Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Х.-Г. Гадамер (1900) - немецкий философ, основоположник герменевтики, развивал идеи в русле философии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Герменевтика - это философское направление, связанное с истолкованием (интерпретацией) текстов с целью определения истины.

Важнейшими понятиями герменевтики являются «понимание» и «предпонимание». Понимание не есть просто знание об объекте. Можно знать о человек многое, но не понимать его. Понимание есть схватывание истины средствами описания (не объяснения). Предпонимание есть некоторое наличное знание, с позиций которого осуществляется понимание (это может быть и предвзятое мнение, и психологическая установка, и интерес и т.д.).

Небольшая работа Х.-Г. Гадамера «Что есть истина?» затрагивает самый широкий круг проблем: от проблем современного скепсиса относительно науки до оригинальной трактовки истины. Здесь довольно четко прослеживаются этапы развития западноевропейской науки. Первый этап - античная наука с ее интересом к суждению(повествованию) и рациональному уровню; истина представляется  как верное суждение об объекте. Второй этап связан с наукой Нового времени, когда ученых волнует достоверный путь к истине или метод. Третий этап, связанный с современным положением вещей, означает превращение науки в технику.

Излишняя требовательность науки к себе, выраженная в существовании многочисленных запретов, становится ее настоящей бедой. Истина ускользает от нее. Причина тому - нежелание науки заниматься областью, которая полна мотивов и ценностных установок. Истина - не столько в суждении, сколько в вопросе (вопрошании), а сам вопрос чем-то мотивирован. (Область мотивов чаще остается сокрытой от глаз ученого, ею занимаются гуманитарии, священники, врачи и т.п.). Быть может, именно поэтому Восток не пошел по пути науки, ограничившись философско-религиозными системами.

Литература

1. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.138-151.

2. Гадамер Х.-Г. Что есть истина? // Логос. Вып.1.- М.: Гнозис, 1991. С.30-37.

   3. Современная западная философия: Словарь. С. 67-69,74-77.

4. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб.пособие для вузов. В 3 ч. (См. от Шопенгауэра до Дерриды).

Занятие 23. Человек в мире культуры (2часа)

Вопросы:

1. Культура и природа. Исторический, практический, познавательный, эстетический и другие аспекты взаимодействия культуры и природы. Характер отношений культуры и природы: от идеи их несовместимости (Ницше Ф., Фрейд Э.) к идее гармонизации отношений культуры и природы (Швейцер А., Лоренц К.)

2. Культура и общество. Проблема замкнутости культур (Шпенглер О.) и единства историко-культурного процесса (Ясперс К.). Соотношение уникального и универсального в культуре человечества. Проблема Запада и Востока в русской философии («западники» и «славянофилы»).

3. Культура и личность. Информационно-познавательная, коммуникативная, регулятивная, аксиологическая, эвристическая и другие функции культуры. Ценности культуры как цели творчества. Свобода и трагедия творчества в культуре. Культура как процесс самосозидания личности.

 

Ключевые термины

Социокультурный процесс, культура как символ, культура как игра, культурно - исторический тип, локальность культуры, технократизм как тенденция культуры, экологизация культуры, культура личности, культура как общение.

 

Методические рекомендации

 

Культура представляет собой сложное явление, существующее в двух формах: предметное бытие культуры (традиционно называется материальной культурой) и бытие в личностной форме (духовная культура). Эти формы взаимосвязаны, являясь аспектами одного целого - жизнедеятельности социального человека. Базовые культурные смыслы и ценности, составляя сердцевину, ядро социального в человеке, воплощаются (объективируются) в процессе его деятельности и формируют социокультурный контекст его жизни.

В истории человечества преодоление природной ограниченности человека и зависимости его от природы рассматривалось многими философами прежних времен как главный признак качества культуры. Сегодня в культуре утверждается ориентация на обретение нового единения с природой: экологическая функция занимает важное место среди других функций культуры ХХ в.

Детерминация культурных процессов и форм их протекания в общественном развитии - важный вопрос в философии культуры. Опираясь на анализ общего, типического и особенного, специфического в культуре разных времен и народов, философы разрабатывают разные модели историко-культурного процесса, порой противопоставляя идею уникальности отдельных культур идее универсального развития человеческой культуры.

Человек обретает свои социальные свойства по мере его включенности в социокультурный контекст. Полифункциональность культуры и делает ее особым механизмом созидания и самосозидания личностного бытия человека. В философии ХХ в. развитие аксиологической и эвристической (творческой) функции культуры осмысляются в качестве необходимого условия формирования современного гуманистического типа личности.

 

Литература

 

1. Гуревич П.С. Философия культуры.- М.: Аспект Пресс, 1995. С.17-53,78-92,111-128,150-167,188-243.

2. Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии.№2.1989. С.143-162.

3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры.- М.: Политиздат, 1991. С.261-327.

4. Культурология.- М.: О-во Знание РФ, 1993. С.3-66.

5. Лотман Ю.М. Культура и взрыв.- М.: Гнозис; Изд.группа Прогресс, 1992. С.45-65,176-204.

6. Новая технократическая волна на Западе.- М.: Прогресс, 1986. С.153-315.

7. Россия и Запад: взаимодействие культур (материалы « круглого стола») // Вопросы философии.1992.№6. С.3-49.

8. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура.- М.: Ренессанс, 1992. С.66-134.

9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности.- М.: Республика, 1994. С.294-309.

11. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в

ХХ в. // Вопросы философии,1994. С.52-62.

11. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.- М.: Прогресс, 1992. С.216-237.

12. Шпенглер О. Закат Европы.- М.: Мысль, 1993. Т.1. С.144-169.

13. Ясперс К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991. С.70-98.

 

Темы докладов

 

1. Проблема культуры и техники в концепциях Н. Бердяева и Э. Фромма .

2. Современная западная философия техники о тенденциях взаимоотношений культуры и техники: прогнозы и утопии.

3. Тоталитаризм и культура. (Судьбы искусства и человека).

Занятие 24. Человек в информационно-техническом мире.



2019-12-29 176 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)