Методические рекомендации
Иммануил Кант (1724-1804) - первый и наиболее серьезный философ среди блестящей плеяды представителей немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах). Его философское наследие велико и до сих пор вызывает неоднозначные оценки. Важнейшие работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов». Сложность языка и философских суждений И. Канта не располагают к легкому чтению, но удивительная ясность мысли обнаруживается как бы «вдруг», когда пытаешься ответить на знаменитые кантовские вопросы. Человек - это существо разумное , потому нравственное. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Соч. Т.4. М., 1965. С.499). Так он думал, полагая, что человек (в отличие от животных) способен смотреть на небо и опускать свой взгляд в глубины своей души. Насколько простирается этот взор или какова сила разума? Кант рассматривает три этапа процесса познания: опыт (апостериорное знание, идущее от органов чувств изучается трансцендентальной эстетикой); рассудок (изучается трансцендентальной аналитикой); разум (изучается трансцендентальной диалектикой). Уже на уровне разума, когда появляются синтетические суждения (дают новое знание, не имевшееся в посылках), обнаруживается скрытый источник знаний (априорное - доопытное и внеопытное знание). Этот источник существует наряду с опытом. Опыт и рассудок позволяют раскрывать содержание феноменов (явлений); априорные знания и разум раскрывают содержание ноуменов (сущности явлений). И все же остается в этом лучшем из миров что-то непостижимое (вещи-в-себе). Изощренный в спекуляциях разум постигает в антиномиях свое собственное бессилие. Рекомендуется рассмотреть четыре космологические антиномии: 1) а) мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; б) мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве; 2) а) всякая сложная вещь в мире состоит из простых частей; б) ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей; 3) а) в мире существует жесткая причинная связь; б) в мире нет жесткой причинной связи, а господствует свободная причинность; 4) а) в мире существует, как причина, безусловная необходимая сущность; б) в мире нет никакой абсолютной необходимой сущности в качестве его причины. Вывод И. Канта о возможностях и границах человеческого познания неутешителен: человек не может преодолеть некую запретную черту, за которой скрывается загадочная «вещь-в-себе». Правда, он допускает, что человек соединяется с этой «вещью» с помощью веры (Кант своими «критиками» освободил место для веры). Что касается второго вопроса относительно того, что должен человек делать, то Кант стоял, по сути, на позициях стоицизма и проповедовал этику долга («категорический императив»). Вера и этика долга дают основания человеку надеяться на прогресс - таков ответ на третий вопрос. Кант – это настоящий диалектик. Его учение о противоречивости познания и человеческой истории показывает всю сложность и удивительные перевоплощения человеческого существования. Однако диалектика у него – это, скорее, продукт бессилия человека. И. Г. Фихте (1762-1814), напротив, рассматривал деятельность человека как ведущий фактор человеческой истории. «Я» и «дело-действие» - главные понятия его философской системы. «Я» Фихте - это ощетинившийся, бодрый и агрессивный «зверь», наделенный недюжинными интеллектуальными силами. Весь мир («не - Я») - против него. Диалектика - это снятие противоречия между «Я» и «не - Я». Фридрих Шеллинг (1775-1854) - продолжатель диалектических идей Канта и Фихте. В отличие от них, он сосредоточил внимание на философии Природы (не индивида). Его натурфилософия базируется на понятии Абсолюта - тождества Природы и Духа. Это тождество не абсолютно и разрывается на Природу и Дух в их отдельности и противоположности. Абсолют Шеллинга - прообраз гегелевской «абсолютной идеи».
Литература
1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.113-121. 2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.169-187, 239-241, 266-268. 3. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.2. С.390-442. 4. Лосев А. Ф. Дерзание духа.- М.: Политиздат, 1989. С.56-80. 5. Нарский И.С. Западно-европейская философия ХIХ в. - М.: Высш. шк. 1976. С.81-145.
Занятие 11. Диалектика Г.Гегеля (2 часа) Вопросы: 1. Философская энциклопедия. Логика: · онтологическая логика (бытие, сущность, действительность); · субъективная логика (понятие, суждение, умозаключение); · учение об идеях (идея жизни, идея познания, абсолютная идея или знание). 2. Философская энциклопедия. Наука о природе: · математика; · физика (механика и физика неорганического мира); · физика органического мира. 3. Философская энциклопедия. Наука о духе: · дух в его понятии (чувство, представление, мышление); · практический дух (право, моральность, государство); · дух в его чистом выражении (искусство, религия, наука).
Ключевые термины
Абсолютная идея, бытие (качество - количество - мера), сущность (сущность сама по себе - явление - действительность), понятие, суждение, умозаключение, логика, истина, объективный дух, субъективный дух, мораль, право, государство, искусство, религия, наука.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |