Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-12-29 175 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Изучение средневековой философии Европы должно проходить под знаком Библии. Античная философия обесценила чувство веры, считая его таким же «темным», как зрение или обаняние. Библия, будучи священным текстом или «Словом Божьим», подняла значение веры на недосягаемую (для разума) высоту. В связи с этим следует остановиться на содержании Библии (в единстве ее двух Заветов) и выявить основополагающие идеи. К таким идеям относятся монотеизм, креационизм, провидение и свобода воли, первородный грех, искупление, «агапэ» (благодать), бессмертие души, спасение.

После знакомства с содержание Библии легче понять новую роль философии в эпоху господства христианских идей (а это ни много, ни мало почти 15 веков: с I по ХV вв. н.э.). Правда, сама средневековая философия имеет возраст 10 веков (V-ХV вв.н.э.). Поскольку разум в Библии оценивается ниже, чем вера, постольку философия рассматривалась отцами церкви в качестве «служанки богословия». Ее (философии) главная задача - служить распространению христианских идей путем их доказательства для неверующих. В Ветхом Завете выдвигается идея существования двух миров (тварного и нетварного), один из которых является объектом вдохновения и утешения для богословов (нетварный мир или сам Бог с его ангелами-помощниками), другой - объектом размышления для философов (сотворенный земной мир). Следует учесть, что религиозная картина мира становится теоцентричной - Бог держит в своей деснице власть над всеми вещами и существами.

Существуют два периода в развитии средневековой философии: 1) патристика и 2) схоластика. В период патристики философия - это прерогатива отцов церкви. Здесь она не имеет сколько-нибудь самостоятельного значения, ибо философствовать дозволялось лишь в рамках веры. Рекомендуется обратить особое внимание на взгляды одного из выдающихся представителей патристики - Августина Аврелия.

В период схоластики философия выходит из лона церкви и поселяется в университетах (XII-ХV вв.). Это означает, что она возымела самостоятельное значение и ее идеи не сводятся лишь к обоснованию библейских догматов. Наиболее значительной фигурой в схоластический период был Фома Аквинский (ХIII в.).

Проблема соотношения веры и разума решалась по-разному в эпоху патристики и в эпоху схоластики. В раннем средневековье разум рассматривался как составляющая веры, в схоластический период ему отводится собственное поле деятельности, связанное с тварным миром. В это время на авансцену выдвигается проблема существования общих понятий - универсалий (таких как природа, разум, человек и т.п.). Проблема человека решалась в зависимости от библейских сюжетов о свободе воли и божественном предопределении.

 

 

Литература

 

1.  Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.7,111, 343.

2.  Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.115-132.

3.  История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1. С.245-377.

4.  Радугин А.А. Философия. С.69-93.

5.  Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. – СПб.: ТОО ТК Петрополис1994.

6.  Соколов В.В. Средневековая философия.- М.: Высш. шк. 1979. С.51-84, 316, 338-378.

 

Занятие 7. Д. Бонавентура «О возвращении наук

к теологии» (2 часа)

 

Вопросы:

1.  Виды познания сотворенного мира. Озарения, их источник, состав, характер действия, назначение, упорядоченность.

2.  Триадичный способ проявления божественной мудрости во всяком познании (среда, порядок жизни, цель).

3.  Проблема соотношения науки, философии и теологии.

4.  Почему наука возвращается к теологии?

 

 

Ключевые термины

 

Слово, слово вечное и воплощенное, озарение, подобие, эманация, моральная философия, натуральная философия, теология, стихии.

Методические рекомендации

 

Д.Бонавентура (1221-1274) - святой и один из учителей католической церкви, генерал францисканского ордена. Главной задачей ума (и философии) считал познание Бога по его «следам» в мире сотворенного. Разум должен подчиняться вере в процессе познания, ибо он движим верой к сфере чистого бытия. Все сотворенное имеет в Боге свои прообразы. Эти прообразы доступны разуму. Бонавентура выдвинул онтологическое доказательство бытия Бога как чистого бытия. Важную роль играет в его философии и доктрина Божественного просвещения. Форма вещи, делающая ее постижимой для ума, обнаруживает присутствие в ней «логоса» - начала, идущего от Бога. Здесь чувствуется влияние идей Аристотеля о формах и их логическом завершении - форме форм.

Итак, разум (и наука) необходимы потому, что они приводят к идее о необходимости существования первой причины.

Предлагаемый в хрестоматии текст Д. Бонавентуры содержит в себе наиболее типичные выводы средневековой философии и представляет собой попытку синтеза патристики и схоластики.

 

Литература

 

1. Бонавентура Д. О возвращении наук к теологии // Вопросы философии. 1993.№ 3. С.132-140.

2. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1. С.366-367.

3. Соколов В.В. Средневековая философия.- М.: Высш.шк.,1979. С.316-320.

4. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.36-50.

 

 



2019-12-29 175 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)