Общее понятие о памяти
Память – это психический познавательный процесс, включающий индивидуальный опыт человека и заключающийся в запоминании, сохранении и последующем его воспроизведении. Память одного человека отличается от памяти другого, так как у каждого человека свой опыт об окружающей действительности. Память ассоциируется с прошлым, как восприятие – с настоящим, а воображение – с будущим. Но она не имела бы такого большого значения в жизнедеятельности человека, если бы не служила настоящему и будущему. На современном этапе отечественная психология рассматривает все проблемы памяти с точки зрения теории деятельности и личностного подхода. Исследования памяти человека имеют интересную историю. Изучение памяти можно условно разделить на 3 основных этапа: 1) Конец 19 века – этот этап связан с исследованием немецкого психолога Эббингауза. Он провел серию блестящих опытов, которые позволили ему выявить целый ряд закономерностей процессов памяти (объем, забывание и др.). 2) Данный этап исследования процессов памяти связан с исследованиями отечественных психологов А.А. Смирнова, П.П. Зинченко, А.Р. Лурии. Эти исследования были направлены на то, что память человека в реальной жизни носит осмысленный характер, а чистой памяти быть не может. Кроме того, память человека включена в его деятельность, человек запоминает то, что ему нужно для деятельности; и сохраняет только то, что востребовано и необходимо в его деятельности. В связи с деятельностью, в процессе рассмотрения проблемы памяти, оказалось, что закономерности памяти, которые были раскрыты Эббингаузем и считались достоверными, не подтверждались новым подходом о том, что память человека осмыслена. 3) На современном этапе проблема памяти стала очень актуальной. Данный период связан с исследованиями механизмов памяти, что вызывает интерес не только у психологов, но и у представителей других наук – физиологии, биохимии, кибернетики и др. В зависимости о того, какая наука исследует эту проблему, в настоящее время имеет место множество теорий памяти. 2. Процессы памяти
Память – сложное понятие, состоящее из отдельных взаимосвязанных процессов. 1). Запоминание – это образование связей между ранее известным и новым. Запоминание рассматривается как конструктивный процесс памяти, который определяет все другие. Существует два вида запоминания: 1) Непроизвольное. Непроизвольная память у человека – это не то, что запоминается само по себе, а то, что связано с его деятельностью и подчиняется целям этой деятельности. Особенно хорошо непроизвольно запоминается тот материал, который подчинен целям деятельности и чем активнее человек в этой деятельности, тем лучше происходит запоминание. Кроме того, непроизвольное запоминание зависит от особенностей запоминаемого материала: лучше запоминается контрастный материал, интересный для человека. П.П. Зинченко развивал идею о том, что непроизвольная память может иметь значение не только в обыденной жизни человека, но и там, где, как правило, используется произвольная память (например, в учебе); его исследования показали, что непроизвольное запоминание в процессе обучения может быть эффективнее произвольного при определенном условии: если материал включен в какую-либо деятельность человека (практическую, мыслительную и т. д). 2) Произвольное запоминание имеет место только у человека. Л.С. Выготский относил его к высшим психическим функциям, которые привели к тому, что человек выделился из животного мира. Все произвольное носит знаковый характер, то есть используются дополнительные средства, чтобы запомнить материал. К таким средствам А.А. Смирнов относил следующие приемы: а) Смысловая группировка материала. Она включает в себя следующие действия: ● Деление материала на смысловые части; ● Выделение в каждой части основной мысли; ● Установление логических связей от одной мысли к другой. б) Составление мнемического плана памяти («план для себя»); в) Сопоставление (сравнение – лучше запоминается тот материал, который можно сравнить с чем-либо ранее известным); г) Воспроизведение текста своими словами; д) Опора на наглядные образы, факты, представления; е) Мнемотехнический прием – способствует механическому заучиванию, но не осмысленному (используется например для заучивания цветов радуги и др.); ж) Многократное механическое повторение текста. Это нерациональный прием, и продуктивен лишь при правильной организации заучивания. От этих приемов следует отличать условия запоминания -факторы, которые находятся вне процесса запоминания, и являются внешними по отношению к этому процессу, но способствуют наилучшему запоминанию. К ним относятся: а) Четкое и ясное осознание мнемической цели; б) Высокая мотивация – чем выше потребность и интерес к материалу, тем более успешно запоминание; в) Наличие психологической установки на запоминание (установка – условие, обеспечивающее направленное запоминание основного, главного); г) Включение материала в деятельность, причем чем активнее человек в деятельности, тем прочнее запоминание; д) Понимание материала. Основные способы запоминания: 1) Целостный: материал читается полностью, а затем полностью воспроизводится. 2) По частям: материал читается и запоминается по частям. 3). Комбинированный: материал читается полностью, а затем заучивается по частям – это наиболее эффективный способ запоминания. 2). Воспроизведение - это актуализация следов памяти. Воспроизведение, как и запоминание может быть произвольным и непроизвольным. 1) Непроизвольное воспроизведение происходит тогда, когда нет репродуктивной цели. Непроизвольное воспроизведение часто носит ассоциативный характер. Ассоциации памяти впервые были выделены Аристотелем: а) Ассоциации по смежности – когда воспринимаемый в данный момент материал способствует воспроизведению другого материала, который в данный момент не воспринимается, но раньше воспринимался с ним; б) Ассоциации по сходству – когда воспринимаемое в данный момент приводит к воспоминанию другого, схожего с ним; в) Ассоциации по противоположности – когда воспринимаемое в данный момент приводит к воспроизведению контрастного материала. В настоящее время выделяют и другие ассоциации: причина-следствие, род-вид и др. 2) Произвольное воспроизведение делится на: а) Собственно воспроизведение, без опоры на восприятие материала; б) Узнавание – это процесс памяти, в результате которого у человека при восприятии какой-либо ситуации, предмета, события возникает чувство знакомости, то есть ощущение того, что где-то, когда-то он это уже видел. Узнавание – это соотнесение воспринимаемого в данный момент времени с тем, что воспринималось раньше, и следы чего до сих пор хранятся в памяти человека; в) Припоминание – когда требуется усилие для воспроизведения. Для того, чтобы облегчить процесс припоминания можно идти от общего к частному, от конкретного к абстрактному. Также если материал осмыслен, то припоминание происходит легче; г) Воспоминание. Человек обладает исторической памятью, то есть, способен помнить материал из очень раннего опыта. Воспоминания особенно актуализируются у людей пожилого возраста. Реминисценция памяти – это отсроченное воспроизведение. Иногда человек не может ничего воспроизвести сразу после заучивания, а способен это сделать только через определенный промежуток времени. Особенно это проявляется у маленьких детей. 3). Сохранение – это процесс от запоминания до воспроизведения. Благодаря сохранению введенная в память человека информация оказывается доступной ему в любой момент. Забывание – это процесс противоположный запоминанию и сохранению. Причины забывания: 1) Забывается то, что не включено в деятельность человека; 2) Забывается материал, который перестает быть человеку необходимым, который становится неинтересным; 3) Забывается то, что заучивалось механически; 4) Эббингауз вывел «закон края» - человек лучше запоминает материал, который находится в начале и в конце, и хуже помнит середину. Закон связан с такими явлениями, как проактивное («наперед действующее») и ретроактивное («назад действующее») торможение. То есть, когда последующий материал становится тормозом для предыдущего и наоборот. Чтобы снизить влияние проактивного и ретроактивного торможения, необходимо соблюдать условие: последующая и предыдущая деятельность должны быть связаны между собой; 5) Также наибольший процент забывания падет на первое время после заучивания – это также было открыто в исследования Эббингауза. Зная причины забывания, можно бороться с самим забыванием. Но хотя кажется, что забывание – негативный процесс, так как мы часто испытываем трудности в припоминании чего-либо; все-таки, у забывания есть и своя положительная сторона. Она проявляется в том, что благодаря забыванию человек освобождает свою память для запоминания и сохранения новой информации. Кроме того, забывание бывает полезно, если речь идет о вещах, которые человеку нежелательно помнить для поддержания нормального существования, например о таких событиях, которые его психологически травмируют и порождают у него чувство тревоги.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (346)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |