Методические рекомендации
Х.-Г. Гадамер (1900) - немецкий философ, основоположник герменевтики, развивал идеи в русле философии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Герменевтика - это философское направление, связанное с истолкованием (интерпретацией) текстов с целью определения истины. Важнейшими понятиями герменевтики являются «понимание» и «предпонимание». Понимание не есть просто знание об объекте. Можно знать о человек многое, но не понимать его. Понимание есть схватывание истины средствами описания (не объяснения). Предпонимание есть некоторое наличное знание, с позиций которого осуществляется понимание (это может быть и предвзятое мнение, и психологическая установка, и интерес и т.д.). Небольшая работа Х.-Г. Гадамера «Что есть истина?» затрагивает самый широкий круг проблем: от проблем современного скепсиса относительно науки до оригинальной трактовки истины. Здесь довольно четко прослеживаются этапы развития западноевропейской науки. Первый этап - античная наука с ее интересом к суждению(повествованию) и рациональному уровню; истина представляется как верное суждение об объекте. Второй этап связан с наукой Нового времени, когда ученых волнует достоверный путь к истине или метод. Третий этап, связанный с современным положением вещей, означает превращение науки в технику. Излишняя требовательность науки к себе, выраженная в существовании многочисленных запретов, становится ее настоящей бедой. Истина ускользает от нее. Причина тому - нежелание науки заниматься областью, которая полна мотивов и ценностных установок. Истина - не столько в суждении, сколько в вопросе (вопрошании), а сам вопрос чем-то мотивирован. (Область мотивов чаще остается сокрытой от глаз ученого, ею занимаются гуманитарии, священники, врачи и т.п.). Быть может, именно поэтому Восток не пошел по пути науки, ограничившись философско-религиозными системами. Литература 1. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.138-151. 2. Гадамер Х.-Г. Что есть истина? // Логос. Вып.1.- М.: Гнозис, 1991. С.30-37. 3. Современная западная философия: Словарь. С. 67-69,74-77. 4. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб.пособие для вузов. В 3 ч. (См. от Шопенгауэра до Дерриды). Занятие 23. Человек в мире культуры (2часа) Вопросы: 1. Культура и природа. Исторический, практический, познавательный, эстетический и другие аспекты взаимодействия культуры и природы. Характер отношений культуры и природы: от идеи их несовместимости (Ницше Ф., Фрейд Э.) к идее гармонизации отношений культуры и природы (Швейцер А., Лоренц К.) 2. Культура и общество. Проблема замкнутости культур (Шпенглер О.) и единства историко-культурного процесса (Ясперс К.). Соотношение уникального и универсального в культуре человечества. Проблема Запада и Востока в русской философии («западники» и «славянофилы»). 3. Культура и личность. Информационно-познавательная, коммуникативная, регулятивная, аксиологическая, эвристическая и другие функции культуры. Ценности культуры как цели творчества. Свобода и трагедия творчества в культуре. Культура как процесс самосозидания личности.
Ключевые термины Социокультурный процесс, культура как символ, культура как игра, культурно - исторический тип, локальность культуры, технократизм как тенденция культуры, экологизация культуры, культура личности, культура как общение.
Методические рекомендации
Культура представляет собой сложное явление, существующее в двух формах: предметное бытие культуры (традиционно называется материальной культурой) и бытие в личностной форме (духовная культура). Эти формы взаимосвязаны, являясь аспектами одного целого - жизнедеятельности социального человека. Базовые культурные смыслы и ценности, составляя сердцевину, ядро социального в человеке, воплощаются (объективируются) в процессе его деятельности и формируют социокультурный контекст его жизни. В истории человечества преодоление природной ограниченности человека и зависимости его от природы рассматривалось многими философами прежних времен как главный признак качества культуры. Сегодня в культуре утверждается ориентация на обретение нового единения с природой: экологическая функция занимает важное место среди других функций культуры ХХ в. Детерминация культурных процессов и форм их протекания в общественном развитии - важный вопрос в философии культуры. Опираясь на анализ общего, типического и особенного, специфического в культуре разных времен и народов, философы разрабатывают разные модели историко-культурного процесса, порой противопоставляя идею уникальности отдельных культур идее универсального развития человеческой культуры. Человек обретает свои социальные свойства по мере его включенности в социокультурный контекст. Полифункциональность культуры и делает ее особым механизмом созидания и самосозидания личностного бытия человека. В философии ХХ в. развитие аксиологической и эвристической (творческой) функции культуры осмысляются в качестве необходимого условия формирования современного гуманистического типа личности.
Литература
1. Гуревич П.С. Философия культуры.- М.: Аспект Пресс, 1995. С.17-53,78-92,111-128,150-167,188-243. 2. Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии.№2.1989. С.143-162. 3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры.- М.: Политиздат, 1991. С.261-327. 4. Культурология.- М.: О-во Знание РФ, 1993. С.3-66. 5. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.- М.: Гнозис; Изд.группа Прогресс, 1992. С.45-65,176-204. 6. Новая технократическая волна на Западе.- М.: Прогресс, 1986. С.153-315. 7. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы « круглого стола») // Вопросы философии.1992.№6. С.3-49. 8. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура.- М.: Ренессанс, 1992. С.66-134. 9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.: Республика, 1994. С.294-309. 11. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в ХХ в. // Вопросы философии,1994. С.52-62. 11. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.- М.: Прогресс, 1992. С.216-237. 12. Шпенглер О. Закат Европы.- М.: Мысль, 1993. Т.1. С.144-169. 13. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991. С.70-98.
Темы докладов
1. Проблема культуры и техники в концепциях Н. Бердяева и Э. Фромма . 2. Современная западная философия техники о тенденциях взаимоотношений культуры и техники: прогнозы и утопии. 3. Тоталитаризм и культура. (Судьбы искусства и человека). Занятие 24. Человек в информационно-техническом мире.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |