Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А. М. Пешковский «Объективная и нормативная точка зрения на язык»



2020-02-03 779 Обсуждений (0)
А. М. Пешковский «Объективная и нормативная точка зрения на язык» 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

Прочитайте отрывки из научной и научно-популярной литературы о языке. Ответьте на вопрос, почему изучение норм речевой культуры, формирование навыков грамотной устной и письменной речи является одним из обязательных условий профессиональной подготовки работников детских садов и начальных школ и специалистов по семейному воспитанию. Подумайте, с каких позиций известные лингвисты призывали подходить к изучению языковых фактов в школе и педагогическом вузе.

Л.В. Успенский «Хорошо или правильно? Культура речи»

<...> культура речи будущего человека может, как собственно и любое другое свойство его языка, создаться только на закваске языковых и речевых навыков его окружения – семьи и родителей – в самом раннем детстве; семьи, школы и того, что можно определить неопределенным словом – знакомые, - в позднем детве и отрочестве; наконец, семьи и широчайшего слоя сверстников – в юности.

Скорее всего, уже на этой ступени молодой человек получает и право, и возможность (не всегда реализуемую) самому формировать свои речевые навыки, придавать им большее совершенство или, наоборот, разрушать привитую ему раньше культуру речи. <…>

Это положение еще раз показывает нам, что, вознамерившись выработать «культуру речи» следующего за вами поколения, прежде всего надо утвердить ее на уровне речи поколения старшего, вашей собственной речи. Ибо нельзя создать для дитяти особую «речевую диету», режим, отличный от режима взрослых. <…>

Вы хотите, чтобы ваш отпрыск в будущем заговорил хорошо. А позвольте вас спросить, как говорите вы сами – хорошо или не очень? Не надо обижаться на это мое сомнение! Поступившему в вокальный класс консерватории преподаватель без труда дает понять, что он совершенно не умеет дышать, хотя и продышал уже 18 и 20 лет своей жизни. Так и тут: пока вы говорили, болтали, трепались, чинно беседовали между собой в течение долгих лет, вам не было так уж существенно, как, на каком уровне вы это делали. Вас понимали, и этого было вам достаточно.

Но теперь положение коренным образом изменилось; теперь вы хотите добиться, чтобы ваш ребенок в своем взрослом будущем стал хорошо говорить. Я думаю, теперь вам уже ясно, что это сможет произойти лишь в том случае, если у него будет надлежащий образец, своего рода «речевая матрица» для подражания. То есть, иначе говоря, надо, чтобы культура речи, прежде чем перейти в него, присутствовала бы в вас.

<…> Вам может показаться обременительным все то, что я тут вам советую. Как, малыш едва успел появиться на свет, а вам уже надо не только заботиться о его физическом благоденствии <…>, оказывается, вам надо начать следить за собственной речью, что-то изменять в ней, от чего-то отвыкать, к чему-то новому приучаться!

А как же вы думали! Воспитание ребенка и вообще далеко не легкое дело, а если, ко всему прочему, вы задались целью сделать из него хорошо говорящего человека, это, естественно, создаст для вас и некоторые дополнительные лишения и трудности.

А. М. Пешковский «Объективная и нормативная точка зрения на язык»

Объективной точкой зрения на предмет следует считать такую точку зрения, при которой эмоциональное и волевое отношение к предмету совершенно отсутствует, а присутствует только одно отношение – познавательное <…> Для настоящего лингвиста нет в процессе изучение языка <…> ни «правильного» или «неправильного» в языке, ни «красивого» и «некрасивого», ни «удачного» и «неудачного» и т.д., и т.д. <….>

Такова объективная точка зрения на язык. Как видит читатель, она диаметрально противоположна обычной, житейско-школьной точке зрения, в силу которой мы над каждым языковым фактом творим или по крайней мере стремимся творить суд, суд «неправый» и зачастую «немилостивый». Мы или признаем за фактом «право гражданства» или присуждаем его сурово к вечному изгнанию из языковой сферы. Суд этот обычно бывает пристрастнейшим из всех судов на земле, так как судья руководится прежде всего своими языковыми привычками и вкусами, а затем смутным воспоминанием каких-то усвоенных на школьной скамье законах – «правилах». Но, во всяком случае, он убежден, что для каждого языкового случая такие правила существуют, что все, чего он не доучил в школе, имеется в полных списках, хранящихся в недоступных для профана местах, у жрецов грамматической науки, и что последние только составлением этих списков «живота и смерти» и занимаются. <…> мы назовем эту точку зрения нормативной <…>.

В школе эти две стороны должны войти в теснейшее соприкосновение уже по одним методическим причинам. Изучение одних сухих «норм» высшей «литературности» без объяснения, откуда они взялись, насколько совпадают с разговорной действительностью и насколько отличаются от нее, было бы нестерпимо скучным. Это равнялось бы зубрению языкового «свода законов» без всякого юридического освещения, что, как известно, ни в одной юридической школе не практикуется. С другой стороны, одно наблюдение за языком без всякого практического применения этого наблюдения было бы, по крайней мере для школьника первой ступени, безусловно. Не по плечу. Теоретический интерес должен поддерживаться практическим, практический – теоретическим. Ребенок должен отчетливо понимать, что он учится хорошо говорить, но для того, чтобы этому научиться, надо прислушиваться к тому и подумать над тем, как люди говорят. Уже и в детском уме объективная и нормативная точки зрения должны прийти в должное равновесие и взаимодействие. Но для этого надо, чтобы последнее твердо и стройно установилось в уме учителя. <…>

 



2020-02-03 779 Обсуждений (0)
А. М. Пешковский «Объективная и нормативная точка зрения на язык» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А. М. Пешковский «Объективная и нормативная точка зрения на язык»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (779)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)