Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-12-29 183 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Свобода - могучая ценность в культурах разных народов. За нее боролись, шли на пытку, отдавали жизни. Но зачастую попытки обрести долгожданную свободу оборачивались горьким разочарованием. И все же надежда жива, когда речь идет о свободе; это подтверждают многочисленные попытки разных философов ХХ в. проникнуть в ее тайну.

Теоретическое осмысление проблемы свободы следует предварить анализом сущности личности, ибо личность - это и есть «свобода» человека. Только свободный человек может быть личностью. Попытайтесь это доказать самостоятельно.

Что такое личность и где ее обитель? В современной философии однозначного ответа на этот вопрос нет. Есть лишь многочисленные версии.

Экзистенциальная трактовка. Личность нельзя понять умом. Ее суть недоступна словесному описанию; она в неповторимости, уникальности человека. В словах можно выразить только общее; уникальное неподвластно слову. Поэтому личность постигается иррационально. Личность - это неповторимое «лицо», которое скрывается за «масками».

Марксистская трактовка. Сущность личности в ее социальных качествах. Эти качества проявляются в различных отношениях человека к миру. Личность обитает не в теле и не в душе, она в общественных отношениях. Сам по себе человек («робинзон») ни добр, ни зол, ни слаб, ни могуч. Добрым или злым, слабым или сильным он является лишь в отношении к другим людям и к природной среде. Поэтому сущность личности вполне доступна для науки с ее рациональными методами познания.

Фрейдистская трактовка. Теория личности погранична с физиологией и социологией. Бытие человека З. Фрейд рассматривал на трех уровнях: самый нижний уровень (Ид) заключен в потемках души человека - в сфере инстинктов (инстинкт агрессии, инстинкт смерти, либидо); самый верхний уровень (Супер-Эго) включен в сферу культуры общества; средний уровень (Эго) - обитель личности. Личность словно находится между молотом и наковальней - она притесняется культурой и в ней сублимируются темные инстинкты. На личности лежит ответственность выбора между «телом желаний» и нормами культуры.

Религиозно-философская трактовка. Независимо от той или иной религии, все религиозно-философские системы рассматривают личность как «функцию» веры. Неверие ведет к деградации, а затем и к распаду личности. Однако чувство веры имеет божественное происхождение. Человек является личностью в той мере, в какой в его душе представлен Бог. Добру, истине и красоте не научить, постигший их открывает «дар божий» в себе. Он и есть личность.

В зависимости от того, как трактуется личность, решается проблема свободы и ответственности человека. В рамках экзистенциализма свобода представлена как свобода «от» общества. Человек «приговорен к свободе» (Ж.П. Сартр).

Личность восстает против социальной среды, ибо в этой среде происходит ее нивелировка. Общество (сфера «Man» М. Хайдеггера) уничтожает личность человека, делая его таким же, как все «другие», т.е. утратившим свою самобытность. Подлинная свобода заключена в развитии «самости» человека, когда он проектирует свое собственное бытие без указаний со стороны общества. Единства личности и общества нет, и не будет никогда. Одна из этих двух сторон должна погибнуть; пусть это будет общество (А. Камю). Вопрос лишь в том, как дезинтегрировать общество и распылить его самостоятельные «проекты». Да и возможно ли это? Над этим стоит подумать.

Есть позиция и прямо противоположная (марксистская философия): личное должно быть растворено в общественном. Не личность, а народные массы - творцы истории. Нельзя сказать, что марксизм вообще против личности, но она здесь понимается не как неповторимая индивидуальность, а как социальное качество, уподобляющее людей друг другу. Слиться с народными массами и служить им - вот в чем состоит задача человека, желающего обуздать законы истории.

Общество «против» личности - это трактовка и фрейдистских теорий. Общественная культура подавляет природные склонности людей (инстинкты), в результате человек испытывает острое «недовольство культурой» (З. Фрейд). Это недовольство выражается в невротических реакциях; неврозы - следствия подавления индивида обществом.

Если экзистенциальный вариант свободы граничит с волюнтаризмом, то марксистский и фрейдистский варианты связаны со слабой разновидностью фатализма (приоритет либо общественной, либо природной необходимости над свободой).

Поиски свободы не заданы жестко системой личность-общество. Иногда свобода рассматривается как самоотречение личности. В религиозно-философских исканиях личность рассматривается сквозь призму служения (культа) божеству (всевышнему или живому, как в восточных деспотиях). Человек постольку личность, поскольку он отрекается от себя в пользу Бога. В рамках научно ориентированной философии эта версия свободы описана в механизме «бегства от свободы» (Э. Фромм), когда человек ради гарантированного существования, уходя от одиночества и тревоги, способен пожертвовать собственной свободой, убежать от нее, чтобы испытать нечто подобное инцестуальному симбиозу с обществом.

Свобода как отсутствие гарантий - тяжелое бремя, не все его выдерживают достойно. Механизм «бегства» от бремени свободы было бы уместно рассмотреть на материале новейшей российской истории.

Свобода не только теоретическая конструкция, но и живая практика человечества, потому в заключение занятия следует поднять проблему прав и свобод человека с точки зрения норм международного права.

Литература

 

1. Ведение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.114,128,237,324; Ч.2. С.507,566-584.

2. Права и свободы человека. Метод. указ. /Сост.А.М. Бекарев/ Н.Новгород, 1996. С.57-59.

3. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теории познания. – М: Мысль, 1994.С.361-376.

4. Философский словарь.- М.: Политиздат, 1981. Ст. «Волюнтаризм», «Провиденциализм», «Фатализм», «Необходимость и свобода», «Ницше», «Шопенгауэр», «Сартр», «Камю», «Фромм».

5. Философский энциклопедический словарь.- М.: Сов. энциклопедия, 1984. Ст. «Необходимость и случайность», «Свобода», «Иррационализм».

6. Фромм Э. Бегство от свободы.- М.:Прогресс, 1989. С.120-174.

7. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.127-151;158-175.

 

Темы докладов

1. Анархия и свобода (по книге М.А. Бакунина «Государственность и анархия»; см. Бакунин М.А. Соч. М.:Правда, 1990.

2. Свобода в созерцательной философии Востока (по Кришнамурти Д. 8 бесед в Бомбее в 1959-1960 гг.- М.: Гиль-Эстель, 1992).

 

РАЗДЕЛ 5

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Философия - самосознание культуры. Культурные суперсистемы и типы философствования.

2. Научный лик философии. Критерии научности и философичности. Философия как мировоззренческая наука: ее структура и функции.

3. Тождество и различие мифологии и философии. Генезис европейской рациональности.

4. Платон о предмете философии: проблема единого и многого. О пользе философии в делах государственного управления.

5. Своеобразие философских традиций Востока. Восточный тип рациональности - учение о дао, нирване, карме, манвантаре.

6. Разум на службе у веры. Свобода воли как божественный дар.

7. Мистический рационализм Дж. Бонавентуры.

8. Философия человека Возрождения, дерзнувшего уподобить себя Богу.

9. Материальный мир и пути его познания. Человек как машина в механическом мире.

10. К.А. Гельвеций о природном равенстве умов и роли воспитания в формировании социального неравенства.

11. И. Кант о человеке как жителе двух миров, который задает вопросы о своем бытие и ищет ответы на них.

12. Диалектика как путь достижения тождества субъекта и объекта в немецкой классической философии.

13. Путь философской мысли от религии любви Л.Фейербаха к материалистическому пониманию истории у К. Маркса и Ф. Энгельса.

14. Позитивизм как философия науки. О. Конт о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества. Органицизм Г. Спенсера.

15. Ницшеанский сверхчеловек по ту сторону добра и зла.

16. Философская палитра ХХ в.: основные направления. Модерн и постмодерн в философии и культуре.

17. Феноменология Э.Гуссерля как философский метод постижения бытия.

18. Русская философия о русской душе, ее ценностях и призвании.

19. Культура - смирительная рубашка биологической природы человека (З. Фрейд, К. Лоренц).

20. Космическое призвание человека. Основные вехи на пути к Богочеловечеству и ноосфере.

21. Диалектический материализм о качественном мнргообразии материального мира. Человек - дитя природы и продукт общественного развития.

22. Практика, познание, творчество - атрибуты человеческого бытия.

23. Х.Г. Гадамер об историчности истины: истины науки и истины культуры.

24. Универсальные и уникальные ценности культуры и их реализация в творческой деятельности общества и личности.

25. Рациональность и наука. Роль научной рациональности в развитии общества.

26. Научная революция как смена парадигм научного мышления.

27. Наука как технология, формирование техносферы. Судьба техногенной цивилизации.

28. Модерн и постмодерн о ценностной нейтральности науки: сциентизм и антисциентизм.

29. Глобальные проблемы современности - результат развития техногенной цивилизации. Пути и способы их решения в переходе к цивилизации нового типа.

30. Экология человека: антропологический кризис на исходе ХХ столетия. Проблема сохранения автономности личности и естества человеческой телесности.

31. Социо-культурные механизмы регуляции научной и технической деятельности. Синергетическая парадигма и постмодерн в культуре.

32. Личностное измерение человека: экзистенциализм, марксизм, фрейдизм, религиозная философия.

33. Личность против общества. Ж.П. Сартр о человеке как «проекте бытия». А. Камю: «абсурдный человек» в «абсурдном мире».

34. Общество против личности. Тоталитаризм, бюрократизм как средства нивелировки личности.

35. Тяжкое бремя свободы. Личность «против» себя. Механизм бегства от свободы.

36. Диалектика свободы и несвободы. Права и моральная ответственность человека на пороге ХХI в.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…..3

                                                                                                 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА…………………..8                     

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

РАЗДЕЛ 1.ВВОДНЫЙ КУРС………………………………………………..9                                                                     

 



2019-12-29 183 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (183)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)