ВСЕОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСКУССТВА
I. Слово "искусство" первоначально означало способ действия и ничегобольше. Это безгранично широкое понимание вышло из обихода. II. Впоследствии этот термин постепенно сузился в своем значении и сталприменяться лишь к способу действия во всякой сознательной или сознаниемобусловленной деятельности, -- с тем ограничением, что этот способподразумевает у субъекта либо какую-то подготовку, либо известный навык,либо, по крайней мере, определенную направленность внимания и что, с другойстороны, для достижения нужного результата он может использовать различныеметоды. Мы говорим о медицине как об искусстве; то же самое говорим мы опсовой охоте и верховой езде, о манере жизни или рассуждения. Есть искусствоходьбы, искусство дыхания; есть даже искусство безмолвствования. Поскольку различные методы, ведущие к одной цели, как правило, неодинаково эффективны и рациональны, а с другой стороны, не все в равноймере доступны данному исполнителю, значение этого слова естественнодополняется понятием качества или ценности способа действия. Так, мыговорим: искусство Тициана. Но этот язык смешивает два качества, приписываемые действующему лицу:одно -- это его особый врожденный дар, его индивидуальное, несообщаемоесвойство; другое -- состоит в его "знании", в усвоенном опыте, которыйможет быть сформулирован и сообщен. Поскольку различие это применимо наделе, мы приходим к выводу, что овладеть можно всяким искусством, но отнюдьне всем искусством. И все же смешение двух этих качеств почти неизбежно, иболегче сформулировать их различие, нежели выявить его, наблюдая каждыйотдельный случай. Всякое усвоение требует, по крайней мере, какой-тоспособности усваивать, тогда как самая яркая одаренность, глубочайшеукорененная в личности, может остаться бесплодной или же ничтожной в глазахтретьих лиц -- и даже остаться неведомой самому ее обладателю, -- есливнешние обстоятельства либо благоприятная среда не пробудят ее и еслибогатства культуры ее не разовьют. Словом, искусство в этом значении есть качество способа действия (внезависимости от объекта), которое предполагает неравноценность методов, aследовательно, и результатов, обусловленную неравноценностью исполнителей. III. Это понятие искусства надлежит теперь дополнить новымисоображениями, которые объяснят, каким образом стали относить его к созданиюи восприятию продуктов совершенно особого рода. В наше время проводитсяразличие между художественной работой, которая может означать производствоили операцию какого угодно характера и назначения, и художественным произведением, чьи важнейшие свойства мы попытаемся определить. Необходимоответить на вопрос: "По каким признакам мы узнаем, что данная вещь естьпроизведение искусства и что данная система действий осуществлена во имяискусства?" IV. Наиболее очевидной особенностью произведения искусства можетсчитаться его бесполезность, при том условии, если мы учтем следующиеобстоятельства. Большинство ощущений и восприятий, получаемых нами от органов чувств,не играет ни малейшей роли в деятельности тех систем организма, которыенеобходимы для поддержания жизни. Порой они порождают в нем какие-тонарушения или какие-то вариации отправлений -- то ли в силу своейинтенсивности, то ли затем, чтобы в виде сигналов привести нас в движениеили возбудить. Нетрудно, однако, заметить, что лишь поразительно ничтожная,едва ли не бесконечно малая часть неиссякаемых чувственных раздражений,которые ежемгновенно нас осаждают, необходима и полезна для нашего чистофизиологического существования. Глаза собаки видят звезды, но существоживотного не дает развиться увиденному: оно тотчас его стирает. Уши собакиулавливают некий звук, который ее распрямляет и настораживает; однако еесущество усваивает этот звук ровно настолько, чтобы суметь претворить его вмгновенное и однозначное действие. На восприятии оно не задерживается. Итак, подавляющая часть наших ощущений бесполезна для отправлениянаших основных функций, а те из них, которые чем-то полезны, играют чистопосредствующую роль и молниеносно преобразуются в понятия, намерения илидействия. V. С другой стороны, анализ наших возможных действий заставляет насобъединить или даже связать с обозначенной выше категорией бесполезностикачество произвольности. Поскольку мы испытываем больше ощущений, чем этонеобходимо, нам доступно больше комбинаций наших двигательных органов и ихдействий, нежели, строго говоря, таковых требуется. Мы можем начертитькруг, играть мускулами лица, идти в такт и т. д. Мы можем, в частности,употребить свои силы для придачи формы какому-то материалу, вне всякойпрактической цели, а затем отбросить или забыть созданный нами предмет,ибо для наших жизненных потребностей и это изготовление и это отбрасываниеравно несущественны. VI. Исходя из этого, можно связывать всякую личность с тойпримечательной сферой ее бытия, которая складывается из совокупности"бесполезных ощущений" и "произвольных действий". Открытие искусстваозначало попытку придать одним своего рода полезность, другим -- своегорода необходимость. Но эта полезность и эта необходимость отнюдь не являются ни очевидными,ни всеобщими, в отличие от жизненной пользы и необходимости, о которых былосказано выше. Всякий чувствует их на свой лад и оценивает или использует ихпо своему усмотрению. VII. Однако наши бесполезные ощущения бывают подчас чрезвычайнонавязчивы, и мы понуждаемся ими желать, чтобы они тянулись подольше иливозрождались. Иногда же они стремятся заставить нас искать иных, подобныхим, ощущений, способных удовлетворить своего рода потребность, которую онивызвали. Итак, зрение, осязание, обоняние, слух и движение побуждают насвременами задерживаться на чувственном восприятии и действовать такимобразом, чтобы возрастали интенсивность и длительность их ощущений. Этодействие, в своих истоках и цели определяемое чувствительностью, котораянаправляет его также и в выборе средств, резко отличается от действийпрактического характера. В самом деле, эти последние отвечают напотребности и влечения, которые нужно удовлетворить, чтобы они тотчас себяисчерпали. Когда голодный человек насытится, чувство голода у него исчезаети одновременно испаряются образы, в которых оно выражалось. Совсем иноепроисходит в той особой сфере чувствительности, которую мы рассматриваем:удовлетворение воскрешает желание, ответ восстанавливает потребность,обладание разжигает вкус к обладаемому: одним словом, чувство побуждаетжаждать себя и поддерживает эту жажду до бесконечности, так что несуществует ни четкого срока, ни определенных границ, ни завершительногоусилия, способных исчерпать этот эффект взаимовозбуждения без помощи извне. Построить систему чувственных объектов, которая обладала бы этой особенностью, -- такова сущность проблемы Искусства; таково его необходимое,но далеко еще не достаточное условие. VIII. Следует задержаться на этом последнем вопросе; чтобы показатьего важность, мы обратимся к специфическому феномену, связанному счувствительностью сетчатки. Этот орган после сильного раздражения реагируетна цвет раздражителя "субъективным" испусканием другого цвета, называемогодополнительным и всецело обусловленного первичным, -- цвета, который в свойчеред уступает место предшествующему -- и так далее. Это своеобразноеколебание продолжалось бы до бесконечности, если бы усталость самого органане ставила ему предела. Как показывает этот феномен, местнаячувствительность способна проявлять себя в качестве обособленного производителя последовательных и как бы симметрических восприятий, каждое изкоторых, очевидно, порождает с необходимостью свое "противоядие". С однойстороны, это локальное свойство никак не участвует в "полезном зрении",которому, напротив, оно может только вредить. "Полезное зрение" удерживаетиз восприятия лишь то, что может вызвать мысль о чем-то постороннем,пробудить некое "понятие" или подвигнуть к действию. С другой стороны,однородные парные сочетания дополнительных цветов образуют некую системуотношений, ибо каждому наличному цвету соответствует потенциальный и каждомуцветовому восприятию -- определенная замена. Эти и им подобные отношения,не играющие никакой роли в "полезном зрении", играют чрезвычайно важнуюроль в той организации чувственных объектов и в той попытке придатьизлишним для жизни ощущениям своего рода необходимость и полезность,которые мы оценили как основные признаки, определяющие искусство. IX. Если от этого элементарного свойства раздраженной сетчатки мыперейдем теперь к свойствам наших органов тела, особенно органов наиболееподвижных, и если мы проследим их двигательные и силовые возможности, ни скакой пользой не связанные, мы обнаружим в недрах этих последнихнеисчислимое множество комбинаций, в которых осуществляется то условиевзаимодействия, повторяемости и бесконечной живучести, какое былорассмотрено выше. Ощупывать предмет значит искать рукой определенную систему осязаний, и если, узнавая этот предмет либо не узнавая его (и вдобавокзабыв о том, что знает о нем наш разум), мы испытываем желание или понуждение до бесконечности повторять это хватательное усилие, чувствопроизвольности нашего действия постепенно нас покидает, и в нас появляетсячувство необходимости его повторения. Наша потребность возобновлять движениеи углубляться в вещественное познание предмета показывает нам, что его формаболее всякой другой способна питать наше действие. Эта благоприятная формапротивостоит всем прочим возможным формам, поскольку она странным образомпобуждает нас искать в ней взаимодействия двигательных ощущений с ощущениямиосязательными и силовыми, которые благодаря ей становятся как быдополняющими друг друга, в результате возникающих соответствий междунажатиями руки и ее смещениями. Если же мы пытаемся в свой черед сообщитьнадлежащему материалу такую форму, которая удовлетворяла бы тем жеусловиям, значит мы создаем произведение искусства. Все это можно выразить вобщих чертах понятием "творческого восприятия", но это претенциозноевыражение предполагает больше смысла, нежели реально содержит его в себе. X. Одним словом, существует обширная сфера деятельности, которойчеловек, ограничивающийся тем, что связано с его прямыми жизненнымипотребностями, вполне может пренебречь. Она противостоит также собственноумственной деятельности, ибо сущность ее -- в развитии ощущений, котороестремится множить или продлевать то, что разум стремится вытеснить илипреодолеть, -- точно так же, как, чтобы добраться до смысла высказывания,он стремится уничтожить его звуковую субстанцию и структуру. XI. Но, с другой стороны, эта самая деятельность органически неприемлет пустого бездействия. Восприятие, которое служит ей основой ицелью, боится пустоты. Оно стихийно реагирует на уменьшение раздражителей.Всякий раз, когда человек на какой-то момент освобождается от трудов изабот, в нем происходит некая внутренняя трансформация, котораясопровождается выработкой элементов, призванных восстановить равновесиемежду возможностью и действительностью восприятия. Выведение узора наслишком голой поверхности, рождение мелодии в слишком давящем безмолвии --все это лишь реакции и замены, возмещающие отсутствие раздражителей, -- какесли бы это отсутствие, которое мы выражаем простым отрицанием, действовало на нас положительно. Мы можем выявить здесь исходный принцип, на котором строитсяхудожественное произведение. Это последнее определяется тем, что ни "идея",которую оно может внушить нам, ни действие, к которому оно нас побуждает, неподытоживают и не исчерпывают его: сколько бы ни вдыхали мы запах цветка,услаждающий органы обоняния, мы не можем избавиться от этого аромата, ибо,впивая его, мы лишь возбуждаем потребность в нем; и никакое воспоминание,никакая мысль, никакое усилие не способны уничтожить его эффект и совершенноосвободить нас от его власти. Именно этого добиваемся мы, когда хотимсоздать произведение искусства. XII. Такой анализ простейших и основополагающих фактов, касающихсяискусства, заставляет нас во многом переосмыслить обычное представление овосприятии. Этим понятием объединяют исключительно рецептивные ипередаточные свойства; мы убедились, однако, что к ним следует присовокупитькачества порождающие. Вот почему мы так подчеркивали роль дополнителей.Если кто-либо не знает, никогда не видел зеленого цвета, ему достаточно, неотрываясь, смотреть на красный предмет, чтобы через какое-то время в себесамом почерпнуть ощущение, дотоле неведомое. Мы убедились также, что восприятие не ограничивается пассивнымиответами, но само подчас рождает потребность и на нее отвечает. Все это относится не только к ощущениям. Если мы рассмотрим внимательновозникновение, действие и любопытные циклические чередования умственныхобразов, мы обнаружим те же отношения симметрии и контраста и, главное, туже систему бесконечно возобновляющейся интенсивности, какие мы наблюдали впределах местного чувственного восприятия. Эти конструкции могут бытьсложными, могут вызревать долго, могут воспроизводить явления внешние иприменяться порой к требованиям практической пользы, но они всегда связаны стеми процессами, которые мы описали, когда рассматривали чистое ощущение.Примечательна, в частности, потребность снова видеть и слышать увиденное иуслышанное, переживать нечто до бесконечности. Любитель формы подолгуласкает бронзу или камень, которые завораживают его чувство осязания.Любитель музыки кричит "бис" или сам напевает восхитившую его мелодию.Ребенок требует повторения сказки и кричит: "Еще!.. " XIII. Человеческая изобретательность сумела чудесно использовать этиэлементарные свойства нашего восприятия. Богатство произведений искусства,созданных на протяжении веков, широта средств, разнообразие видов этихорудий чувственной и эмоциональной жизни поражают мысль. Но это мощное развитие стало возможно только благодаря участию тех наших способностей, вчьей деятельности восприятие играет лишь второстепенную роль. Те нашикачества, которые не являются бесполезными, но которые либо необходимы,либо полезны для нашего существования, были развиты человеком и сталимогущественней и отчетливей. Власть человека над материей набирает всебольше точности и силы. Искусство сумело воспользоваться выгодами этойвласти; разнообразная техника, созданная для потребностей практическойжизни, предоставила художнику свои инструменты и методы. С другой стороны,интеллект и его отвлеченные средства (логика, систематика, классификация,анализ фактов и критика, которые подчас препятствуют восприятию, ибо, впротивоположность ему, всегда тяготеют к некоему пределу, преследуютконкретную цель -- формулу, дефиницию, закон -- и стремятся исчерпать либозаменить условными знаками всякий чувственный опыт) снабдили Искусство болееили менее эффективным оружием обновленной и переработанной мысли, основаннойна четких волевых операциях, изобилующей пометами и формами, изумительнымипо своей всеобщности и глубине. Это сотрудничество, в частности, вызвало кжизни Эстетику -- или, лучше сказать, множество разных эстетик, которые,рассматривая Искусство как проблему познания, попытались выразить его вчистых понятиях. Оставив в стороне собственно эстетику, чья областьпринадлежит по праву философам и ученым, роль интеллекта в искусстве должнабыть подвергнута обстоятельному исследованию, которое можно здесь тольконаметить. Ограничимся покамест ссылкой на бесчисленные "теории", школы,доктрины, которые породили и которых придерживались сотни художников новоговремени, и на бесконечные споры, в которых мелькают вечные и неизменныеперсонажи этой "Commedia dell'arte": Природа, Традиция, Новаторство, Стиль, Правдивость, Прекрасное и т. д. XIV. Искусство, рассматриваемое какопределенная сфера деятельности в современную эпоху, должно было подчинитьсяобщим требованиям социальной жизни этой эпохи. Оно заняло свое место вмировом хозяйстве. Производство и потребление художественных произведенийутратили свою взаимную независимость. Они стремятся организовать своиотношения. Поприще художника снова становится тем, чем было оно вовремена, когда в художнике видели мастера, -- то есть узаконеннойпрофессией. Во многих странах государство пытается управлять искусствами;оно берет на себя заботу о сохранности их творений, оно "поощряет" их какумеет. Некоторые политические режимы стремятся вовлечь их в своюпрозелитистскую деятельность, воскрешая тем самым практику, которой во всевремена следовали все религии. Искусство получило от законодателя статут,который, устанавливая право собственности на произведения и определяяусловия его действия, приходит к явному парадоксу, ибо наделяетограниченным сроком право более обоснованное, нежели большинство тех, какиезаконом увековечены. У Искусства есть своя пресса, своя внутренняя ивнешняя политика, свои школы, свои рынки и свои фондовые биржи; есть у негодаже свои депозитные банки, где постепенно накапливаются огромные капиталы,из века в век создаваемые "творческим восприятием", -- музеи, библиотеки итому подобное. Таким образом, оно сравнялось с утилитарной Индустрией. С другойстороны, многочисленные поразительные трансформации мировой техники,которые во всех областях делают предсказания невозможными, неизбежно должнывсе больше влиять на судьбы Искусства, порождая еще небывалые средствавоздействия на восприятие. Уже изобретение Фотографии и Кинематографаизменило наши понятия о пластических искусствах. Вполне возможно, чтотончайший анализ ощущений, к какому приводят, по-видимому, определенныеметоды наблюдения и регистрации (например, катодный осциллограф), побудитизмыслить такие методы воздействия на чувства, рядом с которыми и самамузыка, даже музыка "волн", покажется чрезмерно сложной в своей механике идопотопной в своих притязаниях. Между "фотоном" и "нервной клеткой" могутустановиться совершенно невероятные связи. Однако различные признаки способны вызывать опасения, что ростинтенсивности и точности в сочетании с постоянной сумятицей в сознаниях иумах, которые равно порождаются могучими открытиями, преобразившими жизньчеловека, будут все более притуплять его восприятие и лишат его интеллектпрежней остроты.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |