Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Раздел 2. Философия: основные эпохи и идеи



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
Раздел 2. Философия: основные эпохи и идеи 0.00 из 5.00 0 оценок




А. М. Бекарев

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Учебно-методическое пособие

Нижний Новгород

2004

Бекарев А. М. Основы философии. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ, 2004. – с.

 

 

Пособие предназначено для студентов гуманитарных колледжей, получающих среднее специальное образование. В связи со спецификой целевой аудитории, большое значение уделяется философской пропедевтике и анализу фундаментальных понятий. Наряду с традиционным делением пособия на темы, вопросы, литературу, каждый раздел начинается с мини-лекций (методические рекомендации), которыя способствует лучшему пониманию изучаемых вопросов и проблем.

                          © Бекарев А. М. Управленческие решения: алгоритмы принятия ипроцедуры разработки. 2004.

ФОРМУЛА МУДРОСТИ

(вместо предисловия)

 

 

Таким образом мы приходим к выводу,  что человек – потомок волосатого,  хвостатого, четвероногого существа, по всей  видимости жившего на деревьях и безус- ловно обитателя Старого Света. Ч. Дарвин

 

 

Человек - самое беспомощное из всех животных, но сама эта биологическая слабость служит основой его силы, первой причиной развития его специфи- чески человеческих свойств                                        Эрих Фромм

                                                 

В самом названии философии – зерно разлада и корень множественности. Philosophia – это любовь к мудрости (гр. philed - любовь, sophia – мудрость). Есть вещи, которые легко любить. У каждого есть любимые книги, вещи, времена года. Не надо прилагать особых усилий, чтобы полюбить комфорт или лесть. И есть вещи, которые полюбить трудно. Трудно полюбить ближнего, еще труднее – врага. Впрочем, любовь сложное чувство. Несмотря на свою интуитивную ясность, любовь для многих оказывается terra incognita (лат. - «земля неизведанная»). Чтобы возлюбить, недостаточно ждать счастливого случая и надеяться на фортуну. Нужно учиться трем вещам: терпению, толерантности и, самое главное соседоточенности. По настоящему любит тот, кто может отречься от собственного Ego и сосредоточиться на объекте любви, испытав все тернии и восторги эмпатии[1].

Мудрость относится к вещам, которые скорее достойны ненависти, а не любви. «Во многой мудрости – много печали». Но разве можно полюбить печаль, если не являешься духовным мазохистом?

Мудрость не определяется количеством знаний. Тот, кто знает звездное небо и не ведает о страстях земных, едва ли «умудрен» в жизни. Мудрость – это ум и понимание. Вовсе не блестящая память и прекрасное воображение. Ум – способность вникать в проблемы и решать их. Понимание обеспечивается богатым жизненным опытом. Не всегда этот опыт приятен. Даже наоборот, он чаще причиняет боль и страдания, препятствует комфорту и блаженству. Но благословенны препятствия, ими растем. Мудрость прямо пропорциональна количеству преодоленных препятствий. Научившись понимать жизненные проблемы, человек способен понять и другого человека.

«Что пользы от мудрости?», - спрашивал один из героев Платона. На первый взгляд, никакой пользы. Мудрость не оборачивается звонкой монетой. Это правда. Но достаточно мысленно представить, что мы живем в стране глупцов, чтобы прийти к утешительному выводу о пользе мудрости. Мудрецы дадут совет, сумеют простить, проникнутся пониманием. Глупцы разорят душевно и физически, оглупят и сделают изгоем. Мудрость спокойна и нетороплива, она подруга вечности. Ей чужда суета. Она не подвержена заразе. Уже только за это она достойна любви и жертвоприношения (впрочем, любовь и жертвенность - тождественны).

Подобно тому, как человек наиболее полно раскрывается в своей индивидуальной истории (биографии), любая наука может быть адекватно воспринята лишь в масштабе ее полнокровной истории. Чтобы постичь физику или математику, мало знать самые современные теории, ибо эти теории – не последние. Нужно изучить биографии физики или математики, определить их путь («дао»). Только в этом случае станут ясными границы предмета. Философия периода рождения и философия в уходящих лучах европейского заката похожи друг на друга, как младенец и старик. Именно поэтому постижение мудрости возможно через изучение философской биографии.

Есть две версии историко-философского процесса. Два варианта биографии. Один вариант имеет летальный исход, другой вариант утверждает жизненность и непреходящую молодость философии.  

Сценарий со смертельным исходом расписан так. В период рождения философия была наиболее развитой. Она являла собой «науку всех наук и искусство всех искусств» (Платон). Философия воспринималась как «склад», вместилище для всех премудростей. Но уже в средние века ее лоно покинули теология и искусства. Научная революция, совершенная Н. Коперником, Г. Галилеем и И. Ньютоном, привела к тому, что с философского поля удалились естественные науки о неживой природе (в первую очередь, механика). В ХVIII в. отпочковалась биология, в XIX в. начался процесс эмансипации социально-экономических наук, завершившийся в XX столетии. На излете ХХ в. она состарилась и одряхлела, впала в «маразм» постмодернистской методологии. И в результате лишилась всего. Никакого сравнения с блестящим античным периодом, когда она пользовалась всеобщим уважением. Вместилище оказалось пустым и негодным. Опустошенная и бессильная, что ей остается? Только вспоминать прошлое и надоедливо брюзжать, поучая подрастающее поколение ученых. Правда, годы ее сочтены и пользы от нее никакой.

Второй сценарий выстроен в соответствии с идеей прогресса. Будучи простой и доступной широким массам в самом начале пути, философия становится элитарной и удивительно сложной после антропологической революции (век ХХ). Будущее – не проблема. Оно есть в той мере, в какой есть человек и его мир.

Согласно второму сценарию, предмет философии не сводится к чему-то постоянному, константному. Не сводится он ни к сумме наук, ни к их доле. Он – непостоянен, как мерцание свечи. Еще лучше, как развитие сверхновой звезды. Предмет философии расположен на окружности кругов Архимеда: между знанием и незнанием. Философия – всегда граница между изведанным и неизведанным. Если философ обращен к известному, он будет обобщать знания и получать предельные и тощие абстракции. Здесь он ограничен методом генерализации (обобщения). Его задача заключается в интеграции известного. Обобщение кончается построением философской картины мира. Всеобщие законы бытия и мышления составляют ткань этой картины.

Если философ обращен к неизвестному, то он фиксирует свое знание в форме вопросов. Философия и существует главным образом в форме вопросов, а человек, занимающийся философией, это вопрошающее существо. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Ответов много. Исходя из множественности ответов можно сделать заключение о множественности философских систем (еще вернее то, что философий столько, сколько культур, контркультур и субкультур, ибо каждое культурное образование дает оригинальный ответ на поставленный вопрос). С точки зрения структуры вопросов философия едина, поскольку философы всех культур задают одни и те же вопросы по поводу неизведанного. Удвоение мира на явный (известный) и тайный (неизведанный) – это, пожалуй, то общее основание, где «встречаются» философы разных времен и народов. С этим удвоение мира согласны все. Это единственно надежный ответ на вопрос: какой он, этот мир?  

Выделив себя из природы, встав в позу добровольного изгнанника из рая, человек вынужден относиться к внешнему миру. Относиться не в смысле включенности, подобно единице, которая относится к ряду натуральных чисел, а относиться как к чему-то Другому, отличному от человека. Мир для человека может быть враждебным и дружественным, близким и далеким, своим и чужим. Но он всегда Другой. Он – не человек.

Отношение человека к миру – это мировоззренческое отношение. Можно относиться к миру как религиозный человек (мир создан богом или богами). Можно относиться к миру как художник, то есть творить новый мир. Религия и мифология, философия и искусство – все эти формы сознания так или иначе рассматривают отношение человека к миру. Наука пытается «избежать» проклятия отношения. Ее интересует либо человек, либо мир (без человека). Она не затрагивает сферу отношения. Отношение человека к миру изучается философией. И изучается с помощью доступных средств науки и художественного познания.

 Человек изучается комплексом медико-биологических и гуманитарных наук (психология, история, культурология, этика и др.). Мир изучается комплексом естественных, технических и социальных наук. На долю философии остается отношение между этими реальностями и их научными копиями (т. е. отношение между гуманитарным и природным социальным знанием). Отношение не остается равным самому себе и меняется в зависимости от того, каков человек и каков его мир. Нет смысла доказывать, что древний грек относился к миру иначе, чем нынешний выпускник вуза. Отношение юноши к окружающей его реальности иное, чем у глубокого старца. Молодой человек всегда преисполнен надеждами и предвкушениями удивительных открытий. Мир меняется, но медленнее человека (звезды и тысячи лет назад светили тем или иным светом). Быстрее всех меняется отношение. Даже к Солнцу у одного и того же человека разное отношение в жаркой пустыне или на Крайнем Севере.

Великое многообразие и разноцветье отношения тоже предполагает множественность философских подходов к миру и человеку. Ясно, что для исследования столь странного объекта необходимы удивительно гибкие методы и «приборы». Они есть. Их совокупность называется диалектикой. Диалектика - всеобщий метод, требующий всесторонности рассмотрения объекта и являющийся наиболее гибким инструментом теоретического познания.

Курс построен таким образом, чтобы уловить текучесть и многообразие отношений человека к миру. Изучая классические философские источники, можно увидеть, как «детское» восприятие мира древними греками сменяется благоговением средневекового человека перед могуществом вселенского Разума. А затем, на смену средневековому влюбленному романтику приходит трезвый и расчетливый гражданин буржуазного общества и начинает оценивать мир с экономических позиций. Человек, воспитанный в недрах старейших культур Востока, относится к миру «созерцательно», не желая его переделывать. Человек западной ориентации, напротив, не может примириться с данностью и горит желанием переделать мир на свой лад.

Современная мозаичная картина сосуществования разнообразных философских школ и направлений (критический рационализм и герменевтика, постструктурализм и марксистские школы, бихевиоризм и прагматизм, философия «новых философов») отражает богатую палитру отношений человека к миру. Настоящее пособие нацелено на изучение этих отношений в зависимости: 1) от человека (например верующий или атеист, прагматик или созерцатель); 2) масштаба мира (Вселенная, биосфера, общество, культура, техносфера, «внутренний мир» человека).

Каждая последующая тема логически связана с предыдущей и снабжена перечнем вопросов для изучения, глоссарием, списком литературы и, что важно, методическими рекомендациями для овладения основным сюжетом темы (своего рода «know how» - секретами мастерства, которыми делятся составители тем).

 

БАЗОВЫЕ ИСТОЧНИКИ

Раздел 2. Философия: основные эпохи и идеи

1.  Блинников Л.В. Краткий словарь философов.- М.: Наука, 1994.

2.  Радугин А.А. Философия.- М.: Высш. шк., 1996.

3.  История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. Философия древности и средневековья / Под ред. Н.В.Мотрошиловой.- М.: «Греко-латинский кабинет», 1995.

4.  История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. Философия ХV-ХIХ вв.) / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - М.: «Греко-латинский кабинет», 1996.

5.  Мир философии: Хрестоматия. - М.: Политиздат, 1991. Ч.1.

6.  Мир философии: Хрестоматия. - М.: Политиздат, 1991. Ч.2.

7.  Социальная философия: Хрестоматия. - М.: Высш. шк., 1994. Ч.1.

8.  Социальная философия: Хрестоматия. - М.: Высш. шк., 1994. Ч.2.

9.  Русская философия: Малый энциклопедический словарь.- М.: Наука,1995.

10. Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика, 1998.

11. Спиркин А. Г. Философия. М., 1999.

12. Философия: история и современность. Хрестоматия / Под ред. А. М. Бекарева.- Н. Новгород: НГТУ, 2000.

13. Двенадцать лекций по философии / Отв. ред. И.Я. Лойфман - Екатеринбург, 1996.

14. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1997.

 

 



2019-12-29 202 Обсуждений (0)
Раздел 2. Философия: основные эпохи и идеи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Раздел 2. Философия: основные эпохи и идеи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)