Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Роль и задачи кафедры в методическом обеспечении учебного процесса



2019-12-29 414 Обсуждений (0)
Роль и задачи кафедры в методическом обеспечении учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Кафедра является основным структурным учебно-научным подразделением высшего учебного заведения, обеспечивающим проведение учебного процесса, воспитательной, методической, научно-исследовательской и других видов деятельности, осуществляющим учебную, воспитательную, методическую и научную работу. Кафедра организуется при наличии не менее пяти научно-педагогических (педагогических) работников.

На кафедру возлагается:

- организация и осуществление учебного процесса, воспитательной, методической, научно-исследовательской работы по профилю кафедры на отвечающем современным требованиям уровне (проведение на высоком научном уровне учебной и методической работы по одной или нескольким родственным дисциплинам, проведение воспитательной работы со студентами, выполнение научных исследований по профилю кафедры);

- подготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

Профессорско-преподавательский и лаборантский состав обеспечивается учебными аудиториями, классами, лабораториями, кабинетами для проведения учебного и научного процесса.

Основные функции кафедры:

- организует и проводит по формам получения образования (очной, очно-заочной, заочной) все виды учебных занятий и учебной работы;

- в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и нормативными актами вуза разрабатывает учебные планы по направлениям (специальностям), графики учебного процесса, рабочие программы по дисциплинам, закрепленным за кафедрой. Выпускающая кафедра разрабатывает программы всех видов практик, программы итоговой аттестации выпускников;

- осуществляет комплексное методическое обеспечение учебных дисциплин, закрепленных за кафедрой, всех видов практик, дипломного проектирования и итоговой аттестации (выпускающая кафедра). Комплексное методическое обеспечение по дисциплине включает в себя пакет методических разработок по видам занятий и индивидуальных заданий, предусмотренным рабочей программой по дисциплине, для всех форм получения образования, подготовку учебников, учебных пособий, а также других пособий, предусматривающих использование наиболее целесообразных форм и методов преподавания, рациональное сочетание методических приемов, эффективное использование современной учебной техники и лабораторного оборудования;

- обеспечивает высокий профессиональный уровень и непрерывное совершенствование качества преподавания при проведении лекционных (ведущая форма обучения), семинарских, практических и других видов занятий как эффективных форм закрепления знаний, привития необходимых умений и навыков, развития творческих способностей обучаемых, их способности к труду в современных условиях. Рационально и целесообразно организовывает самостоятельную работу студентов;

- осуществляет итоговую государственную аттестацию выпускников по закрепленным за кафедрой направлениям (специальностям) по всем формам получения образования;

- организует и руководит научно-исследовательской работой обучаемых, учебной практикой, курсовыми работами, способствуя приближению их проведения к реальным условиям творческой и исследовательской деятельности; проводит экзамены и зачеты, анализирует их итоги;

- осуществляет подготовку и повышение квалификации научно-педагогических кадров, привлекает к педагогической деятельности ведущих ученых и специалистов-практиков («Избранные лекции», мастер-классы, «Открытые лекции»). Устанавливает творческие связи с кафедрами других вузов, изучает, обобщает и распространяет опыт работы лучших преподавателей, оказывает помощь начинающим преподавателям в овладении педагогическим мастерством;

- принимает участие в воспитании студентов, пропагандируя общечеловеческие ценности: формирование гражданской позиции, способности в личности к труду и сохранению и приумножению нравственных, культурных, ценностей общества;

- организует научную деятельность по профилю кафедры: фундаментальные, поисковые, методические, педагогические и прикладные научные исследования, являющиеся неотъемлемой составной частью процесса обучения и подготовки специалистов;

- участвует в научно-исследовательской деятельности высшего учебного заведения по теоретическим, научным, социально-экономическим, научно-методическим направлениям и педагогическим проблемам высшего профессионального образования. Осуществляет подготовку научных кадров по линии соискательства, аспирантуры, докторантуры;

- проводит экспертизу законченных научных разработок (диссертационных работ, научных статей, монографий, учебников, учебных пособий), дает заключение и рекомендации о публикации, внедрении и использовании их на практике и в учебном процессе;

- организует и проводит профориентационную работу по профилю кафедры среди учащихся, участвует в организации набора и приема студентов по специальности, в проведении занятий на подготовительных курсах всех форм обучения.

Практически в деятельности кафедры нет ни одного вопроса, ни одной проблемы, не связанной с методической работой, с методикой обучения. Вот почему совершенно справедливо утверждение, что кафедра является центром методической работы.

На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, подготовки научно-педагогических кадров и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава кафедры, выполнения научных работ и педагогических экспериментов, использования и совершенствования учебно-методической базы и др.

На кафедре могут создаваться методические секции, заседания которых проводятся в целях совершенствования методики преподавания конкретных учебных дисциплин. На них обсуждаются структура и содержание рабочих программ по отдельным дисциплинам, частные методики проведения определенных видов учебных занятий и задания студентам, рукописи учебно-методических пособий, мероприятия по повышению качества обучения и воспитания студентов, результаты контроля усвоения ими знаний, умений и навыков по изучаемым дисциплинам и др. Обсуждаемые на заседании вопросы и принимаемые решения фиксируются в дневнике методической секции.

Методическая работа должна обеспечить соответствие содержания, формы преподавания и направленности каждой дисциплины не только формальным требованиям учебного плана, но прежде всего профилю подготовки студентов данной специальности. Поэтому основная задача методической работы кафедры – это совершенствование преподавания учебных дисциплин и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства. Результаты методической работы находят отражение в учебно-методических комплексах, которые представляют собой комплект учебно-методических и дидактических материалов (тексты лекций, наглядные пособия и т. д.), разработанных преподавателями кафедры и составляющих фонд методического обеспечения учебного процесса.

По методической работе на кафедре можно сделать вывод о профессиональных качествах ее преподавателей. Подтверждением этого должно служить и выполнение планов научных исследований по совершенствованию учебного процесса, подготовке учебных пособий, методических разработок для преподавателей, методических указаний для студентов и т. п. Улучшение методической работы и совершенствование педагогического мастерства преподавателей – взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, так как направлены на формирование главной фигуры учебно-воспитательного процесса – преподавателя.

Учебно-методическая работа на кафедре заключается в следующем:

- разработке и обсуждении методических материалов к занятиям (планы их проведения, методические разработки наиболее сложных из них);

- обсуждении рукописей учебников, учебных пособий, методических руководств и проектов наглядных пособий;

- подготовке и обсуждении профессиональных образовательных программ, учебно-тематических планов, других документов планирования учебного процесса;

- контроле качества учебных занятий, проводимых преподавателями кафедры;

- планировании и проведении опытными преподавателями различных видов открытых занятий с целью передачи методического опыта (особенно важно проведение таких занятий заведующим кафедрой);

- подготовке молодых преподавателей и контроле за их профессиональным ростом со стороны наиболее опытных коллег;

- проведении заседаний методических комиссий по учебно-методическим вопросам;

- регулярном обсуждении на заседаниях кафедры и методических семинарах вопросов проведения наиболее сложных видов занятий; проведении инструктивно-методических и тренировочных занятий с преподавателями с целью отработки методических приемов для организации групповых упражнений и игр;

- разработке и обсуждении методики организации самостоятельных занятий студентов, обобщении опыта этой работы;

- самостоятельной работы профессорско-преподавательского состава по совершенствованию методик обучения студентов;

- активном участии профессорско-преподавательского состава кафедры в методических конференциях, совещаниях, семинарах, заседаниях советов, обсуждении фундаментальных научных изданий, монографий и журнальных статей и т.п.

Данный перечень направлений методической работы далеко не полный, поскольку она является оперативной частью учебной деятельности кафедры, связанной с внедрением в учебный процесс передового методического опыта.

Кафедра – это коллектив единомышленников, но чтобы единство взглядов сохранялось, необходима полная гласность и коллегиальность рассмотрения (решения) методических вопросов на заседаниях кафедры, методических сборах, научных семинарах и совещаниях. Преподавателей на кафедре может быть много. В этом случае, для того чтобы конкретизировать учебную и методическую работу с учетом специфики специальностей, имеющихся на факультетах, на кафедре могут создаваться секции. Секция–первичное звено организации учебно-методической работы. В основе формирования и работы секций лежит принцип единства профессиональной, научной и учебно-методической подготовки членов секций, то есть преподавателей, ведущих совместную учебную работу по определенной дисциплине. В секцию могут включаться и преподаватели смежных кафедр, входящие в состав временных межкафедральных педагогических коллективов.

Подбор состава методических секций по признаку соответствия профилю учебной дисциплины позволяет создать полноценный коллектив методистов единомышленников. Возглавляют секции ведущие преподаватели кафедры (как правило, из числа доцентов, старших преподавателей), читающие основные дисциплины.

На заседаниях методической секции обсуждаются:

- содержание и методика проведения наиболее сложных видов учебных занятий;

- содержание методических разработок для проведения занятий по учебной дисциплине;

- вопросы методики применения наглядных учебных пособий, технических средств обучения и контроля знаний студентов;

- дополнения, вносимые в частные методики;

- тематические планы проведения занятий;

- проекты учебных программ;

- методы активизации обучения для данной дисциплины;

- вопросы организации самостоятельной работы студентов;

- итоги контроля занятий по данной дисциплине;

- другие вопросы совершенствования учебного процесса по данной учебной дисциплине.

По каждому из обсуждаемых вопросов принимаются рекомендации, которые могут фиксироваться в соответствующих дневниках. В них указываются: дата проведения заседания, фамилии присутствующих, темы, рассмотренные на заседании, фамилии выступавших, внесенные ими предложения. Работа методических секций находится под контролем заведующего кафедрой, а руководители секций регулярно отчитываются на заседаниях кафедр.



2019-12-29 414 Обсуждений (0)
Роль и задачи кафедры в методическом обеспечении учебного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Роль и задачи кафедры в методическом обеспечении учебного процесса

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (414)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)