«Искусство учит нас … чему?»
Цель: формирование мотивации к осознанному нравственному выбору в жизни.
Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личности учащихся.
Задачи:
- задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
- воспитание морально-нравственных качеств личности;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
- формирование эстетических потребностей;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- формирование умения целеполагания; умения планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей, делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее
Планируемые результаты:
Личностные:совершенствование духовно-нравственных качеств личности, чувства ответственности, развитие морального сознания.
Метапредметные:
познавательные: развитие мотивов и интересов познавательной деятельности, выполнение учебно-познавательных действий, осуществление для решения воспитательных задач операции анализа, синтеза, обобщение, выводы;
коммуникативные: участие в диалоге с учителем, одноклассниками, формулирование собственных мыслей, высказывание и обоснование своей точки зрения, построение монологических высказываний, осуществление совместной деятельности в группах с учётом конкретных воспитательных, познавательных задач;
регулятивные: принятие воспитательной задачи.
Предметные : формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать увиденное, услышанное.
Форма проведения: мастерская общения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал, отрывок из произведения Е. Носова «Покормите птиц», фломастеры, стенгазета «Лоскутное одеяло».
Используемые методы:
- информационно-рецептивный (осуществляется восприятие и осмысление знаний, фиксация в памяти учащихся);
- частично-поисковый (эвристический – учащиеся рассуждают, обобщают, делают выводы);
- беседа;
- просмотр.
Прием «Лоскутное одеяло».
Используемые формы работы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Используемые педагогические технологии (элементы):
технология критического мышления;
технология сотрудничества;
технология развития творческого воображения;
здоровьесберегающие технологии;
ИКТ технологии.
Ход классного часа
Название этапа
| Цель этапа
| Деятельность
классного руководителя
| Деятельность
учащихся
| Результат этапа, УУД
|
1. Организационный этап
| Активизировать внимание учащихся.
| Вступительное слово. Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут Мурашева Виктория Анатольевна, и сегодня я приглашаю вас в мастерскую общения. В мастерской можно общаться, высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным и плодотворным.
Активизация внимания учащихся с помощью презентации. (Просмотр видеоряда «Наши талантливые земляки».)
| Учащиеся включаются в работу.
| Включение в процесс деятельности.
|
2. Мотивация деятельности
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала.
| Классный руководитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем классном часе?
| Отвечают на вопросы.
| Личностные :
Умение излагать свои мысли, делать выводы, выделять главное и второстепенное.
Познавательные: осознают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.
|
3. Целеполагание
| 1.Сформулировать тему классного часа.
2. Поставить цель классного часа.
| Классный руководитель:
Жил старик в глухих лесах, в которых никогда не слышали о море. Никто не знал, да и сам старик уже не помнил, откуда у него взялась перламутровая морская раковина. Но чудо было известно далеко за пределами его селения. С годами сложилась традиция: каждый юноша и девушка, достигший зрелости, приходили к старцу и прикладывали ухо к раковине. И каждому старик определял дальнейший жизненный путь. Кто-то слышал шум битвы и был бесстрашным воином, кто-то шум воды и был отважным мореплавателем, кто-то крики редкостных птиц, и старик предсказывал ему судьбу великого путешественника. Однажды к старцу пришла юная девушка. И так, и этак она прикладывала ухо к раковине, но ничего не услышала. Тогда мудрец предложил ей предположить для чего может пригодиться красивая, перламутровая раковина. Долго думала девушка, потом ответила – может быть из нее можно сварить суп. Ничего не ответил старик, лишь погладил красавицу по голове.
Так и искусство всем открывается с разных сторон, формирует разные качества личности, а кому-то не открывается вообще.
Сформулируйте тему нашего классного часа.
Искусство …чему оно учит.
Один слышит в раковине шум моря, а другой хочет сварить из нее суп…
Все зависит от духовного начала человека, уровня образования, воспитанности и многих других составляющих, из которых и складывается личность.
Сформулируйте цель и задачи нашего урока.
| Совместная работа с классным руководителем, самостоятельно формулируют цель классного часа и задачи.
Отвечают на вопросы.
Ответы.
| Личностные:
умение сотрудничать, отстаивать своё мнение.
Познавательные: извлечение информации из различных источников, установление причинно-следственной связи между действиями и явлениями.
Регулятивные: самостоятельное формулирование темы, задач.
|
4. Актуализация и пробное действие
| Воспроизведение изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
| У Евгения Носова есть замечательное произведение «Лоскутное одеяло», в котором каждый кусочек – это воспоминание… воспоминание о дорогих людях, значимых моментах жизни. Мы сегодня тоже попробуем сшить с вами лоскутное одеяло. Только заполним его не воспоминаниями, а будущим! Теми качествами человека, которые необходимы для развития личности, настоящего патриота своей страны. А проводником в этом нелегком труде будет творчество наших земляков.
На уроках литературы вы изучали произведение Е. Носова, отрывок из которого лежит перед вами. Прочтите отрывок и обсудите в парах, к каким качествам характера призывает автор? Запишите самое важное качество на ваш взгляд и приклейте его на наш лоскуток одеяла.
|
Вспоминают ранее изученное произведение.
Знакомятся с предложенным отрывком.
Отвечают на вопрос.
Ответы.
| Личностные:
умение слушать, выделять свою позицию.
Регулятивные:
планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения.
Познавательные:
построение рассуждения, умение давать определение понятиям.
Коммуникативные:
контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.
|
5. Практическая деятельность
Динамическая пауза
|
| Прослушайте, пожалуйста, музыкальное произведение Георгия Свиридова.
Опишите ваши ассоциации. Повернитесь друг к другу и обсудите в группах, какие качества личности формирует композитор через свое произведение. Оформите второй лоскуток нашего одеяла.
Ребята, мы с вами шьем лоскутное одеяло. Работа интересная, но трудная, и, в первую очередь, устают от шитья глаза. Давайте немного отдохнем и расслабим наши глазки под прекрасную музыку.
Отдохнули, пора и за работу.
Перед вами видеоряд картин замечательного курского художника Александра Дейнеки.
Посмотрите внимательно и подумайте, что формирует живопись в человеке? (Ответы: чувство прекрасного, эстетику, любовь к спорту, любовь к природе, любовь к родному краю.)
Оформите ваши мысли на бумаге и не забудьте украсить еще один лоскуток нашего одеяла.
Михаил Щепкин, великий актер, известный многими ролями. Но более всего известен он ролью Городничего из комедии «Ревизор». Я предлагаю вам побыть немного актерами и вспомнить небольшую сцену из бессмертного произведения Н. В. Гоголя.
Какие пороки современного ему общества поднимает автор?
И как мастерски наши актеры это показали. К чему призывает нас это произведение? Какие качества нужно воспитывать в себе?
Украсьте наш последний лоскуток самыми важными на ваш взгляд качествами
Вот такое красивое лоскутное одеяло у нас получилось, сотканное из таких качеств, как милосердие, доброта, патриотизм и др.
А последний лоскуток остался неукрашенным – это, ребята, ваше будущее. И от вас зависит, какими красками вы его раскрасите, но я желаю вам, чтобы в вашем лоскутном одеяле жизни были только радужные краски.
|
Слушают «Военный марш» Г. Свиридова. Отвечают на вопрос.
Делают гимнастику для глаз.
Просматривают картины, отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы.
Мини-театрализация: отрывок из комедии Гоголя «Ревизор».
Отвечают на вопросы, делают выводы.
| Личностные :
закрепляют и приобретают новые знания и умения.
Познавательные:
слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные:
Контроль эмоционального собственного состояния.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.
|
6. Рефлексия
| Соотнесение цели классного часа и результата.
| Рефлексия.
Ребята, сегодня мы говорили об искусстве, о том, чему оно учит. Перед вами лежат разноцветные стикеры. Я попрошу вас вышить наш последний кусочек одеяла – если сегодняшняя наша встреча научила вас тому, что искусство – эстетическое удовольствие, а также играет огромную роль в формировании личности человека – приклейте желтый или оранжевый стикер. Если вы считаете, что главная и единственная функция искусства – дарить удовольствие, то приклейте красный стикер, ну и если вы считаете, что искусство вообще не нужно в наш современный техногенный век, то приклейте желтый стикер.
А я хотела бы закончить нашу встречу словами Еврипида: «Истинной жизни нет без искусства»
Спасибо огромное за сотрудничество. С вами было приятно работать.
|
Заполняют последний лоскуток одеяла разноцветными листьями.
| Личностные:
применять правила сотрудничества в группе.
Познавательные:
устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий.
Приобретают умения мотивированно организовать свою деятельность.
Регулятивные:
оценивают свою работу.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных познавательных задач.
|
|
Белых Марина Андреевна,
учитель информатики,
классный руководитель 6 В класса
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 18
имени А.С. Сергеева»
|