Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Марксистская концепция человека. Гуманистические ценности и проблема отчуждения.



2019-12-29 793 Обсуждений (0)
Марксистская концепция человека. Гуманистические ценности и проблема отчуждения. 0.00 из 5.00 0 оценок




 Маркс Карл Генрих (1818—1885 гг.) — философ, экономист, основоположник коммунистического мировоззрения, революционный деятель. Он был одним из редких людей, которые могли одновременно стоять на передовых позициях и в науке и в общественной деятельности. В личности Маркса нераздельно слились великий ученый и учитель, страстный борец за гуманистические идеалы и преданный друг. Его гений вдохновлялся творчеством Эсхила, Данте, Шекспира, Гете, его видение мира покоится на вере в человека и его возможности. Своим кредо он сделал «Работать человека». Маркс обладал исключительной работоспособностью, причем деятельность его была разноплановой: он творец «Капитала», над которым трудился 40 лет; автор «Экономико-философских рукописей 1844», «Немецкой идеологии», работы «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта»; создатель «Господина Фогта» и «Критики политической экономики».

В области философии Маркс представляет западноевропейскую традицию в ее самых лучших чертах: главная из них вера в разум и прогресс. Он развивал идеи «немецкой классики», и особенно Гегеля и Фейербаха, но настолько оригинально, что «повернул» философию вообще. Знаменитый тезис Маркса «философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы его изменить» является и критикой философов, и в то же время энергичным утверждением новой философии, основанной на единстве теории и практики. Он видел в философии определенный вид социальной теории, которая дает импульс к активной, прообразующей мир деятельности. Склонная к созерцательности и чистому теоретизированию, философия с этой точки зрения беспомощна и непригодна к реализации. Для Маркса познание является реальным лишь тогда, когда оно разворачивается в процессе практической деятельности, когда является выражением всей человеческой истории, всей массовой культуры. Действительность «отдельного» философа не может восприниматься в отрыве от жизни согласованно действующих людей, от исторического и социального единства; ее истинность утверждается лишь тогда, когда она связывается с общественно-исторической практикой, становится политикой выполняет руководящую роль.

Центральной и безотносительной темой Маркса выступают человек и его интересы. По праву можно сказать, что Маркс разработал концепцию завершенного «натурализма», в котором принципы материализма последовательно применены к историческим явлениям, по его же словам, натурализм равен завершенному предельному гуманизму. Учение Маркса о человеке и материалистическое учение Маркса есть одно и то же.

При исследовании человека Маркс исходил не из идей о человеке, а из действительного человека для нас: «исходной точкой являются действительно деятельные люди, из их действительного жизненного процесса мы выводим также и развитие идеологических отражений и отзвуков этого жизненного процесса». Тем самым он определяет и решает три важнейшие проблемы одновременно: человек в природе; отношение человека к человеку; проблема сознания (идеального).

С одной стороны, человек — природное существо, однако вся история человека отмечена его борьбой с природой. В чем причина такого антагонизма? Она в том, что у человека есть своя специфика, а именно, человек сам выделяет себя из природы, пользуясь своим умением творить новую природу, «вторую природу». У Маркса человек живет лишь до тех пор, пока он творит, пока он воздействует на внешний мир и преобразует его своими силами. Труд — самая глубокая черта и связи, и различия человека и природы, единственный ключ к разгадке антропогенеза и истории развития человечества. Подлинная природа самого человека — это преобразованная природа. Подлинная есть действительная природа, т. е. та, которая становится предметом его преобразования, которую он понимает. Для Маркса сущность человека не сводится к той или иной предметности, а выражает собой процесс, определенный способ жизнедеятельности. Маркс рассматривает человека не просто в мире природы, а в том, что он ее опредмечивает и распредмечивает, т. е. в процессе трудовой деятельности он усмиряет и подчиняет себе стихии и природный материал, очеловечивает все, что вокруг него.

С другой стороны, человек — социальное существо, и он может преобразовывать природу только во взаимодействии с другими людьми. Поэтому процесс труда — это всегда социальный процесс, т. е. он всегда опосредован человеческими отношениями, общением людей между собой. Отношения людей друг к другу в свою очередь всегда имеют различные исторические формы, модифицируются общественно-историческим состоянием, заключенным в рамки определенного времени (и места). И в этом контексте природа человека — это совокупность общественных отношений, не вообще всех общественных отношений, а именно всех отношений его непосредственной жизни. Сущность каждого человека — в его собственной совокупности общественных отношений, включающей в себя сложную диалектику жизни, сложные взаимодействия свободы и необходимости, творения обстоятельств и полную зависимость от них.

В том и состояло открытие Маркса, что он эти две стороны человека, два вида его объективной реальности — единство с природой и обществом — объяснил через две стороны процесса труда. Труд у Маркса — это прежде всего антропологическая категория, характеризующая и сферу освоения известных предметов культуры, и сферу, где формируются все истинно человеческие «измерения», среди которых и разум, и воля, и любовь. Труд — это базовая категория для человека. В трудовой деятельности две стороны человека неразрывно связаны друг с другом, и поэтому изменения одной из них неизбежно влекут за собой изменения другой, вызывая тем самым постоянное изменение «лица» человеческой истории, приводя к смене одной эпохи другой.

Гуманистические ценности и проблема отчуждения в учении Карла Маркса

Мысль Маркса «капитализмоцентрична». Будучи свидетелем трагических сторон периода ранней индустриализации, Маркс сделал его непосредственным объектом своего исследования и особенно социальные аспекты процесса капиталистического производства: эксплуатацию и отчуждение. Разрабатывая понятие «отчуждение», Маркс базирует его на различии между сущностью и существованием, на том факте, что человеческое существование удалено (отчуждено) от его родовой (социальной) сущности, что человек в действительности совсем не то, чем он должен стать и чем может стать.

Маркс усматривает, что при строе, в котором господствуют частная собственность и рынок, только капитал имеет свободу и самостоятельность, в то время как деятельный индивид сам по себе не свободен. Труд в условиях капитализма принудителен, отчужден, бессмысленен, поскольку происходит отчуждение от индивида продукта его труда, а это в свою очередь влечет за собой и отчуждение всех его отношений к чувственному внешнему миру, отчуждение от полноценного общения с другими людьми, от культуры в целом. Вследствие этого человек воспринимает такой мир как чужой, враждебный, возвышающийся над ним. В то время как преобразованный трудом человека мир «мощнеет», отчуждение приводит к тому, что человек истощается. С ростом массы предметов человек становится все беднее как человек, он в большей степени нуждается в деньгах (всеобщем эквиваленте труда, чуждом по определению индивидуальности), чтобы овладеть этой враждебной сущностью внешнего мира, но сила его денег только уменьшается относительно увеличивающейся массы производственной продукции, и потребность человека только возрастает по мере возрастания массы денег.

Человек же, подчиненный своим отчужденным потребностям, — это уже не человек ни в духовном, ни к всего лишь самодеятельный сознающий себя товар. Этот человек-товар знает только один способ отношения с внешним миром: когда он его имеет и потребляет. Чем больше степень его отчужденности, тем больше потребление и обладание становятся смыслом его жизни.

Маркс предполагал, что отчуждение имеет глубокую историю, но своего апогея оно достигло в капиталистическом обществе, в котором предпосылку отчуждения составил сам факт купли-продажи рабочей силы. Поэтому рабочий класс — это наиболее отчужденный класс, и он больше всего нуждается в освобождении. Но главное, что занимало Маркса-теоретика, — это не столько освобождение рабочего класса, что было первейшей необходимостью его революционной программы, сколько превращение отчужденного труда в свободный, творческий труд, освобождение самой человеческой сущности или, что тоже, спасение полноты личности.

Во многом благоприятные, точнее необходимые, материальные условия для решения этой проблемы предоставляет сам капитализм. В этом сказывается диалектика марксова учения. Капитализм как строй означает громадный прогресс в сравнении с предыдущим строем. Цивилизирующая миссия капитала проявляется как в том, что он действительно освобождает человека от природных факторов, так и в том, что он предоставляет изобилие благ. Благодаря увеличению массы продуктов и разнообразию сфер производства расширяется система потребностей. Крупная промышленность и мировой рынок порождают человека с богатыми потребностями, богатыми связями. И они имеют тенденцию к культивированию человека как всесторонне развитого индивида и универсального продукта общества. Ведь для того, чтобы жить, человек должен уметь пользоваться множеством вещей, т. е. быть всесторонне культурным человеком. Но, что еще важно, и на этом Маркс делает акцент, технические и технологические предпосылки капитализма создают условия, при которых обеспечивается сокращение рабочего времени, необходимого для производства материальных благ, и, как следствие, увеличивается свободное время, подлинное время целостного развития человека. Для Маркса материальное производство в своей основе призвано созидать свободное время, являющееся действительным богатством, на котором основывается все остальное богатство. Человек свободен по-настоящему, если свободен не только «от», но и свободен «для» чего-либо, свободен в самореализации. Свободное время порождает способности которыми можно располагать для свободной деятельности, не определяемой, подобно труду, естественной необходимостью и социальной обязанностью. Свободное Время, а не рабочее в будущем, по твердому убеждению Маркса, будет мерой богатства. Рабочее время всегда остается созидательной субстанцией богатства, но свободное время — само богатство. Однако сама по себе система капиталистического производства заинтересована не в сокращении свободного времени (труда) а в увеличении производства товаров и прибавочной стоимости ее движущей силой и целью является увеличение размеров прибыли — накопления. Данная цель закрепляется на уровне общественного мировоззрения и становится миром человека. Мир эпохи капитализма — это мир, который дан человеку как вещь для технического овладения, в котором людей не убеждают, а руководят и управляют ими.

Итак, анализируя капитализм, Маркс пришел к выводу, что до капитализма включительно история человечества складывалась таким образом, что постепенное освобождение из-под власти природы, происходившее в результате технологического прогресса, человек оплачивал возрастающей зависимостью от других людей и произведенных продуктов: прогресс на одном полюсе сопровождался регрессом на другом.

Сам Маркс мечтал об обществе, которое живет не ради производства товаров и не ради узкоклассовых интересов, а ради человека, в котором жизнь человека не должна стать средством даже для его индивидуального бытия.

 



2019-12-29 793 Обсуждений (0)
Марксистская концепция человека. Гуманистические ценности и проблема отчуждения. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Марксистская концепция человека. Гуманистические ценности и проблема отчуждения.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (793)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)