СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ: ПРАКТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ (ЦЕННОСТНОЕ)
1. Проблема деятельной сущности человека, различные подходы к ее решению. Человек – действующее существо, а потому деятельность выступает способом его существования. Деятельность - развивающийся процесс, высшая форма универсальной активности, способ жизнедеятельности человека, его совершенствования, причина и способ становления и развития социально-организованной системы, основание единства материальной и духовной сфер бытия. По природе своей человек является существом активным, деятельным. В значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд, политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не только окружающий мир, но и свою собственную природу. В деятельности человек познает, оценивает, планирует, прогнозирует, создает материальные ценности, которые, в свою очередь, способствуют развитию его умственных и физических способностей, увеличивают потенциал его творческих возможностей. Все качества и способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности. Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он- вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве своей беcпокойной духовной и физической энергии. Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий, прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности. Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с другими людьми. Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения. В многообразии видов активности человека можно выделить созидательную и разрушительную деятельность. Результаты первой – цветущие города и села, здоровые люди и качественные товары. Разрушительная деятельность ассоциируется с войнами, заросшими полями, нездоровой экологией. Понятие деятельности с античных времен разрабатывалось в идеалистической философии и особенно глубоко в немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). - философско-логическое понятие деятельности выделяет и определяет существенную специфику жизни людей, которая состоит в том, что они целенаправленно изменяют и преобразуют природную и социальную действительность. - В диалектико-материалистической философии деятельность — исходное понятие (или категория), определяющее специфику, сущность общественно-исторического бытия людей. "В отличие от законов природы законы общества обнаруживают себя только в деятельности и через деятельность людей. - наряду с диалектико-материалистическим пониманием целостной деятельности в конце XIX - начале XX вв. разрабатывались представления, касающиеся в основном такой существенной ее составляющей, как действие. Так, Дж. Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, которые истолковывались в качестве инструменталистского содержания человеческих понятий[146]. М. Вебер, проанализировав разные виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок и ориентаций[147]. Ж. Пиаже на логико-математической и психологической основе предложил развернутую концепцию действия и операционального интеллекта человека[148]. - финский ученый Ю. Энгештрема занимался вопросом развивающего обучения, изложил свой концептуальный аппарат анализа целостной человеческой деятельности и проанализировал основные направления ее изучения, сложившиеся в мировой гуманитарной науке. При этом он выделил следующие направления: 1) исследование знаковых систем (Ч. Пирс, К. Поппер); 2) исследование межсубъектности (М. Мид); 3) исследования культурно-исторической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). -Ю. Энгештрем рассматривает филогенез деятельности, анализируя формы активности у животных и их трансформацию в формы собственно человеческой деятельности. Он подчеркивает роль использования людьми орудий в процессе такой трансформации. Специальное место отводится внутренним противоречиям человеческой деятельности, ведущим из которых Энгештрем считает противоречие между индивидуальной и родовой деятельностью. - Исследование деятельности в отечественной психологии происходило с позиций ее диалектико-материалистического философского понимания,— оно было конкретизировано применительно к психологическому материалу. Общепсихологическую теорию деятельности, начиная с 1920-х гг., создавали многие ученые, но особенно большой вклад в нее внесли С.Л. Рубинштейн[150] и А.Н. Леонтьев[151].
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (298)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |