Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Природа ценностей. Ценностное (духовно-практическое) мировосприятие: история и современность. Типы ценностных ориентаций.



2019-12-29 1043 Обсуждений (0)
Природа ценностей. Ценностное (духовно-практическое) мировосприятие: история и современность. Типы ценностных ориентаций. 0.00 из 5.00 0 оценок




Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией.

Мир ценностей – это, прежде всего, мир культуры в широком смысле этого слова, это сфера деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей, тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Свобода человека - это всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление. Мир ценностей, по М. Шелеру, имеет определенную иерархию. Ее нижнюю ступеньку занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и материальными благами; более высокие ценности — это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности; наивысшей ценностью являются ценность «святого» и идея Бога. Реальность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу данной личности.

Ценности – специфические социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, истина, справедливое и несправедливое, прекрасное и безобразное и т. п.), заключенное в явлениях общественной жизни. С помощью данного понятия характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Ценности служат важными регуляторами поведения людей, исследовательской деятельности ученых, стремлений политиков и т. п. – и всегда носят конкретно-исторический характер. Ценностные ориентации отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Эти ориентации выступают важным фактором, регулирующим мотивацию личности. Основное их содержание – убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные, эстетические, религиозные принципы, представления о благе, счастье и т. п.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии.

Уже в античной философии имелись разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей». Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относится человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям.

Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер.Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитиенауки и новых общественных отношения во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

Впервые понятие «ценность» в специальном, узком смысле употребил И. Кант. Предпосылкой аксиологии у нее является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности —это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Особое внимание Гегель уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе».                                    В конце XIX в. проблема ценностей достаточно широко обсуждалась и разрабатывалась в работах таких видных представителей философии, как Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Николай Федоров, Семен Франк и др

Мировосприятие - восприятие внешнего мира через внутренний мир. Ценностное восприятие мира это - ценностное, нравственное понимание мира.

Ценностное восприятие мира - это восприятие дей­ствительности, сопровождаемое проживанием отношения к объектам действительности как некоторой ценности для жизни человека. При такого рода восприятия мира субъект направляет свое внимание на роль объекта в жизни чело­века, на значимость объекта для счастливого проживания на земле, на скрытое внутреннее назначение объекта.

Если бы шофер такси рассказывал о том, как они с да­мой долго ездили по городу в поисках книги, без которой дама не могла решить своих жизненных проблем или без которой дама считала бы себя лишенной огромного духов­ного наслаждения, то мы могли бы указать на этот эпизод как на пример ценностного восприятия той же книги (кото­рая могла быть в красном переплете, но и в черном или си­нем).

 

Выделяется три основных типа ценностных ориентаций, которые создают смысл жизни. Ценностные ориентации в различные эпохи и в различных субъектов деятельности обусловлены традициями, сложившимися социальными условиями и собственным выбором: ориентация на себя, ориентация на общество и ориентация на потусторонний мир.

 



2019-12-29 1043 Обсуждений (0)
Природа ценностей. Ценностное (духовно-практическое) мировосприятие: история и современность. Типы ценностных ориентаций. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Природа ценностей. Ценностное (духовно-практическое) мировосприятие: история и современность. Типы ценностных ориентаций.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1043)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)