбы за торжество христианства. Самобытность пути России в этом движении: на долю русского народа выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте его «нравственного захвата».

Ф. Достоевский – выразитель начал, которые стали основанием нашей национальной нравственной философии. Он – искатель искры Божьей во всех людях – даже дурных и преступных. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора – идеал великого мыслителя.

«Русское решение» социальных проблем – отрицание революционных методов борьбы, разработка темы особого исторического призвания России, способной объединить народы на основе христианского братства. Религиозные мотивы в философском творчестве Ф. Достоевского иногда сочетались с отчасти даже богоборческими, религиозными сомнениями.

5.  Идея всеединства как квинтэссенция(самая суть чего-либо) русской философско-религиозной мысли (Н.Ф. Федоров, В.С.Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С.Л. Франк).

В конце XIX в. в России получила развитие оригинальная религиозная философия. Религиозная философия - это философия, а не богословие. Она представляет попытку рационально понять и обосновать религию, а затем все существующее объяснить с помощью этой философии. Основная цель русской религиозной философии состояла в том, чтобы построить новое мировоззрение на основе православного христианства, раскрыть богатое содержание и жизненную действенность главных догматов христианства. Это осуществлялось в то время, когда в обществе распространялся атеизм.

Выдающимся русским религиозным философом является Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900). Центральная идея философии Соловьева - ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА. Онтологической основой его выступает божественная Троица (Отец, Сын и Дух Святой) в ее связи со всеми божественными творениями и главное - с человеком. Основной принцип всеединства - "Все едино в Боге". Всеединство - это прежде всего единство творца и творения. Бог у Соловьева не уподобляется человеку, а предстает как "космический разум", как "сверхличное существо", как "особая организующая сила".

"Космический разум", по мнению философа, состоит из множества элементарных сущностей, которые лежат в основе всякого явления или предмета и называются атомами. Атомы своими движениями и колебаниями образуют реальный мир. Сами атомы Соловьев трактует как особые истечения Божества, "живые элементарные существа" или ИДЕИ, каждая из которых обладает определенной силой.

Непосредственным же субъектом всех изменений у русского мыслителя выступает МИРОВАЯ ДУША, которая обладает особой энергией, одухотворяющей все существующее. Однако действует она не самостоятельно, ей нужен божественный импульс. Таким импульсом, данным мировой душе от Бога, является ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА как определяющая форма всей ее деятельности.

Эта вечная божественная идея в системе Соловьева получила название СОФИИ (греч, софия - мастерство, знание, мудрость) - МУДРОСТИ. В ней София - ключевое понятие. Поэтому учение русского мыслителя носит также название СОФИОЛОГИИ. В нем мировую душу-Софию он рассматривал как связующее звено между творцом и творением, которое придает общность Богу, миру и человечеству. Механизм сближения Бога, мира и человечества Соловьев раскрывает через концепцию БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВА, реальным и совершенным воплощением которого выступает Иисус Христос, соединяющий в себе два начала - божественное и человеческое. Его образ служит не только идеалом для каждого индивида, но и высшей целью развития всего человечества.

Первичным условием на пути к богочеловечеству является христианское обращение, т.е. принятие христианского вероучения. Природный человек, не просветленный божественной истиной, противостоит людям как чуждая и враждебная сила. Христос открыл человеку всеобщие моральные ценности, создал условия для его нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, человек идет по пути своего одухотворения. Это приобщение составляет содержание соловьевскойисториософии.

Учение Соловьева о всеединстве было поддержано Карсавиным, Франком, Флоренским и Булгаковым. Франк строил систему, исходя из познания, выраженного, с одной стороны, в сущности и понятий, с другой в интуиции. Интуицию считал первичной основой знания. Утверждал, что на свете нет ничего и не мыслимо ничто, что могло бы быть само по себе без всякой связи с чем-либо иным. Утверждал, характеризуя всеединство, что Бог не мыслим без отношения ко всему в чем он находится и присутствует постоянно. Всеединство нельзя осмыслить, оно дается и доступно только в интуиции. Франк выделял 2 стороны: закрытую (недоступную) и открытую. Всеединство проникая во все сущее, становится конкретным определенным, единым.

Флоренский, преклоняясь перед цельностью жизни, находил искомую в ней одушевленную природу и стремился разобраться как энергия одной вещи втекает в другие и каждый живет во всех и все в каждом. Мир - текущее бытие, за которым прозревает иная действительность, путь к абсолюту идет через сомнение. Как и Соловьев пользуется понятием "софия", но толкует "софию" как божественное преобразование, мистическая основа космоса, которая руководит миром, через смыкание с абсолютом.

Булгаков основы философского построения лежат в космологии. Стремился познать не только реальный мир, но и сокровенную жизнь, которая дается в гармонии абсолюта и космоса. Реальность предстает прежде всего творческое всеединство. Единица мира - душа, овладев природой, превращается в органическую силу. Идею всеединства он соединяет с соборной природой человеческого сознания. Соборность - живое единство софийности мира, человек центр познания и природы. Булгаков - это философ богослов. Особое место в его философии занимает историософия - это учение о Софии и богочеловечестве, христианском понимании мира и его истории как воссоединении с богом.

Понятие "всеединство" у Н.Ф. Федорова генетически связано с Троицей, Триединым Богом, а потому используется им для обоснования необходимости деятельного отношения человека к процессу воскрешения всечеловечества не только в Духе, но и в Теле. Главное в учении Фёдорова - это его мысль о том, что, используя новейшие научные открытия, изменив социальные отношения, можно добиться «воскрешения» всех умерших. Не метафорического, и не в потустороннем мире, а на этой земле.



2019-12-29 2232 Обсуждений (0)
Идея духовно-нравственного обоснования бытия человека в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Проблема насилия и ненасилия. Понятие русской идеи. 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Идея духовно-нравственного обоснования бытия человека в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Проблема насилия и ненасилия. Понятие русской идеи.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)