Методические рекомендации
Понятие Вселенной как продукт культурной истории человечества выражает космические притязания человека. Земной дом давно стал тесен для человеческой мысли. Дух, заключенный в телесной оболочке Homo sapiens, дерзновенно вырывается вперед и ввысь, одновременно пытаясь осознать свое место в мире, раздвигая его границы от круга непосредственного общения до понимания Большой Вселенной. Результат теоретического полета мысли в каждую конкретно-историческую эпоху воплощается в построении картины мира. Картина мира включает в себя четыре пласта: · онтологический - представление о строении мира (эскиз устройства мироздания); · гносеологический - познавательный аспект картины мира (познаваем ли мир, и если да, то в каких пределах, какие концептуальные средства могут быть использованы для его объяснения и понимания человечеством как субъектом познания); · аксиологический - ценностно-теоретический пласт (вселенское признание Человека, его роль и функции в структуре мироздания, смысл его бытия как для самого человека, так и для мира в целом); · праксиологический - деятельностно-практический аспект картины мира (каковы возможности человека в сохранении и изменении мира в целом, каков арсенал его практических средств?). При изучении картины мира необходимо постоянно учитывать диалектическое единство перечисленных аспектов. Картина мира функционирует как исследовательская программа, которая определяет постановку задач эмпирического и теоретического поиска, выражая уровень запросов человека как родового существа. Традиционная религиозная картина мира (христианский вариант), с ее дуализмом тварного и нетварного бытия, при безусловном примате бытия несотворенного - Бога (онтологический аспект), истин разума в пределах веры (гносеологический аспект), обосновывает особое положение человека в мире тварного бытия. Душа земного человека стремится вернуться к Создателю, чтобы обрести временно утерянные атрибуты - вечность и благодать (аксиологический аспект). Деятельностные устремления человека направлены на сохранение и поддержание существующего земного порядка, имеющего божественное происхождение (праксеологический аспект). В основе картин мира, доминирующих в культуре ХХ столетия, лежит принцип глобального эволюционизма (онтологическое основание). Христианский модернизм в лице П. Тейяр де Шардена, опиравшегося на достижения современной ему науки, обосновывает следующие этапы эволюции: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Религиозная направленность мыслителя проявляется в понимании сверхжизни как конца света, слиянии душ в точке Омега, которая есть Христос, воплощенный в мире (смысл наличного бытия и мира). Практические средства осуществления Вселенского признания человека: деятельностный союз науки и религии, коллективизм, основанный на родстве душ, личностная любовь. Русский космизм, как направление философской мысли, проводит идею активного управления материей со стороны духа. Носителем духа является человек из плоти и крови, космическое признание которого есть в сознательном продолжении эволюции, в устранении сделанных ею ошибок, как- то: смертность человеческих существ и их заземленность на материально-вещественном обустройстве бытия. Цель активной эволюции - в становлении Богочеловечества: Бог воплотился в человека, чтобы человек стал Богом. Литература
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. С.293-325, 380-437. 2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.- М.: Наука, 1991. С.27-63. 3. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989.Т.2. С.56-74, 97-120. 4. Русский космизм.- М.:Педагогика-Пресс, 1992. С.3-33, 69-78, 264-278. 5. Гайденко П.П. Природа в религиозном восприятии // Вопросы философии. 1995. № 3. С.43-52. 6. Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива богу? // Вопросы философии. 1995. № 2. С.37-47. 7. Гиренок Ф.И. Русские космисты.- М.: Знание, 1990. 8. Игумен Вениамин (Новик). О православном миропонимании (онтологический аспект) // Вопросы философии. 1993. № 4. С.135-149. 9. О любви к жизни, о смерти и о «тайнах иного бытия».- М.: Знание, 1992. 10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь.- М.: Наука, 1987. С.135-235.
Темы докладов
1. Н. Федоров «Философия общего дела». Реальность и иллюзии вечной жизни и всеобщего воскрешения. 2. К. Э. Циолковский. Бессмертие как реальность. 3. Концепция ноосферы. Взгляды В.И.Вернадского и П.Тейяр де Шардена: сравнительный анализ.
Занятие 20. Человек - венец природы. (Диалектико-материалистическое учение о материи и ее атрибутах) 2 часа
Вопросы: 1. Философское определение материи. Современные научные представления о строении материи: от понятия физического вакуума до представлений о Большой Вселенной. 2. Качественное многообразие видов материи и форм проявления ее атрибутов (движение, пространство, время, отражение, сознание как высшая форма отражения действительности). Концепция материального единства мира. 3. Человек - венец природы. Общественное развитие человека. Диалектико - материалистическая концепция ноосферы.
Ключевые термины
Материя, атрибут, пространство, время, движение, отражение, вид материи, пространственно-временной континуум, пространственно-временные формы, развитие, бесконечность, безграничность, сознание, человек, общественное развитие, материальноное единство мира, ноосфера.
Методические рекомендации
Марксистская философия имеет строго определенную логическую цепь построений. Первым звеном является онтология. Здесь раскрывается учение о материи и материальном единстве мира. Материя определяется как общее в вещах (Ф. Энгельс) или, более подробно, как «объективная реальность», данная человеку в ощущениях и существующая независимо от сознания человека и человечества (В. И. Ленин). В современной философии марксизма развивается атрибутивная модель единства мира: неотъемлемыми свойствами материи (атрибутами) являются движение, пространство, время, отражение (сознание - одна из его форм). Объективная диалектика - необходимая составная часть картины мира, в основе которой лежит принцип эволюции форм материи и идея линейного прогресса. Несущей конструкцией онтологии является пара категорий «материя - сознание». Второе звено - это марксистская праксиология, включающая гносеологию; несущая конструкция - пара категорий «практика - познание». Гносеологический оптимизм марксистов обусловлен убеждением, что бесконечный прогресс познания детерминирован практикой (общественно - исторической материальной деятельностью людей). Расширение поля практики влечет за собой расширение поля зрения. Третье звено - аксиология. Стержнем звена является учение о свободе и необходимости. «Свобода - необходимость» - несущая конструкция аксиологии. Марксизм развивает идею интеллектуальной и практической эволюции (прогресса) человечества.
Литература
1. Алексеев П.В. Понятие «материи» // Философские науки. 1990.№12. С.3-11. 2. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. 1993.№1. С.115-125. 3. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.2. Гл.6,8,9. С. 49-94, 185,268. 4. Воронин П.П. Разумность мироустройства глазами физика // Вопросы философии. 1990.№8. С.36-38. 5. Жданов Г.Б. Физика и общество // Вопросы философии. 1993. №8. С.105-112. 6. Кутырев В.А. Естественное и искусственное. Борьба двух миров.- Н.Новгород: Изд-во «Н.Новгород», 1994. С.3-110. 7. Левич А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1993.№4. С.115-124. 8. Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993. №2. С.49-55. 9. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн.собр. соч. Т.18.С.273-281. 10. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. 1990. №1.С.5-31. 11. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990.№6.С.32-45. 12. Петров М.К. Человек и культура в научно - технической революции // Вопросы философии. 1990.№5.С.79-92. 13. Шрейдер Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и антропный принцип // Вопросы философии. 1995.№7.С.163-167.
Темы докладов
1. Бесконечность как философская проблема. 2. Биология человека в эпоху НТР. 3. Виртуальная реальность: от виртуальных истин до виртуальной реальности.
Занятие 21. Феноменология человеческого духа (2часа)
Вопросы: 1. Понятие духовной реальности, формы ее существования: информация, психика, сознание. Практика, язык, сознание. 2. Структура духовной реальности: бессознательное, сознание, самосознание. Предметность и рефлексивность сознания. 3. Процесс и цель познания (практика - чувство - разум - истина - практика). 4. Интуиция и творчество.
Ключевые термины
Дух, душа, знание, сознание, психика, информация, отражение, практика, язык, идеальное и материальное, предметность, образ, операциональность, бессознательное, самосознание, рефлексия, понимание, объяснение, интуиция.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |