Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура частной методики вузовской дисциплины



2019-12-29 785 Обсуждений (0)
Структура частной методики вузовской дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок




 

                  Наука                                                       Дидактика

 

 

       Модель специалиста                                           Опыт

 

             
 

 


Не сковывая творческой инициативы авторских коллективов, рассмотрим только общие подходы к структуре и содержанию частных методик, к используемой при их написании терминологии.

Частная методика, как правило, состоит из: введения, основной части (методические рекомендации по изучению дисциплины), приложений.

В введение целесообразно включать:

- общую характеристику задач дисциплины, ее особенностей;

- характеристику основных особенностей методики преподавания дисциплины, целей, задач частной методики, ее структуры;

- рекомендации по использованию частной методики в практической деятельности преподавателя;

- краткие сведения об авторах.

Структура методических рекомендаций по изучению дисциплины определяется логикой учебной дисциплины и включает конкретные рекомендации по преподаванию разделов, предусмотренных программой данной дисциплины. В начале раздела приводится тематический план ее изучения, реализуемый в образовательном учреждении. Во введении к каждой теме: формулируются ее образовательно-воспитательные задачи; раскрывается взаимосвязь темы с ранее изученным учебным материалом (по данному курсу и по смежным дисциплинам), а также определяется ее значение для последующего обучения; обосновывается рекомендуемый объем времени для ее изучения, выбор видов занятий и их последовательность.

По каждому занятию (лекции, семинарскому и практическому занятиям, лабораторной работе, деловой игре и т. п.) дается сценарий его проведения. Основное содержание учебного материала, рассматриваемого на занятиях, не раскрывается. Целесообразно изложить дополнительный материал иллюстративного, проблемного и другого характера, рассчитанный на дальнейшую конкретизацию основного содержания программы, увязку его с профилем обучения (специализацией) студентов, активизацию мыслительной деятельности студентов и отсутствующий в основных учебниках и учебных пособиях, в том числе различные научные точки зрения, статистические и другие материалы, характеризующие состояние проблемы, примеры из практической деятельности.

Дополнительный материал может приводиться с известным «излишком», так чтобы у преподавателя при подготовке к конкретному занятию оставалась возможность и необходимость отбора минимума, определяемого временными рамками занятия.

Могут приводиться различные варианты организации занятия или его отдельных этапов.

Большой интерес представляют рекомендации по осуществлению педагогического руководства мотивационной сферой студентов, особенно описание таких путей мотивации обучения, как связь теоретического материала с их будущей профессиональной деятельностью, создание и поддержание познавательного интереса обучаемых.

Особое внимание необходимо уделить рекомендациям, направленным на активизацию познавательной деятельности студентов при проведении лекций и групповых занятий, технике управления мыслительной активностью на всех этапах занятия. Это важно при описании занятий (фрагментов занятий), на которых студенты выполняют внешне пассивную роль, например, занятий (фрагментов занятий) с использованием телевидения, видео, кинофильмов, прослушиванием докладов, рефератов и т. д.

Структура занятия, методика его проведения во многом зависят от замысла преподавателя. Поэтому формулировки пособия должны носить характер рекомендаций, обобщения опыта работы конкретной кафедры. Необходимо не ограничиваться общими положениями, а излагать рекомендации конкретно, руководствуясь убеждением, что детализация методического сценария занятия нисколько не мешает преподавателю искать самостоятельные пути и решения.

Ссылки на научную и методическую литературу, которая позволяет глубоко познакомиться с той или иной проблемой, затронутой в пособии, целесообразно приводить в подстрочных примечаниях.

Методические рекомендации по конкретному занятию должны содержать формулировку целей и задач занятия (целевую установку). Необходимо учитывать, что важнейшим условием оптимальной организации обучения является комплексное планирование целей, задач обучения, в том числе дидактических (образовательных), воспитательных, развития познавательных способностей студентов. Оно осуществляется с учетом особенностей аудитории. Поэтому конкретные формулировки целей, задач будут полезны прежде всего для начинающих преподавателей. Для более опытных преподавателей особый интерес представляют подходы, технология их планирования.

Примерная схема комплексной постановки целей, задач занятия содержится в приложении1.

При определении дидактических целей и задач следует избегать широко распространенной ошибки: подмены их планом изучения учебного материала. Дидактические цели и задачи занятия должны определять, какие конечные выводы, умения, навыки планируются сформировать у студентов на основе изучаемого материала, какой результат предполагается достигнуть в процессе целенаправленной совместной деятельности преподавателя и студентов.

При формулировании воспитательных целей и задач следует избегать декларативности, ориентироваться на воспитание у студентов общегражданских и профессионально значимых качеств. При планировании методического обеспечения этой группы целей и задач следует помнить, что они наиболее сложны для выполнения. Реальное их осуществление, как правило, невозможно без эмоционального контакта студентов и преподавателя.

Учитывая, что общеобразовательная школа в настоящее время далеко не в полном объеме решает стоящие перед ней задачи, трудно переоценить значение третьей составляющей комплексного планирования целей занятия: задач развития познавательных способностей и умений студентов. Всестороннее и глубокое продумывание целей и задач занятия позволяет качественно решить одну из самых сложных проблем подготовки к предстоящему занятию: отбор содержания и методов обучения. Глубоко продуманные и конкретно сформулированные цели и задачи занятия являются тем основным критерием, который позволяет не бессистемно, а осознанно и целенаправленно отбирать для каждого занятия оптимальный для данных условий минимум содержания («узловой» учебный материал) и комплекс методов и приемов обучения, обеспечивающих достижение максимальных результатов обучения с минимальной затратой сил и средств.

Преподавание учебной дисциплины и ее изучение студентами немыслимо без наличия определенного комплекса средств обучения. Учебно-методический комплекс средств обучения включает кроме учебника (основного источника учебной информации) и многие другие элементы. Создание таких, например, средств как аудиовизуальные материалы (диапозитивы, диафильмы, видеоматериалы и т. п.) требует от разработчика кроме хорошей психолого-педагогической подготовки и знания дидактических возможностей этих средств еще и знания теории и особенностей их построения. Необходимо учитывать, что комплекс средств обучения не означает их простую совокупность. Иногда введение в число существующих одного-двух новых средств приводит не только к необходимости переработки сложившегося ранее комплекта, но и к существенным изменениям в методике преподавания учебного материала и его изучения студентами. Сложная взаимосвязь, существующая между элементами учебно-методического комплекса, не позволяет однозначно решать задачу по его созданию и совершенствованию.

Таким образом, перед разработчиками может быть поставлена цель: создание учебно-методического комплекса, лишь приближенного к оптимальному. Для достижения этой цели решается ряд задач:

- предварительно изучаются дидактические возможности средств обучения, которые применяются или могут быть применены в ближайшем будущем в учебном процессе высшей школы, и намечаются средства обучения, представляющие интерес для данной дисциплины;

- оценивается возможность каждого из средств и рассматриваются варианты распределения учебного материала по этим средствам;

- тщательно анализируются средства обучения, применяемые в практике обучения дисциплине. Цель такого анализа: выяснить уровень научного содержания, заключенного в средствах обучения, составляющих основу лекционного курса и обеспечивающих самостоятельное изучение его студентами, и определить дидактическую обоснованность каждого из используемых средств обучения в целом.

Методические рекомендации по повторению, закреплению, контролю знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущих занятиях (если этот элемент необходим в структуре данного занятия, при описании семинарских занятий он является основным), как правило, содержат:

- перечень вопросов (основных и дополнительных), которые преподаватель ставит перед студентами при проверке знаний, с кратким объяснением логики и последовательности их постановки;

- содержание (условия) задач (ситуационных и др.), практических заданий и тому подобное, необходимых для проверки уровня сформированности умений, навыков применения теоретических знаний в практической деятельности;

- описание методов, приемов контроля знаний, умений и навыков студентов, при этом особый интерес представляет мотивация отбора методов, приемов, их увязка с целями и задачами занятия.

При описании методики организации опроса студентов важно показать:

- как, наряду с контрольными и закрепляющими функциями, реализуются функции обучающие, то есть осуществляется дальнейшее наращивание знаний студентов;

- как используются активные формы обучения: дискуссии, индивидуальные (групповые) творческие задания для самостоятельной работы студентов (доклады, рефераты, НИРС);

- как осуществляется дифференциация контроля знаний, умений в зависимости от уровня подготовленности студентов;

- как применяются новые технологии контроля знаний, умений (рейтинговая система и
т. д.)

При использовании индивидуальных форм контроля знаний (например, развернутый устный ответ) особый интерес представляет техника управления мыслительной активностью остальной части учебной группы.

Значительный интерес так же представляет рассмотрение путей повышения плотности контроля знаний, умений, навыков студентов, получения «срезов», показывающих уровень усвоения материала данной темы не только отдельными учащимися, но и всей учебной группой, в том числе использования в этих целях компьютерных технологий.

Методические рекомендации по изучению, закреплению, контролю усвоения нового материала (если этот элемент необходим в структуре данного занятия: при описании лекций он является основным), как правило, должны содержать:

- план изучения нового материала с обоснованием избранной последовательности;

- методы и приемы реализации межпредметных и внутрипредметных связей, актуализации (повторения) опорных знаний, умений, навыков, необходимых для усвоения нового материала;

- методы и приемы организации учебно-познавательной деятельности студентов, используемые при рассмотрении каждого пункта плана изучения нового материала (в том числе, использование схем, таблиц и других средств наглядности, ТСО, специальной, компьютерной техники и т. п.); особенности разбора наиболее сложных и важных вопросов; обоснование целесообразности выбранных методов и приемов обучения, в том числе, в зависимости от планируемого уровня усвоения изучаемого материала;

- определение понятий, выводы и другие формулировки, предназначенные для обязательной записи студентов;

- дополнительный материал;

- методы и приемы контроля усвоения и закрепления, обобщения и систематизации нового материала в ходе и (или) в конце его изучения.

Не принижая роли работы по формированию знаний в процессе обучения, важно показать, как реализуется подход в решении учебно-познавательных задач, предполагающий получение студентами не «чистых» знаний, а умений и навыков осуществления определенных видов деятельности. В этом случае полученные знания выступают как необходимый элемент профессиональной деятельности студента.

В свете вышесказанного особое значение приобретает формирование у студентов умений и навыков самостоятельной работы с текстом первоисточника, нормативно-правового документа, применения правовых норм к конкретным ситуациям и т. п.

При описании методики изучения и закрепления нового материала особый интерес представляет технология управления познавательной активностью всей аудитории, в том числе приемы, позволяющие поддерживать устойчивое, активное внимание студентов, приемы проблемного обучения, организации самостоятельной поисковой деятельности обучаемых и т.д. Формулировки, подлежащие записи студентами должны отличаться лаконичностью, ясностью изложения мысли, не быть перегружены специальной научной терминологией. Определение понятий, приводимые в научной литературе, энциклопедиях и словарях, часто бывают громоздкие, насыщенные специальной терминологией, не знакомой студентам, поэтому они трудны для усвоения и запоминания. Целесообразно адаптировать их, приводя в соответствие с уровнем подготовленности студентов.

В целях предупреждения бездумного заучивания и облегчения запоминания важно выделять в определениях понятий ключевые, опорные слова/слово, раскрывающие существо данного понятия.

При изучении темы по схеме: самостоятельная работа студентов – групповые занятия (в том числе практически) – итоговая лекция, следует:

- мотивировать выбранный путь, показав его преимущества по сравнению с традиционным;

- раскрыть особенности организации деятельности студентов на каждом из вышеуказанных этапов;

- показать качественно иную роль преподавателя при данной системе обучения.

Учитывая нетрадиционность системы, детализация в этом случае весьма полезна.

Методические рекомендации по постановке задания к следующему занятию, по организации самостоятельной работы студентов предусматривают:

- установку на восприятие следующей лекции, логическую связь между изучаемым материалом и материалом, который предстоит изучать;

- установку на подготовку к следующему семинарскому, практическому занятию, лабораторной работе и тому подобное по данной теме, рекомендации по наиболее рациональным путям выполнения заданий для самостоятельной работы студентов, обоснование ее оптимального объема;

- творческие задания для самостоятельной работы студентов;

- рекомендации по подготовке к контрольной работе и др.

Практические занятия, лабораторные работы, учебные и контрольные экспертизы, занятия, проводимые в форме деловой игры, учения и тому подобное описываются по форме соответствующих методических разработок. Для этих видов занятий характерно преобладание самостоятельной деятельности студентов.

При этом важно показать роль, место преподавателя (преподавателей) при подготовке и проведении данных занятий, методические приемы, позволяющие осуществлять организующую, контролирующую и направляющую роль преподавателя на всех этапах занятия и при этом не снижающие степени самостоятельной работы.

При описании занятий, проводимых на базе практических организаций, важно раскрыть содержание подготовительного этапа, место студентов при проведении занятия, вопросы, связанные с обеспечением безопасных условий работы студентов.

Описание контрольных работ должны включать не только методические рекомендации по организации их проведения, но и контрольные задания для студентов, раскрывать путь повышения объективности результатов контроля.

В приложениях целесообразно включить материалы, дополняющие комплексное методическое обеспечение преподавания данной дисциплины:

1. Структурно-логическую схему межпредметных связей изучаемой дисциплины со смежными. Это может быть и простейшая таблица, служащая алгоритмом для составления учебным отделом графика последовательности прохождения дисциплин, а затем и расписания учебных занятий;

2. Принципиальную схему обработки профессионально значимых умений и навыков, формируемых в рамках изучения данной учебной дисциплины. Перечень умений и навыков определяется государственным образовательным стандартом. Схема должна отражать принципиальные этапы отработки умений, доведения их до уровня навыков:

- вводный – ознакомление с образцом и обработка действий по элементам;

- тренировочный – отработка действий по образцу в типичных условиях; отработка действий в нетипичных условиях; отработка действий в условиях, приближенных к реальной практической деятельности;

- контрольный – промежуточный контроль (контроль уровня сформированности умения на первых двух этапах) и итоговый контроль.

Эти этапы должны быть привязаны к конкретным темам дисциплины, на материалах которых планируется их отработка.

3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, в том числе перечень тем и рекомендации по написанию докладов, рефератов, курсовых работ (проектов), тематика НИР и др.

4. Перечни вопросов для проведения рубежного контроля, зачета (промежуточного или итогового), подготовка экзаменационных билетов.

5. План работы предметного кружка/клуба.

6. Перечень актуальной учебно-методической литературы по дисциплине, изданной в данном образовательном учреждении и др.

В заключение следует отметить, что в результате исследований сложнейшего процесса человеческой деятельности, каким является обучение, в педагогических коллективах могут быть получены различные рекомендации, которые должны иметь серьезные теоретические предпосылки и должны быть проверены практикой обучения.

Научная обоснованность рекомендаций конкурирующих школ и налаженный обмен идеями между ними – необходимые условия непрерывного совершенствования процесса обучения.

Итак, сформулируем следующие особенности разработки вузовской частной методики:

- частную методику вузовской учебной дисциплины необходимо разрабатывать в тесной связи с другими дисциплинами, направленными на формирование будущего специалиста;

- в целях решения главной задачи частных методик следует объединять разработчиков научного содержания дисциплин в научно-исследовательский/творческий коллектив, руководимый лицом, непосредственно ответственным за подготовку студентов данной специальности. Итогом работы такого коллектива может быть отчет по НИР «Разработка научного содержания программ учебной дисциплины и учебного плана по специальности».

По-видимому, целесообразна следующая структура отчета: основной отчет и приложения (частные отчеты), подводящие итог деятельности каждой из кафедр (одного или нескольких вузов), которые участвуют в разработке.

В результате разработки частных методик необходимо определить, какая из возможных логических схем построения дисциплины, отражающая ее научное содержание, должна быть принята. Прежде, чем окончательно выбрать один из этих вариантов, необходимо найти оптимальное сочетание форм и методов обучения для каждой из них (разработать и сравнить между собой ряд дидактических систем обучения).

Основу всей работы по оптимизации методов и форм обучения составляет разработка учебно-методических комплексов. Весь комплекс работ, направленных на создание частных методик обучения по вузовским предметам, необходимо обеспечить путем организации в вузе ряда систем: научной информации, психолого-педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава и системы оперативного изготовления дидактических материалов (средств обучения).

Разработка частных методик – одна из важнейших научно-исследовательских и методических работ в вузе.



2019-12-29 785 Обсуждений (0)
Структура частной методики вузовской дисциплины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура частной методики вузовской дисциплины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (785)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)