ЛЕКЦИЯ 13. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.Общее понятие об общении. Соотношение общения и деятельности. 2. Виды общения.
1.Общее понятие об общении. Соотношение общения и деятельности
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни, и прежде всего в производственной деятельности. Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В качестве содержания общения выступает прежде всего обмен информацией, организация взаимопонимания с помощью различных коммуникативных средств. Общение предполагает передачу информации. Содержанием общения выступают научные и житейские знания. В общении могут быть переданы навыки и умения. Содержанием общения может выступать и сам человек: его внешний вид, особенности характера, манера поведения и т.д. Связь общения с совместной деятельностью очевидна. В совместной деятельности человек должен по необходимости объединяться с другими людьми, общаться с ними, то есть устанавливать контакт, добиваться взаимопонимания и т.д. Здесь общение выступает как сторона деятельности – коммуникация. Но, создав предмет, в процессе деятельности, уже включившей общение как коммуникацию, человек этим не ограничивается; он через созданный предмет «транслирует» себя, свои особенности, продолжает себя в других людях. Произведённый предмет, с одной стороны, предмет деятельности, а с другой – средство, с помощью которого человек утверждает себя в общественной жизни, потому что этот предмет произведён для других людей. Этим предметом создаётся общение как производство общего. Таким образом, длительность – часть, сторона общения, общение – часть, сторона деятельности. Но общение и деятельность образуют неразрывное единство во всех случаях. 1) Общение включается в деятельность, то есть является частью, стороной деятельности. 2) Деятельность – это условие и основание общения. 3) Общение – это особый вид деятельности. 4) Деятельность и общение – это взаимосвязанные процессы, две стороны бытия человека, его образа жизни. 2. Виды общения Межличностное общение – вид общения, где каждый человек общается с каждым. В ходе такого общения реализуются как личные, так и групповые цели и задачи. Если общение строится на содержании, касающемся только данных лиц, то они сами выбирают средства, которые в большей мере отражают позицию каждого из них. Если же участники являются представителями групп, коллективов, то они не полностью свободны в способах контактирования. Лично-групповое общение – это тот случай, при котором одна сторона, один участник – личность, другая – группа, коллектив. Такое общение наиболее отчётливо проявляется между руководителем и группой, коллективом. При этом необходимо иметь ввиду, что руководитель общается с отдельной личностью, как представителем групп, носителем группового мнения, содержания, а также с группой в целом, как, например, командир воинского подразделения в момент подачи команды и исполнения ее подчиненными. Межгрупповое общение предполагает контакт двух общностей. Таковы командные соревнования в спорте. Цели и задачи общения групп, коллективов могут совпадать, но могут и не совпадать. Если цели совпадают, то происходит сложение сил и общение носит «мирный» характер. Если цели не совпадают и при этом они исключают друг друга, то возникает конфликтная ситуация, и общение приобретает вид конфронтации, противоборства. Непосредственное общение – это общение «лицом к лицу», при котором каждый его участник воспринимает другого и осуществляет контакт, используя все имеющиеся в его распоряжении средства. В непосредственном общении существует больше каналов для обратной связи, и соответственно каждый из общающихся получает через них информацию о степени принятия содержания другой стороной, реакции на него. Опосредствованное общение – это коммуникация, в которую вклиниваются промежуточные звенья в виде третьего лица, механизма, вещи. Опосредованность может быть минимальной и значительной. Если, например, два человека разговаривают по видеотелефону, то можно считать опосредованность минимальной: они видят, слышат друг друга, но не могут прикоснуться друг к другу. Когда же один другому посылает письмо или через вторых лиц передает информацию, - опосредованность значительная. Кратковременное общение – общение в пределах одной темы и отрезка времени в несколько часов. Познавать человека в деталях за короткий срок, конечно, не удается, но попытка постичь основные личностные и характерологические качества постоянно существует. Длительное общение – взаимодействие в пределах одной или нескольких тем, предполагает не только решение задач, но и самовыявление каждой из сторон и таким образом познание друг друга. Законченным можно считать общение, которое идентично оценивается его участниками. При этом оценка фиксирует не субъективную значимость результата, а факт законченности, исчерпанности. Незаконченность. В ходе незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследовала каждая из сторон. Общения может быть обусловлена объективными и субъективными причинами. Объективные – разъединение людей в пространстве, исчезновение средств общения и другое. Субъективные – взаимное нежелание продолжать общение, понимание необходимости прекращения его и другое.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (336)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |