Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Работа с начинающими преподавателями



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Работа с начинающими преподавателями 0.00 из 5.00 0 оценок




Профессиональный рост начинающих преподавателей (к ним обычно относят педагогов со стажем 3–5 лет) в значительной мере связан с их участием в мероприятиях кафедр. Как показывает практика становление начинающих педагогов проходит успешнее и быстрее при осуществлении системы дополнительных мер. Работа с начинающими преподавателями организуется по-разному, в зависимости от их количества на кафедре. Можно выделить два основных направления профессиональной учебы начинающих педагогов: повышение их теоретических знаний и овладение ими вузовской педагогикой, научно обоснованными методами преподавания. С учетом этого начинающие педагоги при помощи коллектива кафедры составляют личные планы, в которых намечают конкретные мероприятия по овладению курсом, освоению учебной и методической литературы, подготовке текстов лекций, научному росту. Эти планы утверждает заведующий кафедрой.

В теоретической учебе начинающих преподавателей первостепенное значение имеет самостоятельная работа по глубокому овладению содержанием учебной дисциплины. В первое время особенно важно, чтобы преподаватель хорошо усвоил те первоисточники, учебники и учебные пособия, изучение которых предусматривается учебными программами данной дисциплины.

Большую роль в овладении содержанием дисциплины играет разработка и написание текстов лекций, которые особенно тщательно обсуждаются на кафедре или методической секции. Нередко заранее выделяются рецензенты, которые дают обстоятельный анализ содержания в письменной форме. Создание собственного полного фонда лекций – важный показатель профессионального роста начинающего педагога. Повышению теоретического уровня начинающих преподавателей способствуют методические семинары, научные сообщения на кафедре, участие в научных конференциях, подготовка к сдаче кандидатского минимума. Научные сообщения, которые поручаются молодому педагогу сделать на кафедре, обычно посвящаются тем проблемам, над которыми он работает согласно своему индивидуальному плану. Подготовка таких сообщений способствует накапливанию материала для лекционного курса, семинарских занятий, а также для выполнения научных исследований, написания диссертации. Наиболее интересные и содержательные сообщения кафедра рекомендует вынести на внутривузовские научно-теоретические конференции, для выступлений с ними перед студентами.

В подготовке преподавателей вузов непременно предусматривается глубокое изучение педагогики высшей школы, психологии и методики преподавания наук. Для этого используются различные формы повышения квалификации педагогических кадров. В вузах создаются внештатные школы педагогического мастерства, где по специально разработанным программам организуются занятия с начинающими преподавателями, в основном по проблемам общей методики вузовского преподавания. Поскольку в этих школах занимаются начинающие преподаватели со всех кафедр вуза, то там нет возможности в процессе занятий рассматривать вопросы частных методик дисциплин, которые готовятся преподавать молодые педагоги. Данная сторона подготовки восполняется конкретными учебно-методическими мероприятиями кафедр, предметных секций. Для этого создаются постоянно действующие методические семинары, организуются выступления лучших методистов, проводится обмен опытом, обсуждение статей из периодической печати, научно-методических сборников и т. д. При этом ставится цель – помочь начинающим педагогам овладеть различными видами преподавательского искусства.

В становлении начинающего педагога велика роль заведующего кафедрой. Именно он непосредственно направляет, помогает планировать, контролирует учебу молодых педагогов. Наиболее опытные заведующие кафедрой регулярно беседуют с молодыми педагогами об основных требованиях к преподаванию дисциплин, изучаемых на кафедре, лучшем опыте, традициях коллектива кафедры, основных путях совершенствования методического мастерства, ходе самостоятельной учебы. Заведующий разъясняет начинающим преподавателям выработанные кафедрой рекомендации, знакомит с важнейшими документами. На кафедрах составляются списки методической литературы, которую рекомендуется изучить молодым педагогам самостоятельно.

Больших усилий от начинающего преподавателя требует овладение методикой чтения лекции. Это один из наиболее сложных и важных элементов методики преподавания. На многих кафедрах сложилась хорошая традиция: начинающий преподаватель в течение первого года работы обязан посетить полный курс лекций по своей дисциплине, читаемый наиболее опытными и квалифицированными преподавателями. Практика показывает также, что начинающим преподавателям целесообразно посещать отдельные лекции на одну и ту же тему, прочитанные различными педагогами. Причем очень важно, чтобы заведующий кафедрой, его заместитель или руководитель методической секции объясняли молодым педагогам, что наиболее ценное в опыте старших товарищей заслуживает особого внимания, интересовались, какие выводы делают начинающие педагоги из прослушанных лекций.

Главным содержанием учебной работы начинающего преподавателя на первых порах являются семинарские и практические занятия. В овладении методикой проведения семинара (практического занятия) большую роль играют групповые беседы и обсуждения основных элементов семинарского занятия: вступительного слова, постановки доклада, организации дискуссии по отдельным вопросам, подведения итогов, оценки ответов и семинара в целом и т. п.

Поскольку преподаватель выполняет не только учебные, но и воспитательные функции, начинающему педагогу необходимо совершенствовать свои организаторские качества, умение вести внеаудиторную воспитательную работу со студентами. Большую помощь в этом окажет знакомство начинающих педагогов с организацией, формами, методами и особенностями внеучебной воспитательной работы.



2019-12-29 260 Обсуждений (0)
Работа с начинающими преподавателями 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Работа с начинающими преподавателями

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (260)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)