Регулирование и контроль в системе менеджмента.
В конкурентной среде рыночных отношений эффективный управленческий контроль является важнейшим условием успешной деятельности организации. Контроль поддерживает взаимосвязь различных видов деятельности в рамках организации и отдельных подразделений, стимулирует её эффективность и результативность путём активного воздействия на хозяйственные процессы. В задачу контроля входит сбор, обработка и анализ информации о деятельности фирмы и её подразделений. Сравнение с плановыми показателями, выявление отклонений, анализ их причин, разработка мероприятий для достижения заданного состояния. Современный контроль направлен на предотвращение, а не на исправление ошибок. Управленческий контроль принято рассматривать как процесс проверки и регулирования функционирования организации на основе сопоставления поставленных задач и полученных результатов. Различают 3 вида контроля: 1) Предварительный. 2) Текущий. 3) Заключительный. Все они направлены на решение следующих задач: 1) Своевременно обнаружить во внутренней и внешней среде факторы, которые могут помешать организации в осуществлении её планов и достижении целей. И обеспечить адекватную реакцию организации на эти факторы. 2) Обеспечить сопоставление поставленных задач и полученных результатов в деятельности организации. 3) Дать информацию для оценки деятельности организации за прошлый период и для корректировки её функционирования в будущем. Для оптимального решения этих задач контроль должен быть: 1) Систематическим 2) Комплексным (охватывать не один показатель плана, а все показатели, все направления деятельности организации) 3) Действенным (выявленные изъяны, ошибки, нарушения, промахи в деятельности предприятия должны оперативно устраняться) 4) Гласным 5) Экономичным Основным объектом внутри организационного контроля обычно являются – производственный, технический и кадровый потенциал предприятия, финансовое состояние, промежуточные и конечные результаты выполнения плановых заданий. При этом главной целью контроля должно быть выявление и предотвращение ошибок и просчётов, а не их исправление. Контроль следует рассматривать как процесс содержанием, которого является система взаимосвязанных этапов: 1) Определяются параметры функционирования организации, которые подлежат контролю. 2) Осуществляется наблюдение и измерение контролируемых процессов и результатов. Наблюдение и измерение самый трудный и дорогостоящий компонент контроля. 3) Проводится сравнение полученных результатов с заданными стандартами и показателями. На этом этапе проявляется зависимость контроля от планирования, так как осуществление такого сравнения во многом зависит от качества заданных стандартов и показателей. Если эти стандарты и показатели измеримы, однозначны и понятны, то контроль осуществляется сравнительно легко. 4) Проведение корректировки деятельности предприятия по результатам контроля (регулирование). Регулирование обычно рассматривается в 3 аспектах: 1) Сохранение текущего состояния (когда результаты контроля совместимы с планами и стандартами) 2) Изменение функционирования объекта контроля (основное содержание этой корректировки сводится к приведению контролируемых параметров в соответствии с действующими стандартами и заданными показателями, при этом анализируются и устраняются причины, вызвавшие подобные отклонения) 3) Трансформация эталонов – изменение самих стандартов и показателей по результатам контроля. Существуют и негативные формы контроля: 1) Односторонний контроль, который имеет место тогда, когда исполнитель остаётся в неведении относительно результатов контроля своей деятельности. Не зная оценки, исполнитель теряет ориентиры в дальнейшей работе, что неизбежно подрывает его трудовую мотивацию. Такой контроль бесплоден, поскольку не даёт возможности корректировать действия контролируемого. Для обеспечения результативности контроля его итоги должны быть полностью и своевременно доведены до исполнителя и при необходимости обсуждены с ним, поскольку это поможет ему сделать правильные выводы, а проверяющему получить необходимые объяснения и устранить недоразумения. 2) Скрытый контроль – свидетельствует о моральном неблагополучии в организации и часто практикуется в конфликтных ситуациях. Такой вид контроля не имеет ничего общего с достижением цели организации, а в патологических формах способствует её гибели. 3) Формальный контроль – проверки и анализу подвергаются не истинные результаты деятельности, а вторичные показатели (пребывание сотрудника на рабочем месте, физический объём представленного отчётов, количество переговоров с потенциальными клиентами) такая форма контроля свидетельствует либо о беспечном отношении к этой функции либо о неспособности организовать надлежащую систему контроля. Очевидно что в таком случаи организация расходуя определённые средства на проведение контроля не получает от этого реального результата.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |