Коммуникативная функция общения
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, которая может быть охарактеризована в качестве коммуникативной функции общения. Понимание общения как производства общего, объединяющего людей в процессе их взаимодействия и совместной деятельности, предполагает, что этим общим прежде всего является язык как средство общения. Язык обеспечивает коммуникацию между общающимися, потому что его понимают как тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в значениях слов, отобранных для этой цели, так и тот, кто принимает эту информацию, декорируя ее, то есть расшифровывая эти значения и изменяя на основе этой функции свое поведение. Человек, адресующий информацию другому человеку (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (рецепиент), для осуществления целей общения и совместной деятельности должны пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации значений, то есть говорить «на одном языке». Значение — это содержательная сторона знака как элемента, опосредствующего познание окружающей действительности. Подобно тому как орудие опосредствует трудовую деятельность людей, знаки опосредствуют их познавательную деятельность и общение. Система словесных знаков образует язык как средство существования. Усвоения и передачи общественно исторического опыта. Благодаря общению с помощью языка отражение мира в мозгу отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или было отражено в мозгу других людей,- происходит обмен мыслями, передача информации. В общении человек постоянно учится отделять существенное от несущественного, необходимое от случайного, переходить от образов единичных предметов к устойчивому отражению их общих свойств в значении слов, в котором закрепляются существенные признаки, которые присуще целому классу предметов и тем самым относятся к конкретному предмету, о котором идет речь. Речь – это вербальная коммуникация, то есть процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникации являются слова с закреплёнными за ними в общественном опыте значениями. Различают следующие виды речи: внутренняя и внешняя, письменная и устная речь, последняя, в свою очередь, подразделяется на диалогическую и монологическую. Речь
внутренняя внешняя
устная письменная
диалогическая монологическая
Каждый вид речи имеет свои особенности. Внутренняя - это речь про себя, она характеризуется лаконичностью, связанностью. Монологическая речь должна быть: 1) целенаправленной; 2) логически последовательной и развёрнутой; 3) грамматически правильной; 4) выразительной; Монологическая речь — это речь, не поддерживаемая собеседником, в этом её трудность. Диалогическая речь: - не целенаправленная; - не всегда логически последовательная; - не требует чёткого грамматического содержания; - речь поддерживается собеседником. Письменная речь имеет те же особенности, что и устная монологическая, но особенно усиливается её грамотность. Диалог – это разговор, поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждаемыми и разрешающими какие-либо вопросы. Монолог произносит один человек, обращаясь к другому или многим лицам, слушающим его. Письменная речь возникла в результате потребности общения между людьми, разделёнными пространством и временем, и развилось от пиктографии. Благодаря письму оказалось возможным наилучшим образом передавать от поколения к поколению опыт, накопленный человечеством, так как при передаче его в устной речи он мог подвергаться искажению. Невербальная коммуникация – это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слёзы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации – слова. Наиболее изучены такие средства невербальной коммуникации как облик человека, который включает в себя физиогномическую мимику, манеру держаться, одежду, мимику и жесты, дистанцию между общающимися. Физиогномическая маска — это внешнее выражение лица человека. Образ жизни человека накладывает свой отпечаток на физиогномическую маску, в зависимости от этого она может быть мажорной или минорной. Физиогномическая маска легко считывается даже маленькими детьми, следовательно становится средством общения, Физиогномическая маска широко используется в деятельности актеров, художественном творчестве, через нее автор пытается раскрыть внутренний мир человека. Манера держаться в процессе общения дает информацию об уровне культуры воспитанности человека. В этом случае, если манера держаться соответствует нравственным моральным нормам, принятым в обществе, то она характеризует достаточно высокий уровень культуры и воспитанности человека и наоборот. Одежда также может быть источником информации о партнере общения, по этому признаку можно определить социальный статус человека, профессиональные особенности человека. В зависимости тот партнера общения и ситуации общения человек выбирает определенную форму одежды в зависимости от обстоятельств и прочее. Это средство невербального общения также отражает информацию о культуре и воспитанности человека. Мимика и жесты. Мимика - динамическое выражение лица в данный момент общения. Жесты - социально отработанное движение, передающее психическое состояние. Мимика и жесты социально обусловлены, одна и та же мимика или жесты могу нести разную информацию в зависимости от социальных условий жизни. Дистанция между общающимися может быть личной (интимной) и деловой.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (310)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |