Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ: ПРАКТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ (ЦЕННОСТНОЕ)



2019-12-29 298 Обсуждений (0)
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ: ПРАКТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ (ЦЕННОСТНОЕ) 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Проблема деятельной сущности человека, различные подходы к ее решению.

Человек – действующее существо, а потому деятельность выступает способом его существования.

Деятельность - развивающийся процесс, высшая форма универсальной активности, способ жизнедеятельно­сти человека, его совершенствования, причина и способ становления и развития социально-организованной систе­мы, основание единства материальной и духовной сфер бы­тия.

По природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. В деятельности человек познает, оценивает, планирует, про­гнозирует, создает материальные ценности, которые, в свою очередь, способствуют развитию его умственных и физических способностей, увеличивают потенциал его творческих возмож­ностей. Все качества и способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности. Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он- вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве своей беcпокойной духовной и физической энергии. Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности. Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми. Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.

В многообразии видов активности человека можно выделить созидательную и разрушительную деятельность. Результаты первой – цветущие города и села, здоровые люди и качественные товары. Разрушительная деятельность ассоциируется с войнами, заросшими полями, нездоровой экологией.

Понятие деятельности с античных вре­мен разрабатывалось в идеалистической философии и особенно глубоко в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Ге­гель, Шеллинг).

- философско-логическое понятие деятельности выделяет и опреде­ляет существенную специфику жизни лю­дей, которая состоит в том, что они целе­направленно изменяют и преобразуют природную и социальную действитель­ность.

- В диалектико-материалистической философии деятельность — исходное поня­тие (или категория), определяющее специ­фику, сущность общественно-историческо­го бытия людей. "В отличие от законов природы законы общества обнаруживают себя только в деятельности и через дея­тельность людей.

- наряду с диалектико-материалистическим пониманием целостной деятельности в конце XIX - начале XX вв. разрабатывались пред­ставления, касающиеся в основном такой существенной ее составляющей, как дей­ствие. Так, Дж. Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, которые истолковывались в качестве инструменталистского содержания челове­ческих понятий[146]. М. Вебер, проанализи­ровав разные виды индивидуальных социальных действий, выделил в них осо­бое значение ценностных установок и ориентаций[147]. Ж. Пиаже на логико-мате­матической и психологической основе предложил развернутую концепцию дей­ствия и операционального интеллекта человека[148].

- финский ученый Ю. Энгештрема занимался вопросом развивающего обучения, изложил свой концеп­туальный аппарат анализа целостной человеческой деятельности и проанализиро­вал основные направления ее изучения, сложившиеся в мировой гуманитарной науке. При этом он выделил следующие направления: 1) исследование знаковых систем (Ч. Пирс, К. Поппер); 2) исследова­ние межсубъектности (М. Мид); 3) иссле­дования культурно-исторической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

-Ю. Энгештрем рассматривает филоге­нез деятельности, анализируя формы ак­тивности у животных и их трансформа­цию в формы собственно человеческой деятельности. Он подчеркивает роль ис­пользования людьми орудий в процессе такой трансформации. Специальное мес­то отводится внутренним проти­воречиям человеческой деятельности, ведущим из которых Энгештрем считает про­тиворечие между индивидуальной и родо­вой деятельностью.

- Исследование деятельности в оте­чественной психологии происходило с позиций ее диалектико-материалистического философского понимания,— оно было конкретизировано применительно к психологическому материалу. Общепсихологическую теорию деятельности, начи­ная с 1920-х гг., создавали многие ученые, но особенно большой вклад в нее внесли С.Л. Рубинштейн[150] и А.Н. Леонтьев[151].

 

 



2019-12-29 298 Обсуждений (0)
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ: ПРАКТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ (ЦЕННОСТНОЕ) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ: ПРАКТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ (ЦЕННОСТНОЕ)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)