Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Научная организация педагогического труда



2019-12-29 786 Обсуждений (0)
Научная организация педагогического труда 0.00 из 5.00 0 оценок




Под научной организацией труда преподавателя высшей школы имеется в виду использование его времени, знаний и способностей, дающее наибольший эффект в обучении и воспитании студентов и позволяющее ему постоянно совершенствоваться как педагогу и ученому. Это общее определение нуждается, однако, в конкретизации.

Для того чтобы преподаватель мог успешно выполнять свои обязанности, он должен глубоко знать свою науку, постоянно следить за ее развитием, хорошо владеть методикой преподавания, постоянно совершенствовать способы обучения и воспитания, обладать значительной общей культурой и высокими моральными качествами. Только при этом деятельность преподавателя может быть высокоэффективной и приводить к максимальному результату.

Научная организация труда преподавателя зависит от ряда факторов, прежде всего от личной организованности и целеустремленности, характера и стиля работы кафедры, материальных условий и управленческих решений учебного заведения. Рассмотрим эти факторы применительно к преподавателю вуза.

Нередко при обсуждении вопросов, связанных с работой преподавателя, раздаются жалобы на недостаток времени, перегрузку учебными занятиями, а также многочисленными заседаниями и совещаниями. В связи с этим встает вопрос о том, можно ли при имеющихся и независимых лично от преподавателя условиях существенно улучшить культуру его работы, повысить эффективность его учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы? Ответ может быть только положительный. Решающим фактором научной организации труда является рациональное использование бюджета времени, которым располагает преподаватель.

В социологии принята трехчленная схема деления суточного времени: 8 часов – работа, 8 – часов свободное время и 8 часов – сон. В настоящее время эта схема детализирована и уточнена. Так, под свободным временем теперь понимают не все нерабочее время, а только ту часть его, которая идет на духовное и физическое совершенствование человеческой личности и не включает в себя, например, домашние работы, передвижение к месту работы и обратно и т. д. Эта методика может быть применена и к анализу времени преподавателя, разумеется, с учетом специфики его работы в высшем учебном заведении.

В частности, рабочее время преподавателя обычно не нормировано, протекает в учебном заведении, библиотеке, музее, дома. Оно складывается:

– из собственно учебного времени, когда преподаватель непосредственно занят в учебном процессе (лекции, семинарские, классно-групповые занятия, консультации, зачеты, и пр.);

– из времени, затраченного на личную подготовку к проведению занятий (подготовка лекций, семинарских занятий, консультаций и т. д.);

– из времени, которое расходуется на повышение своего теоретического уровня и практически связано с различными формами теоретической учебы и научно-исследовательской работы.

Что касается так называемого свободного времени, то у преподавателя оно весьма деформировано и неопределенно. Очень часто на выполнение обязательных заданий и личных творческих планов преподавателю не хватает рабочего времени, и он продолжает трудиться за счет своего свободного времени. Чаще всего это происходит от перегрузки преподавателя или от его недостаточной квалификации. Ясно, что это ведет к отрицательным последствиям. Иногда бывает так: преподаватель, увлекшись какой-то идеей, включившись в творческий процесс, значительную часть своего свободного времени использует для познания новых явлений. Занятия любимым делом в свободное время естественно. Оно не истощает и не обедняет, а, наоборот, обогащает и вдохновляет человека, придает ему новые силы.

Рациональное использование рабочего, учетного времени зависит не только от объективных материальных условий, совершенной организации учебного процесса, но и от самого преподавателя, от его целеустремленности, организованности, умения спланировать рабочий день и точно выполнять задуманное. В высших учебных заведениях немало преподавателей, которые умеют использовать каждую минуту свободного времени для лучшей подготовки к занятиям и проведения плодотворной научно-исследовательской и литературной работы. Успех таких преподавателей как ученых и педагогов очевиден. Конечно, без желания самого преподавателя, даже самые благоприятные условия останутся неиспользованными возможностями.

К условиям, зависящим от преподавателя и существенно влияющим на успех его работы, следует отнести планомерность, организованность и целеустремленность. Но именно эти элементарно необходимые требования обычно не соблюдаются в повседневной практике преподавателя.

В вузах сложилась практика, согласно которой годовой объем работы каждого преподавателя определяется в его индивидуальном плане. Учебное время планируется в расписании, часть учебно-методической работы регламентируется планами-заданиями работы кафедр, вуза. Что же касается той части рабочего времени, которая составляет самостоятельную работу преподавателя по подготовке к лекциям, семинарам, выполнению плана НИР, разработке учебной документации и тому подобное, то она, как правило, никем не планируется. Ее должен учитывать сам преподаватель, исходя из отправных данных, имеющихся в его годовом плане и расписании занятий. Но этого в большинстве случаев не делается. Между тем самостоятельная работа преподавателя по продолжительности занимает времени в 2–3 раза больше, чем планируется в вышеназванных документах. Вряд ли можно серьезно говорить о научной организации труда, если у преподавателя нет тщательно продуманной работы на определенный отрезок времени – на день, неделю, месяц. Это не способствует рациональному использованию его рабочего времени.

Предлагая преподавателю иметь текущий план, график выполнения работ, расчет времени, мы, конечно, учитываем, что в процессе его выполнения могут быть и будут отступления от ранее намеченного замысла. Преподаватель может получить задания, которые он не учитывал в своем плане, что определенным образом изменяет месячный план. Однако это вовсе не исключает необходимости и пользы текущего планирования своего рабочего времени. Чтобы такое планирование было реальным, надо предусматривать резерв времени.

Систематическое запаздывание с выполнением заданий по НИР, ситуация «аврала» при подготовке к учебным занятиям, работа в выходной день следующей недели,–все это не редкие исключения в «системе» работы многих преподавателей. И происходят они в большинстве случаев от недостатка организованности и планомерности.

Преподаватели общественных и общенаучных дисциплин в свободное от учебных занятий время обычно работают дома, в библиотеке, музее, архиве и пр. В принципе это рационально. Но если, например, запланирована двухчасовая лекция, консультация, собрание или совещание, то на это у преподавателя уходит практически половина рабочего дня или даже весь день. Нередко поэтому приходится слышать: приехал на два часа, а потерял полдня. Почему это происходит? От неорганизованности самого преподавателя. Если бы преподаватель заранее продумал, что ему нужно сделать в свободное после лекции время, и был последователен в достижении поставленной цели, тогда его рабочие часы определял бы не «господин-случай», а план.

Думается, что составление личных текущих планов и строгое их выполнение является важным элементом научной организации труда преподавателя.

Большое значение в повышении эффективности труда преподавателя имеет техника личной работы. В дни подготовки к занятиям, в особенности при выполнении заданий по НИР, преподавателю требуются различные материалы: научные положения, выводы ученых, фактические цифровые данные, результаты конкретных социологических исследований и т.д. Все эти материалы постоянно накапливаются у преподавателя. Задача их использования будет значительно облегчена, если накапливаемые материалы и статистические данные будут правильно систематизированы и классифицированы и на их поиск не потребуется много времени. Опытные преподаватели и исследователи имеют в личном пользовании картотеки, тематические папки, каталоги, базы данных и постоянно их пополняют.

В своем большинстве преподаватели до сих пор пользуются малопроизводительными канцелярскими принадлежностями: карандашом, авторучкой, калькулятором и пр. Мало кто имеет личный компьютер, единицы владеют стенографией. Редки случаи использования средств для снятия копий с документов, оформления выписок, схем и т. д.

Для плодотворной преподавательской работы в высшем учебном заведении требуется знание зарубежной литературы, ее состояния. А это зависит от знания иностранных языков.

Культурное развитие современного общества достигло такого уровня, формы связей между странами стали настолько разнообразными, что теперь уже человеку, имеющему ученую степень и звание, просто неудобно не знать хотя бы один из иностранных языков.

Большую роль в повышении производительности научного труда преподавателя играет разумно организованный отдых: ведь умственный труд требует громадной затраты психической энергии, без восполнения которой невозможна его высокая продуктивность. Поэтому организация отдыха должна входить в качестве обязательного элемента в научную организацию умственного труда.

Таким образом, на кафедре необходимо наладить стройную плановую систему, в рамках которой каждый преподаватель будет вовлекаться в активную научно-исследовательскую работу, последовательно пополнять свои знания.

Итак, организационно-методическая работа кафедр включает систему планомерно осуществляемых мероприятий с преподавателями, направленную на совершенствование содержания и методики учебных занятий, научной организации педагогического труда, на быструю адаптацию начинающих преподавателей.

 


Глава 2. Частная методика и учебно-методический комплекс: содержание, рекомендации по разработке

 

Содержание, структура и разработка частных методик

Вопрос о частной методике в принципе не нов. Более того, по всем предметам частные методики в том или ином виде существуют, так как в противном случае обучение в высшем учебном заведении было бы просто немыслимо. Другое дело, что сложились они стихийно и в подавляющем большинстве лишены должной на сегодняшний день научной обоснованности, а, следовательно, зачастую и малоэффективны. Поэтому педагогическая общественность высшей школы в последние годы проявляет живой интерес к проблеме разработки частных методик. Они неоднократно обсуждались на всероссийских конференциях и семинарах, нашли отражение в планах первоочередных мероприятий по учебно-программному и методическому обеспечению государственных образовательных стандартов по специальностям, реализуемым в вузах. Что же включает в себя частная методика высшей школы? Каково ее содержание?

Известно общее определение частной методики как совокупности методов и средств для реализации определенного содержания обучения в рамках одной дисциплины/предмета. Это качественно иной уровень обобщения и распространения опыта работы кафедр и отдельных преподавателей, который характеризуется комплексностью, систематичностью.

Частная методика должна:

- опираться на научное обоснование процесса достижения образовательных целей;

- быть целостной, взаимосвязанной, логичной;

- в максимальной степени быть связана с учебным процессом.

В ее структуру входят:

- концептуальная основа;

- содержательная часть (цели обучения, содержание учебного материала);

- процессуальная часть (организация учебного процесса, деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала, методы и формы работы педагога, диагностика учебного процесса).

Разрабатывая систему обучения по конкретной дисциплине, частная методика призвана ответить на ряд практических вопросов:

- Какие цели (намеченные результаты) нужно и можно ставить перед обучением?

- Чему учить? (какими должны быть отбор материала и структура учебной дисциплины);

- Как преподавателю обучать, обеспечивая оптимальные результаты в образовании, воспитании и развитии студентов?

- Как учитывать результаты обучения и использовать полученные сведения для его совершенствования?

Одной из главных задач, которые решаются разработчиками частной методики является определение научного содержания обучения.

В современных условиях профессорско-преподавательский состав должен вовремя пересматривать научное содержание учебных дисциплин в целях приведения его в соответствие с достижениями науки и практики. Для этого разработчики вузовских частных методик должны не только отбирать и трансформировать научный материал в интересах формирования учебной дисциплины, но и выполнять научно-исследовательскую работу, одной из главных целей которой является обновление курса.

Таким образом, вузовская частная (предметная) методика – это педагогическая наука о закономерностях и особенностях преподавания конкретной дисциплины.

Разработка и распространение частных методик, охватывающих преподавание конкретных учебных дисциплин, в целом способно оказать существенное влияние на всю систему подготовки специалистов. Особенно серьезным подспорьем они должны стать для начинающих преподавателей, не имеющих достаточного опыта подготовки и проведения учебных занятий.

Конечно, ни общие работы по методике, ни даже, частные методики, «поурочные» пособия не дадут готовых рекомендаций на все случаи, возникающие в практической работе преподавателя. Частная методика представляет собой не более чем сценарий, методические рекомендации которого не носят директивного характера. Критическая оценка тех или иных рекомендаций, подходов к организации образовательного процесса, адаптация их к определенным условиям обучения, к конкретной аудитории всецело остается правом и обязанностью преподавателя. Огромная роль в осуществлении образовательно-воспитательных целей обучения, безусловно, принадлежит творчеству преподавателя. При разработке частной методики всегда предполагается, что обучение и воспитание – это единый процесс.

Основными диалектически едиными задачами любой частной методики являются:

- отбор научного материала, его трансформация и разработка в интересах создания учебной дисциплины, входящих в систему предметов, обеспечивающих подготовку специалиста данного профиля;

- определение научно обоснованного сочетания форм и методов обучения предмету, разработка дидактической системы обучения. Важнейшей составной частью этого понятия становится методика преподавания, которая, в свою очередь, складывается из методик проведения преподавателем отдельных, но взаимосвязанных между собой видов занятий;

- формирование учебно-методического комплекса средств обучения, отражающих требуемый объем и уровень научного содержания и позволяющих строить и оптимизировать как отдельные формы и методы обучения, так и дидактическую систему обучения предмету в целом;

- результаты обучения.

Если в процессе исследования решаются только вторая и третья задачи, то можно сказать, что разрабатывается методика обучения в узком смысле этого слова. Однако, говоря об этом, следует подчеркнуть, что суть разработки составляет работа над научным содержанием предмета.

Непосредственной основой для создания частной методики обучения являются:

- общая теория обучения в высшей школе (вузовская дидактика);

- конкретная наука, в интересах обучения которой разрабатывается частная методика;

- данные, заимствованные из модели будущего специалиста и позволяющие установить идейное, специальное и общеобразовательное значение данной дисциплины (курса);

- весь предшествующий опыт обучения дисциплине.

 



2019-12-29 786 Обсуждений (0)
Научная организация педагогического труда 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Научная организация педагогического труда

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (786)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)