Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Феноменология личности



2019-12-29 357 Обсуждений (0)
Феноменология личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Одной из центральных проблем психологии является проблема личности. Она исследуется не только психологией, но и такими науками как физиология, педагогика и т.д. Психология изучает внутренний психологический мир личности. Проблема личности в психологии является одной из важных категорий наряду с такими как сознание и деятельность. Проблема личности интересовала всех ведущих психологов, но вкладывали они в это понятие разное содержание. А.Н.Леонтьев отмечал, что, несмотря на разнообразие взглядов, понимание личности глубоко-научного анализа не имеет.

Личность стоит в центре внимания современной психологии, педагогики и этики. Возросший интерес к личности определяется как политическими, так и производственными целями. Знание личности - предпосылка эффективного управления ее деятельностью.      

В конце 30-х годов XX века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате во второй половине XX века сложилось много различных подходов и теорий личности.

В западной психологии появились самые разнообразные, нередко противостоящие и противоборствующие концепции личности. Среди них особенно выделяются такие, как биологическая, биосоциальная и социальная. Особенно ярко и четко биологизм выступает в трактовке личности З.Фрейдом. Согласно его учению, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, постоянно находящаяся в обществе и испытывающая на себе его влияние, но вместе с тем противостоящая ему. Все поведение личности обусловлено биологическими влечениями или инстинктами, и в первую очередь сексуальным влечением. Концепция Фрейда является концепцией сугубо биологического индивидуализма личности.

Представители биосоциальной концепции (а их большинство) разрывают личность как бы на две половины и считают, что психические процессы человека имеют биологическую природу, в то время как направленность личности определяется социальными явлениями. Такое понимание является ошибочным, так как уже элементарный процесс ощущения осложнен социально детерминированными вкусами и установками человека, зависит от степени развития сенсорики, достигаемой только в труде.

Широко распространена в западной психологии социальная концепция личности (Э. Дюркгейм). В США особенно разрабатывалась так называемая теория социализации. Согласно этой теории, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью благодаря воздействию социальных условий жизни.

Представители и сторонники этой концепции большее внимание уделяют исследованию явлений конформизма, или влиянию социальной группы на личность. При этом конформизм считают универсальным механизмом приспособления личности к общественным порядкам.

Другой социально-психологической концепцией служит так называемая теория научения, Согласно ей, жизнь личности, её отношения - результат научения, усвоения суммы знаний (Э.Торндайк и др.). Обучение в школе и учение, безусловно, имеют огромное жизненное значение, в том числе и для формирования личности. Однако все развитие личности нельзя свести к влиянию обучения. Решающее влияние на ее формирование оказывает сама жизнь, труд, человеческие взаимоотношения.

Р. Кеттелом и Г. Олпортом была начата разработка теории, получившей название теории черт. Ее можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и описывающих его как личность в понятиях, характеризующих внутренние, психологические, свойства. Люди согласно этой теории отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных, независимых черт, а описание целостной личности можно получить на основе тестологического или другого, менее строгого ее обследования, основанного, например, на обобщении жизненных наблюдений разных людей за данной личностью.

Теория черт личности предполагает использование факторного анализа - сложного метода современной статистики, позволяющего свести к необходимому и достаточному минимуму множество различных показателей и оценок личности, полученных в результате самоанализа, опроса, жизненных наблюдений людей.

С помощью данного метода Р.Кеттелу удалось выявить 16 различных личностных факторов. Каждый из них получил двойное название, характеризующее степень ее развитости: сильную и слабую. На основе экспериментально выявленного набора черт Р.Кеттел построил 16-факторный личностный опросник.

В дальнейшем количество экспериментально выявленных факторов-черт значительно увеличилось. По свидетельству Р.Мейли, одного из сторонников теории личностных черт, существует, по меньшей мере, 33 такие черты, которые являются необходимыми и достаточными для полного психологического описания личности.

В целом же в многочисленных исследованиях, выполненных к настоящему времени в русле теории черт, приведено описание около 200 таких черт. Теория черт имеет довольно серьезные недостатки. Во-первых, от качества исходного материала, подвергаемого факторному анализу, существенно зависит выявляемый набор личностных черт. Пользуясь различными исходными данными, исследователи получают неодинаковые списки факторов, причем их мнения по поводу необходимости и достаточности выявленного набора личностных черт также оказываются весьма различными. Некоторые считают, что для полной психологической характеристики личности вполне достаточно иметь всего лишь пять факторов, другие утверждают, что для этого мало и двадцати.

Во-вторых, на основе знания личностных черт оказалось практически невозможным точно предсказать поведение человека даже в ситуациях, которые по смыслу связаны с выявленными чертами. Как выяснилось, поведение человека, кроме черт личности, зависит еще и от многих других условий, в частности от особенностей самой ситуации, в которой оно рассматривается. 

Есть и другие подходы, концепции в понимании личности.



2019-12-29 357 Обсуждений (0)
Феноменология личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Феноменология личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (357)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)