Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методические рекомендации



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Иммануил Кант (1724-1804) - первый и наиболее серьезный философ среди блестящей плеяды представителей немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах). Его философское наследие велико и до сих пор вызывает неоднозначные оценки. Важнейшие работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов». Сложность языка и философских суждений И. Канта не располагают к легкому чтению, но удивительная ясность мысли обнаруживается как бы «вдруг», когда пытаешься ответить на знаменитые кантовские вопросы.

Человек - это существо разумное , потому нравственное. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Соч. Т.4. М., 1965. С.499). Так он думал, полагая, что человек (в отличие от животных) способен смотреть на небо и опускать свой взгляд в глубины своей души. Насколько простирается этот взор или какова сила разума?

Кант рассматривает три этапа процесса познания: опыт (апостериорное знание, идущее от органов чувств изучается трансцендентальной эстетикой); рассудок (изучается трансцендентальной аналитикой); разум (изучается трансцендентальной диалектикой). Уже на уровне разума, когда появляются синтетические суждения (дают новое знание, не имевшееся в посылках), обнаруживается скрытый источник знаний (априорное - доопытное и внеопытное знание). Этот источник существует наряду с опытом. Опыт и рассудок позволяют раскрывать содержание феноменов (явлений); априорные знания и разум раскрывают содержание ноуменов (сущности явлений).

И все же остается в этом лучшем из миров что-то непостижимое (вещи-в-себе). Изощренный в спекуляциях разум постигает в антиномиях свое собственное бессилие. Рекомендуется рассмотреть четыре космологические антиномии:

1) а) мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; б) мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве;

2)  а) всякая сложная вещь в мире состоит из простых частей; б) ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей;

3)  а) в мире существует жесткая причинная связь; б) в мире нет жесткой причинной связи, а господствует свободная причинность;

4)  а) в мире существует, как причина, безусловная необходимая сущность; б) в мире нет никакой абсолютной необходимой сущности в качестве его причины.

Вывод И. Канта о возможностях и границах человеческого познания неутешителен: человек не может преодолеть некую запретную черту, за которой скрывается загадочная «вещь-в-себе». Правда, он допускает, что человек соединяется с этой «вещью» с помощью веры (Кант своими «критиками» освободил место для веры).

Что касается второго вопроса относительно того, что должен человек делать, то Кант стоял, по сути, на позициях стоицизма и проповедовал этику долга («категорический императив»). Вера и этика долга дают основания человеку надеяться на прогресс - таков ответ на третий вопрос.

Кант – это настоящий диалектик. Его учение о противоречивости познания и человеческой истории показывает всю сложность и удивительные перевоплощения человеческого существования. Однако диалектика у него – это, скорее, продукт бессилия человека.

И. Г. Фихте (1762-1814), напротив, рассматривал деятельность человека как ведущий фактор человеческой истории. «Я» и «дело-действие» - главные понятия его философской системы. «Я» Фихте - это ощетинившийся, бодрый и агрессивный «зверь», наделенный недюжинными интеллектуальными силами. Весь мир («не - Я») - против него. Диалектика - это снятие противоречия между «Я» и «не - Я».

Фридрих Шеллинг (1775-1854) - продолжатель диалектических идей Канта и Фихте. В отличие от них, он сосредоточил внимание на философии Природы (не индивида). Его натурфилософия базируется на понятии Абсолюта - тождества Природы и Духа. Это тождество не абсолютно и разрывается на Природу и Дух в их отдельности и противоположности. Абсолют Шеллинга - прообраз гегелевской «абсолютной идеи».

 

Литература

 

1.  Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.113-121.

2.  Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.169-187, 239-241, 266-268.

3.  История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.2. С.390-442.

4.  Лосев А. Ф. Дерзание духа.- М.: Политиздат, 1989. С.56-80.

5.  Нарский И.С. Западно-европейская философия ХIХ в. - М.: Высш. шк. 1976. С.81-145.

 

 

Занятие 11. Диалектика Г.Гегеля (2 часа)

  Вопросы:

1.  Философская энциклопедия. Логика:

· онтологическая логика (бытие, сущность, действительность);

· субъективная логика (понятие, суждение, умозаключение);

· учение об идеях (идея жизни, идея познания, абсолютная идея или знание).

2.  Философская энциклопедия. Наука о природе:

·  математика;

·  физика (механика и физика неорганического мира);

·  физика органического мира.

3.  Философская энциклопедия. Наука о духе:

·  дух в его понятии (чувство, представление, мышление);

·  практический дух (право, моральность, государство);

·  дух в его чистом выражении (искусство, религия, наука).

 

Ключевые термины

 

Абсолютная идея, бытие (качество - количество - мера), сущность (сущность сама по себе - явление - действительность), понятие, суждение, умозаключение, логика, истина, объективный дух, субъективный дух, мораль, право, государство, искусство, религия, наука.

 



2019-12-29 171 Обсуждений (0)
Методические рекомендации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методические рекомендации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (171)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)