Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Занятие 4. Предназначение философии



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Занятие 4. Предназначение философии 0.00 из 5.00 0 оценок




(диалог Платона «Соперники») (2 часа)

Вопросы:

1.  Чему учили в древнегреческих гимнасиях?

2.  Философия и многознание: кто из спорящих пытается доказать их тождество?

3.  Сравнение философии с многоборьем (или почему Сократ не соглашается с тем, что философия должна довольствоваться вторыми местами в искусствах?).

4.  Философия - зло или благо? Какую пользу приносит философия?

5.  Философия и искусство государственного управления (или что должен делать философ). Можно ли определить философию как «служанку» политики? Идеальное государство: утопия 1.

6.  Диоген Лаэртский о философии Платона:

·  краткие биографические данные;

· влияние взглядов Гераклита, Пифагора, Сократа, Эпихарма на учение Платона;

· учение об идеях и памяти;

· способы доказательства у Платона;

· учения: 1. О душе; 2. О началах всего сущего и единстве мира; 3. О времени и вечности; 4. О благе и зле.

 

Ключевые термины

 

Добродетель, благо и зло, душа, первоначало, идея, память, польза, государственное управление, многознание, мудрость, государство.

 

Методические рекомендации

К занятиям 3,4

Основные персонажи античных мифов - люди, полубоги (герои) и боги. В мифе сплетены знания, вера и художественный вымысел. Здесь еще нет оформившихся религий, философии, науки и искусства - все едино и неразделимо. Философия как теоретическое знание («логос») вышла из первичных вод мифа и унаследовала от него некоторые идеи и решения. Среди них идея единства мира, в которую древние греки свято верили и брали ее безо всяких доказательств. В наследство от мифа досталась идея бессмертия души и безраздельного господства судьбы в жизни человека. Правда, философы были не настолько наивны, чтобы не усомниться в истинности этих идей. Но главное то, что темы бессмертия (человека ли, субстанции ли) и судьбы оказались наиболее популярными в античной философии.

Миф отвечал на все вопросы. Однако паства мифа ограничена монокультурной общностью (племенем, родом). Философия появляется в гетерогенном обществе, где сталкиваются различные племенные культуры. Столкновение культур, независимо от того, мягкое оно или жесткое, порождает вопросы. На эти вопросы призвана отвечать философия как область знания, снимающая культурные конфликты.

Все античные философы были единодушны в утверждении, что мир един. Но почти все они расходились во мнении, что именно служит цементирующим мировым началом. Субстанция - это то начало, которое объединяет великое многообразие всех вещей и явлений. Фалес считал, что субстанцией является «вода», Гераклит - «огонь», Анаксимандр - «апейрон» (нечто беспредельное), Эмпедокл - 4 стихии (земля, огонь, воздух, вода), Пифагор - «числа», Платон - «идеи» и т.д. Огромное разнообразие точек зрения обусловило появление принципа «эпохэ» Пиррона и скептиков (т.е. принципа воздержания от суждений). Если мнений много, то истину не знает никто, а потому следует избегать всяких категорических суждений о вещах. В конце концов, «человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, и несуществующих - в том, что они существуют» (Протагор).

В отличие от скептиков и софистов, многие другие античные философы думали, что есть инструмент познания, способный привести пытливого исследователя к истине путем преодоления тьмы мнений. Инструмент этот - диалектика. Античными мыслителями диалектика трактуется неоднозначно. И все же общим местом является ее определение как метода, способного вывести человека из сетей противоположностей. Умение найти скрытое единство за внешне враждебными противоположностями объекта (или суждения) есть диалектический метод. Отсюда надо полемизировать, спорить, сталкивать противоположные мнения, чтобы добраться до истины, ведь мудростью обладает не тот, кто владеет богатством, обширными знаниями, кто стремится к вершинам славы и власти. Различные античные школы, разумеется, проповедовали свой идеал мудреца: одни говорили - мудр тот, кто познал покой и счастье; другие утверждали, что мудр многознающий; третьи убеждали - «многознание уму не научает» (Гераклит). Но, так или иначе, мудрец должен владеть истиной. Вопрос лишь в том, где она.

Вам надлежит более подробно ознакомиться с небольшим диалогом Платона «Соперники», где речь идет о том, почему философ должен знать многое о многом, и для чего это ему надо.

Окажется полезным также знакомство с философией и диалектикой Платона путем обращения к оригинальным текстам Диогена Лаэртского (античного историка философии). Как сам текст Платона, так и интерпретация платоновской философии, должны подвести к итоговому положению: натурфилософские взгляды античных философов (о космосе, субстанции, природе вещей) не являлись главным содержанием их размышлений; таким содержанием были этические (нравственные) конструкции философских теорий. Искомая истина античных мудрецов заключалась в том или ином благе ( коллективном или индивидуальном, в справедливости или идеальном порядке).

 

Литература

 

1.  Блинников Л.В. Краткий словарь философов. Статьи: «Анаксагор», «Анаксимандр», «Аристотель», «Анаксимен», «Гераклит», «Демокрит», «Зенон из Элеи», «Парменид», «Пифагор», «Платон», «Протагор», «Сократ», «Эпикур», «Эмпедокл».

2.  Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.93-114.

3.  Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1979. С.150-181.

4.  История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1.

5.  Лосев А.Ф. Дерзание духа:- М.: Политиздат, 1989. С.9-80.

6.  Платон. Диалоги.- М.: Мысль, 1986. С.404-414.

7.  Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. – СПб.: ТОО ТК Петрополис,1994.

8.  Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности (Начало древнегреческой философии) Учеб.пособие.-М.: Интерпракс,1996.

9.  Философия: история и современность: Хрестоматия. С.7-23.

10. Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика, 1997.

 



2019-12-29 210 Обсуждений (0)
Занятие 4. Предназначение философии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Занятие 4. Предназначение философии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (210)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)