Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


I . Программа экспериментального проекта



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
I . Программа экспериментального проекта 0.00 из 5.00 0 оценок




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Новосибирский институт повышения квалификации

И переподготовки работников образования»

Центр научно-методической поддержки

Федеральных и областных экспериментальных проектов и программ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Яркульская средняя общеобразовательная школа

Купинского района Новосибирской области

 

 

 

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МНОГОФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

 

(из опыта экспериментальной деятельности)

 

Учебно-методическое пособие

 

Новосибирск

НИПКиПРО

2008


Авторы:

Константин Алексеевич Кипа, методист Центра научно-методической поддержки федеральных и областных экспериментальных проектов и программ

Елена Геннадьевна Загородняя, директор муниципального образовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района Новосибирской области

Галина Андреевна Передериенко, учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района Новосибирской области

Любовь Николаевна Белых, учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района Новосибирской области

Ирина Ивановна Чернова, учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района Новосибирской области

 

 

Рецензенты:

В. И. Варющенко, кандидат исторических наук

Т. Д. Якимова, директор муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №105 г. Купино Новосибирской области

 

 

Разработка и реализация многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы (из опыта экспериментальной деятельности): Учебно-методическое пособие [Текст] / К. А. Кипа [и др.]. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008. — 76 с. – Авт. указаны на обороте тит. л.

 

В учебно-методическом пособии представлены результаты экспериментальной деятельности по разработке и внедрению многофакторной модели патриотического воспитания в условиях сельской школы, анализируются проблемы содержания, методов и средств учебно-воспитательной деятельности в сельской школе, направленные на решение задач патриотического воспитания. Пособие предназначено руководителям ОУ, учителям — экспериментаторам.

 

© ГБОУ ДПО «Новосибирский институт повышения

квалификации и переподготовки работников

образования», 2008

© МОУ Яркульская СОШ Купинского района Новосибирской области, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 4

I. Программа экспериментального проекта.................................................. 5

II. Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района на 2007-2010 годы»........................................ 20

III. Многофакторная модель патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы.............................................................................................. 31

IV. Система мониторинга экспериментальной работы............................. 33

V. Методические разработки......................................................................... 42

Образовательная программа патриотического воспитания клуба «Патриот»........................................................................................................................... 42

Формирование нравственных представлений и качеств на уроках литературного чтения в 1 – 4 классах..................................................................................... 53

Патриотическое воспитание через систему классных часов..................... 62

Заключение...................................................................................................... 73

Список литературы........................................................................................ 74

 


 

Введение

Яркульская средняя общеобразовательная школа Купинского района является ОЭП Новосибирской области 2008 года. Тема экспериментального проекта «Разработка и реализация многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы».

Сегодня в условиях преобразований, осуществляемых в российском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по воспитанию у членов общества патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите.

Наверное, не раз каждый задавал себе вопрос: «Что такое патриотизм?» В различных словарях понятие патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, гордость за страну, ее прошлое и настоящее, уважение к народу, землякам, привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Нам кажется, сейчас это понятие немного трансформировалось, «подстроилось под эпоху», так сказать. И тот человек, который подобрал брошенную на улице обертку и выбросил ее в мусорный бак, гораздо более патриот, чем тот, кто стучит себя в грудь и этим доказывает, как он любит Родину. Сейчас эпоха действий, а не слепой веры в идеалы.

Иными словами, особую актуальность приобретают вопросы патриотического воспитания учащихся.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из направлений государственной политики в области образования. Разработаны программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 годы», областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан РФ в Новосибирской области на 2006-2008 годы».

Но вместе с тем, на сегодняшний день в российской теории и практике чрезвычайно остро обозначилось противоречие между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации школьника и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике школы.

Таким образом, очевидна необходимость создания модели и технологии патриотического воспитания учащихся. Эта модель должна включать в себя методическую базу воспитательной деятельности и комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания молодых граждан РФ. Поэтому заслуживает целенаправленного аналитического анализа и экспериментальной апробации проблема содержания, методов и средств учебно-воспитательной деятельности в сельской школе, направленных на решение задач патриотического воспитания.

Данная брошюра подготовлена и выполнена в соответствии с проводящимися мероприятиями по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». В ее подготовке приняли участие педагоги МОУ Яркульской СОШ, занимающиеся вопросами теории и практики патриотического воспитания.

Хотелось бы рассчитывать на внимание и заинтересованное отношение к представленной работе, творческому осмыслению ее содержания.

 

 

I . Программа экспериментального проекта

Актуальность исследования.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, его символике. Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос, часто патриотизм стал перерождаться в национализм.

Сегодня в условиях преобразований, осуществляемых в российском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по воспитанию у членов общества патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите. Иными словами, особую актуальность приобретают вопросы патриотического воспитания учащихся.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» в большом комплексе задач ставится конкретно и задача усиления воспитательной функции образования. Одним из наиболее важных направлений в системе воспитательной работы школы мы считаем патриотическое воспитание. Учитывая, что гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из направлений государственной политики в области образования, работая над выполнением программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 годы», областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан РФ в Новосибирской области на 2006-2008 годы», коллектив нашей школы продолжает работать по этому направлению в воспитательной работе.

«Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных объединений по формированию у граждан РФ в Новосибирской области высокого патриотического сознания, достойных морально-нравственных качеств, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей» (Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан РФ в Новосибирской области на 2006-2008 годы»). Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству в российской педагогической традиции всегда были сосредоточением воспитательной системы.

Вместе с этим, на сегодняшний день в российской педагогической теории и практике чрезвычайно остро обозначилось противоречие между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации школьника и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике школы.

Указанное противоречие определило выбор темы экспериментального проекта: «Разработка и реализация многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы». В случае успешной апробации модели патриотического воспитания она может быть перенесена в практику других школ Новосибирской области.

Содержание проблемы патриотического воспитания.

Проблема патриотического воспитания, в первую очередь, стоит перед образовательными учреждениями. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Переход к демократическому обществу показал острую необходимость в присутствии сильной гражданской позиции, высоких личных нравственных качеств и культурных норм, определяющих общественные. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитания милосердия и человеколюбия, поэтому именно в школьные годы должно раскрываться содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите. На всех возрастных ступенях важно воспитывать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, культуре, традициям и национально-культурным традициям других людей. Таким образом, очевидна необходимость создания многофакторной модели патриотического воспитания. Эта модель должна включать в себя методическую базу воспитательной деятельности и комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания молодых граждан РФ. Поэтому заслуживает целенаправленного аналитического анализа и экспериментальной апробации проблема содержания, методов и средств учебно-воспитательной деятельности в сельской школе, направленных на решение задач патриотического воспитания.

Объект исследования: патриотическое воспитание учащихся в условиях сельской школы.

Предмет исследования: патриотическое воспитание в учебной и внеклассной деятельности сельской средней общеобразовательной школы.

Цель эксперимента: разработать и внедрить многофакторную модель патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы.

Гипотеза: разработанная многофакторная модель патриотического воспитания в условиях сельской школы позволит сформировать такие качества личности, как:

- патриотизм, преданность своему Отечеству;

- социальная активность, ответственность, правосознание и уважение к ценностям демократического общества;

- гордость за принадлежность к великому народу;

- гордость достижениями страны, области, района, села, школы;

- верность духовным традициям России и бережное отношение к её историческому прошлому;

- почитание национальных святынь и символов;

- личная ответственность за защиту своей Родины, готовность к службе в армии.

Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза экспериментального исследования обусловили его следующие задачи:

- разработать программу патриотического воспитания в школе, определить элементы модели и технологии;

- апробировать разработанную программу, уточнить модель и технологию патриотического воспитания;

- провести мониторинг по результатам реализации модели, программы и технологии патриотического воспитания;

- определить эффективность многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы, а так же целесообразность и эффективность ее переноса в деятельность других школ;

- разработать систему рекомендаций по внедрению многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы.

Методы исследования.

Методологической основой исследования являются общенаучные положения о человеке и его роли в защите Отечества, системный подход в патриотическом воспитании; нормативно-правовые основы патриотического воспитания; представления об идеале гражданина-патриота, ценностных ориентациях и общечеловеческих ценностях; концепции проектирования и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса (Ю. К. Бабанский, А. В. Баранщиков, В. Л. Васильев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. П. Есипов, А. Т. Иваницкий, В. В. Карпов, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Т. Г. Шахурина и др.).

Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы предполагается использовать

теоретические методы:

- анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;

- анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;

- анализ областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан РФ в Новосибирской области на 2006-2008 годы»;

- анализ учебных программ, учебно-методических пособий;

эмпирические методы:

- педагогические наблюдения (прямое и косвенное);

- анкетирование;

- тестирование;

- беседа;

- педагогический эксперимент и др.


Этапы эксперимента:

Этапы Задачи Содержание деятельности Сроки
Подготовительный Разработать программу патриотического воспитания в ОУ, определить элементы модели и технологии. Формирование инициативной группы. Разработка и создание базы по осуществлению экспериментальной деятельности. Разработка и уточнение методов и методик исследования. Разработка и внедрение в учебные программы новых тем и содержания. Составление и уточнение программы патриотического воспитания. С сентября 2007 г. по сентябрь 2008 г.  
Практический Апробировать разработанную программу, уточнить модель и технологию. Осуществление намеченных мероприятий учебной и воспитательной деятельности. Реализация программы экспериментального проекта в ОУ. Анкетирование и тестирование в течение эксперимента, отслеживание результатов экспериментальной деятельности. С сентября 2008 г. по сентябрь 2009 г.  
Обобщающий Провести мониторинг по результатам реализации модели, программы и технологии патриотического воспитания. Определить эффективность модели, а так же целесообразность и эффективность её переноса в деятельность других школ. Разработать систему рекомендаций по внедрению многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы. Подведение итогов эксперимента. Оформление результатов исследовательской деятельности. Создание «продукта» экспериментальной деятельности (модель, программа, технология, рекомендации, статьи, анкеты и т. д.) Проведение экспертизы эффективности многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы. Участие в конференциях, семинарах, публикация результатов. Размещение информации о ходе и итогах эксперимента на сайте школы и СМИ.   С сентября 2009 г. по сентябрь 2010 г.

 

 


 



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
I . Программа экспериментального проекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: I . Программа экспериментального проекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)