Природа ценностей. Ценностное (духовно-практическое) мировосприятие: история и современность. Типы ценностных ориентаций.
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Мир ценностей – это, прежде всего, мир культуры в широком смысле этого слова, это сфера деятельности человека, его нравственного сознания, его привязанностей, тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности. Свобода человека - это всегда освобождение от власти низших ценностей, выбор высших ценностей и борьба за их осуществление. Мир ценностей, по М. Шелеру, имеет определенную иерархию. Ее нижнюю ступеньку занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и материальными благами; более высокие ценности — это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности; наивысшей ценностью являются ценность «святого» и идея Бога. Реальность всего этого ценностного мира основывается на ценности божественной личности. Тип же личности человека определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу данной личности. Ценности – специфические социальные характеристики объектов, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества (благо, добро и зло, истина, справедливое и несправедливое, прекрасное и безобразное и т. п.), заключенное в явлениях общественной жизни. С помощью данного понятия характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определенных явлений действительности. Ценности служат важными регуляторами поведения людей, исследовательской деятельности ученых, стремлений политиков и т. п. – и всегда носят конкретно-исторический характер. Ценностные ориентации отграничивают значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. Эти ориентации выступают важным фактором, регулирующим мотивацию личности. Основное их содержание – убеждения человека, его глубокие и постоянные привязанности, нравственные, эстетические, религиозные принципы, представления о благе, счастье и т. п. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Уже в античной философии имелись разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей». Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или «самоценности», к которым, в частности, относится человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям. Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей. В Средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер.Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитиенауки и новых общественных отношения во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Впервые понятие «ценность» в специальном, узком смысле употребил И. Кант. Предпосылкой аксиологии у нее является разведение сущего и должного, реальности и идеала. Ценности —это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость тех или иных факторов для личности. Особое внимание Гегель уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их «количественной определенности». Эти ценности всегда относительны, т.е. зависят от спроса, «от продажи, от вкуса публики». Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и все, «что имеет ценность и значимость, — духовно по своей природе». В конце XIX в. проблема ценностей достаточно широко обсуждалась и разрабатывалась в работах таких видных представителей философии, как Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Владимир Соловьев, Николай Федоров, Семен Франк и др Мировосприятие - восприятие внешнего мира через внутренний мир. Ценностное восприятие мира это - ценностное, нравственное понимание мира. Ценностное восприятие мира - это восприятие действительности, сопровождаемое проживанием отношения к объектам действительности как некоторой ценности для жизни человека. При такого рода восприятия мира субъект направляет свое внимание на роль объекта в жизни человека, на значимость объекта для счастливого проживания на земле, на скрытое внутреннее назначение объекта. Если бы шофер такси рассказывал о том, как они с дамой долго ездили по городу в поисках книги, без которой дама не могла решить своих жизненных проблем или без которой дама считала бы себя лишенной огромного духовного наслаждения, то мы могли бы указать на этот эпизод как на пример ценностного восприятия той же книги (которая могла быть в красном переплете, но и в черном или синем).
Выделяется три основных типа ценностных ориентаций, которые создают смысл жизни. Ценностные ориентации в различные эпохи и в различных субъектов деятельности обусловлены традициями, сложившимися социальными условиями и собственным выбором: ориентация на себя, ориентация на общество и ориентация на потусторонний мир.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1043)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |